Главная страница » Статьи »

Интервью с 14-летним Николаем Белиовским, получившим премию международного смотра научно-исследовательских проектов Intel ISEF

текст: Екатерина Шокурова, фото: Кирилл Чернов.

В мае 2007 года в Альбукерке (США) прошёл финал традиционного международного смотра научно-исследовательских проектов учащихся Intel ISEF. Более 20-ти победителей смотра впоследствии стали нобелевскими лауреатами, а трое получили премии Филдса (высшая награда в области математики). По числу школьников, награждённых за последние 5 лет в секциях математики и химии, Россия занимает 1 место. Проект, представленный зеленоградским учащимся Николаем Белиовским (14 лет), осуществлённый им совместно с Иваном Щигрёвым (16 лет, Москва), занял 4-е место в секции физики и получил премию 500 долларов. Всего по физике было представлено 117 работ, над ними работали 341 мальчик и 211 девочка. Наш корреспондент взял интервью у Николая Белиовского:

Николай Белиовский
Николай Белиовский

Ваша работа называется "Датчик магнитного поля на основе слоистой структуры "магнит/пьезоэлектрик/магнит". Почему была выбрана именно эта тема?

Это наиболее перспективная на данный момент тема, потому, что существует множество датчиков магнитного поля и у каждого есть свои недостатки. А конструкция, которую предложили мы с Иваном Щигрёвым, имеет меньше недостатков, чем существующие сейчас.

Как вы познакомились с Иваном Щигрёвым? Подобные совместные проекты рождаются из простой дружбы и неформального общения или коллегу по работе кто-то назначает?

Мы познакомились в лагере под Смоленском, жили в одной палатке. Но коллег, чаще всего, назначают.

В чём заключается новаторство вашего изобретения? Не могли бы вы простым языком описать принцип действия датчика и его "полезность"?

Датчик состоит из 2-х магнитов, между которыми находится слой пьезоэлектрика. Пьезоэлектрик - это материал, который преобразует меняющиеся давления в электрический ток. При изменении магнитного поля меняется давление на пьезоэлектрик и изменяется выходное напряжение. Ранее существующие конструкции измеряли переменное магнитное поле, а наш датчик измеряет постоянное магнитное поле, что труднее.

Понравился ли сам конкурс? Уровень представленных проектов, организация мероприятия? Какие проекты показались наиболее интересными?

Да, всё было отлично, очень понравилось! Проекты были достойного уровня, лучше нашего. Очень интересные проекты были из Америки, один из которых завоевал первое место. Он был про новый вид полимеров. Работы представлены очень разные, и конкурс даёт интересные перспективы. Например, в позапрошлом году победила девочка из Америки, которая придумала перчатки для управления компьютером. Ей дали грант, она открыла фирму и сейчас она миллиардер.

Николай Белиовский
Николай Белиовский

Как вы думаете, если ваш прибор будет доработан, сможет ли он принести материальную выгоду?

Если доработать, то, конечно, сможет. У этой конструкции большие перспективы.

Чего не хватило для того, чтобы занять первое место?

Нам не хватило времени для работы. Если бы мы работали больше года, то смогли бы охватить больше вопросов, решить больше проблем.

На пресс-конференции, прошедшей в российском представительстве корпорации Intel в Москве после конкурса, вы с Иваном заявили, что не патентуете своё изобретение потому, что конструкция ещё не доведена до совершенства. Вы собираетесь дорабатывать свой прибор?

Наверно, да. Это зависит от руководителей.

Что дало участие в конкурсе? Возможность сравнить свой проект с работами других участников, общение с ведущими специалистами в интересной вам области?

Конкурс дал интересные знакомства с авторами иностранных работ. Также мы посмотрели другие работы и поняли, что больше работ в нашей области, которые бы затрагивали магнитное поле и электронику, нет.

Работаете ли сейчас над новыми проектами? Какие темы вам были бы наиболее интересны в будущем?

Нет, мне сейчас важнее хорошо закончить школу. А в будущем хотелось бы вернуться к этой теме.

Вы знакомитесь с последними достижениями науки? Что вам кажется интересным? Чем бы хотелось заняться самому?

Мне интересны космические и информационные технологии.

МИЭТ определён головной организацией по реализации тематического направления "наноинженерия" . Не хотелось бы заняться нанотехнологиями?

Нет, эта область мне неинтересна.

