Главная страница » Статьи »

4-я Всероссийская конференция "Опыт реализации принципа "Одного окна" и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями и корпорациями"

18 сентября в Зеленограде начала свою работу 4-я Всероссийская конференция "Опыт реализации принципа "Одного окна" и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями и корпорациями".

На конференции обсуждались всевозможные стороны внедрения в России стратегии "одного окна" - проекта, который должен преобразовать подход всей государственной машины к работе с населением и юридическими лицами. Инструменты, которые помогут сделать эту работу быстрой и эффективной - это новые технологии многоканального обслуживания, в том числе компьютерные системы и сети, интернет и веб-порталы, мобильные коммуникации. "Одно окно" в реальной жизни означает наиболее рациональное взаимодействие человека (гражданина или предпринимателя) с государственными службами: без простаивания за документами в очередях, без множества лишних процедур и бумажной волокиты, и - в идеале - даже без самого посещения каких-либо учреждений, с повсеместной практикой обращения в них через интернет, телефон или другие современные способы связи.

Участниками конференции стали представители министерства и ведомств, администраций субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Приглашены были также выступить с презентациями сотрудники фирм - системных интеграторов, производителей и поставщиков программно-аппаратного обеспечения, которое используется в государственных системах регистрации прав на недвижимость, БТИ, градостроительной и межведомственной документации.

Организаторами конференции выступили префектура Зеленоградского АО г.Москвы, Департамент территориальных органов исполнительной власти г. Москвы, МОО "ГИС-Ассоциация", НП "РИТИР", при поддержке Минэкономразвития России, Всемирного банка, Минюста России, Минрегиона России, Мининформсвязи России, Минтранса России, Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. Zelenograd.ru обеспечил конференции информационную поддержку. Генеральный спонсор конференции - ЗАО "Энвижн Груп", официальные спонсоры: Научно-технологический центр "ИРМ", Центр "Городские информационные технологии", спонсоры: ГНПП "Гранит-Центр", "ДПИ-компьютерс", Московский институт открытого образования, ЭРМА СОФТ Менеджмент, Autodesk, Microsoft.

Стратегия "одного окна" имеет уже около 10 лет истории существования в России и тесно связана с национальным проектом "Электронная Россия". За время развития стратегии у всех, кто вовлечен в ее реализацию, уже накопился в этом больший или меньший опыт. На смену теоретическим концептуальным построениям пришло обсуждение конкретных проблем и подходов к практического внедрения принципа "одного окна" в городах и регионах. О том, как тяжело идет внедрение единых электронных систем, "снизу" - на уровне различных учреждений, которые привыкли работать с устаревшими, несовместимым, и, подчас, некорректно заполненными базами данных. О том, какие прорехи в законодательстве и недостатки административных регламентов не дают четко выстроить быстрый и легитимный межведомственный электронный документооборот. О том, какие существуют автоматизированные системы и телекоммуникационные решения "одного окна", и как они должны быть доработаны и расширены в будущем.

Зеленоград по поводу накопленного опыта реализации концепции "одного окна" имел полное право сказать свое веское слово, как "город электроники", первым начавший реальное использование многих новых электронных технологий. Поэтому отдельное пленарное заседание первого дня конференции так и называлось - "Информационно-телекоммуникационные технологии в реализации идеи "одного окна". Опыт Зеленограда".

Центральными докладами заседания были доклад Алексея Николаевича Михайлова, начальника Управления информатизации г. Москвы "Роль информационных технологий в реализации системы "одного окна" в Москве" и доклад Анны Николаевны Коробовой, начальника отдела информационных технологий Префектуры Зеленограда "Организация оказания услуг населению Зеленоградского АО г. Москвы в режиме одного окна"

Анна Николаевна Коробова дала интервью корреспонденту Zelenograd.ru

Это первая такая конференция в Зеленограде?

Это третья конференция такого плана в Зеленограде, с телемостом. До этого были семинар для глав управ, когда к нам приехали 123 управы, и конференция по электронному округу. Но конференция всероссийского масштаба на тему "одного окна" у нас первая.

Сколько сегодня гостей на конференции и откуда они?

Сегодня здесь собрались гости из 40 городов 20 субъектов федерации из разных регионов России: Сахалин, Чита, Орел, Белгород, Псков, подмосковные города.

Вы ведь давно этим проектом занимаетесь? Еще с МИЭТа, где вы заканчивали тогда еще экономический факультет, и преподаватели гордились вашим дипломным проектом на тему геоинформационных государственных систем. Как дальше развивалась Ваша карьера?

Я работала в управе Матушкино-Савелки (тогда еще - управа №1), потом недолго - в Управе Крюково, и потом перешла в Префектуру, на должность ведущего специалиста. Сейчас я начальник отдела... Стратегию "одного окна" я сопровождаю с самого начала.

Зеленоград в плане реализации этой стратегии занимает передовые позиции?

Очень уважаемый мной эксперт Всемирного банка сказал, что, судя по тому, что он видел, мы - в верхнем эшелоне. Ему очень понравился фильм о "многоканальном доступе к электронным услугам", где мы показали, как осуществляется этот доступ через Центр обслуживания населения, через портал www.zelao.ru, через е-мейл. Сейчас мы начали делать сервисы через СМС-рассылку

СМС-рассылки скоро начнут работать?

Сейчас они в стадии тестирования.

А как конкретно это будет работать?

Будет несколько способов подписки. Простейший - послать СМС с нужным текстом на номер 1082. После чего на мобильный телефон будут приходить, например, городские новости. Информация о приходе автобусов или о пробках на Ленинградском шоссе будет приходить по запросу.

Все эти СМС-услуги будут платные?

По завершению фазы тестирования мы планируем сделать их платными, но это обычная для таких сервисов небольшая плата - 3-5 долларов в месяц.

А как это будет организовано по пробкам на Ленинградском шоссе - в сотрудничестве с ГИБДД?

Нет. У нас на каждом автобусе