Будете ли принимать участие в смотре Intel ISEF в следующем году, в Атланте?

Сейчас я готовлюсь к поездке в Таиланд в ноябре, на смотр робототехники. Нам надо показать наш уровень, представить робота, сделанного нами. В Атланту поеду, если пройду российский смотр. На нём я представлю продолжение проекта датчика магнитного поля.

Что показалось наиболее интересным в поездке в Альбукерку? Что запомнилось больше всего?

Запомнился сам город, запомнилась природа. Мы были на горе рядом с городом. Вроде, с виду кажется - ничего особенного, а заберёшься на гору, и кругом такая красотища! И культура там совсем другая. Индейцы там:

Приобрели ли вы новых друзей, принято ли на подобных мероприятиях неформальное общение?

Да, принято. Там проводятся дискотеки, экскурсии в музей. В музее было очень интересно - там можно всё потрогать, сделать что-нибудь своими руками.

Гуманитарные науки даются так же легко, как точные?

Нет, с гуманитарными у меня очень трудно. Нет интереса к русскому языку, истории, литературе. И в этом году подтянуть их пока не получилось.

Кем хотите стать в дальнейшем? В какой институт планируете поступать?

Хотелось бы поступить в МГУ на механико-математический факультет. А дальше хотелось бы найти работу, достаточно престижную и прибыльную.

На что вы потратили премию?

Купил фотоаппарат. А ещё мы с отцом откладываем на машину.

Чем занимаетесь в свободное время? Есть ли у вас хобби, увлечения, не связанные с математикой, физикой?

Люблю сидеть в Интернете, плавать, на беговых лыжах кататься. Сейчас вот очень гулять хочется - жарко...

Лидия Георгиевна Белиовская
Лидия Георгиевна Белиовская

Мама Николая, Лидия Георгиевна Белиовская, руководит факультативом по робототехнике в лицее № 1557, в котором учится и сам Коля. Zelenograd.ru уже писал о её работе

Вы закончили МГУ, работали в Институте Общей Физики РАН, на станции Ангиографии, защитили кандидатскую. Почему решили работать с детьми?

Причина - большая любовь к сыну. Потому, что ребёнок родился после развала науки, мы предстали перед проблемой - денег нет, а надо учить сына. И я стала преподавать, сначала в центре медико-психолого-социальной поддержки, в группе работы с одарёнными детьми. Туда мы с Колей начали ходить, когда ему было 6 лет. Занималась развитием педагогических методик. Формальное право на ведение преподавательской деятельности у меня, как у выпускника МГУ, было, а практически пришлось закончить курсы. Я создавала ребятам поле напряжённой трудовой деятельности, разрабатывала новые предметы - робототехника, программирование. Вложила в их развитие много сил. Мои разработки оценили, в прошлом году я получила грант Москвы, в этом - грант Президента. Оба - по 100 тысяч рублей. А вообще эта работа - семейный подряд, и основное в ней - поддержание в ребёнке желания изучать и осваивать новое. Сейчас он в 10-м классе, и у него множество возможностей. Поездки за рубеж, которые дают, в том числе прекрасный уровень английского. Учиться становится интересно. И другие ребята видят, что учёба приносит свои плоды, в школе можно получать интересную, нужную и современную информацию, необходимую для будущей жизни, для участия в мировой экономике, позволяющую общаться, ездить, жить интересно. Для этого необходимо делать реальные шаги уже в школе.

Расскажите о деятельности Школы Сильного Мышления, кружка робототехники. Чем занимаются ребята на занятиях?

Лидия Георгиевна Белиовская
Лидия Георгиевна Белиовская

В школе сильного мышления я начинала работать, это было давно. А в кружке робототехники мы с ребятами проектируем роботов. Они бывают очень разные, и дети приходят разные, и третьеклассники и одиннадцатиклассники. Кто-то остаётся, кто-то уходит, потому, что это довольно тяжёлая и не быстрая работа, на которую, порой, уходит по несколько месяцев. Кроме того, старшеклассники видят "Лего", из которого мы собираем роботов, и считают, что это игрушки, детский сад, а когда стоит задача занять первое место по Москве, то это уже не у всех получается. Надо стараться, работать с упорством. Нужно конструировать, программировать, это не каждому дано и этому нигде не учат. В идеале, конечно, должны помогать родители. Не обязательно помогать какими-то действиями, очень важное значение имеет создание творческой атмосферы.

На занятия факультатива может попасть любой желающий или проводится определённый отбор?

Сейчас кружок робототехники стал межшкольным, придти может любой ребёнок. Но вот остаются не все. Потому, что это тяжело, результат получаешь не сразу. Приходит много детей, но затем происходит процесс отсеивания. Третьеклассников прошу приходить с родителями, потому, что занятия проводятся для всех возрастов одновременно, и старшим детям бывает тяжело сосредоточиться на проблеме, когда младшие, уставшие после учебного дня, начинают бегать по помещению, громко разговаривать. Потому я прошу родителей их утихомиривать.

В чём минусы и плюсы работы с одарёнными детьми?

С одарёнными детьми работать очень тяжело. Дети довольно специфические, их уже на начальном этапе настраивают определённым образом. Когда приходит к нам ребёнок увлекающийся чем-то, то в соответствии с бытующей теорией, ему тут же начинают внушать, что он человек неординарный, что он должен сам к себе относиться с большим уважением, что он ребёнок не обычный. Я считаю, что это неправильно. Поэтому в дальнейшем с ними очень трудно сотрудничать, они себя слишком высоко ставят. Мне кажется более правильной система обучения как в средние века, когда ученик приходил к мастеру, и он был для него авторитетом. А сейчас ребёнок может у тебя мышку выхватить, сказать "Дайте, я вам сам покажу!", причём это всё в не очень вежливой форме. Меня это задевает и с подобными детьми у меня общение затруднено. Ведут они себя временами неадекватно, нет простоты в общении. У кого этой проблемы нет, у того большие результаты, потому, что ты открываешься для этого ученика, стараешься ему передать всё, что у тебя накопилось, мы доверяем друг другу. А в некоторых случаях нет этого доверия, и между учеником и учителем стоит стена, нет эмоциональной составляющей, при которой развитие идёт по экспоненте. Трудно учителю ещё и потому, что без конца приходится учиться. Никакой личной жизни, никаких женских забот и стильных штучек, никакого гламура, только непрерывные учебники. Рыщешь как волк, выискивая новую информацию, и это процесс непрерывный, потому, что как только из него выбываешь, у тебя уже нет диалога с детьми, которые постоянно ждут от тебя чего-то нового, интересного.

Талант, одарённость - это качества, заложенные в человека от рождения или вундеркинда можно вырастить из обычного ребёнка?

Можно, конечно, сделать из обычного, если родители и педагоги создадут условия. Любой ребёнок может "проснуться", если будет постоянная поддержка. Коля, например, с раннего детства участвовал в выставках, мы ездили на ВВЦ. А выставка - это же всегда интересно! Это общение, необычная обстановка, награждение, это всегда положительные эмоции и ребёнку становится заниматься этим интересно. Если поддерживать его в подобном состоянии, то учёба будет даваться легче и интересней.

Помогаете ли вы вашему сыну в подготовках работ к конкурсам или он уже самостоятельно готовится? Не случается ли ситуация, когда "Папа у Васи силён в математике"?

Конечно, помогаю. Но выходит на конкурс-то ребёнок, а не я. И предстаёт перед рефери он, и защищает свою работу. Что-то надо подправить, изменить - и ни папа, ни мама тут не помогут. Роботы, например, привозятся на конкурс в разобранном виде и ребёнок должен перед комиссией за час его собрать. Коле, в этом плане сложно, потому, что у него мама - сильный программист, папа - сильный физик. Я стараюсь минимизировать время ребёнка при выполнении задачи. Дать нужную ему сейчас информацию тогда, когда она требуется, а не отсылать к книжкам, чтобы он копался в них, поэтому идёт очень быстрый рост. Вырисовывается кратчайшая образовательная траектория. Эта краткая сжатая информация должна ребёнком запоминаться, если ребёнок не может запомнить, он должен записывать. Так закладываются навыки профессиональной работы, помогающие увеличивать темп процесса работы. Многие вещи Коля уже мне подсказывает, идёт процесс обратного возвращения информации. Есть дети, которые приходят с горящими глазами, и говорят "Я вчера с папой обсудил:", и это очень важно.

Учебный год в разгаре, кто-то готовится к очередной контрольной по математике, кто-то планирует поездки на международные конкурсы. В преддверии дня учителя хочется пожелать преподавателям - талантливых учеников. А ученикам - "ни пуха, ни пера"!


Семейный подряд
Семейный подряд


04.10.2007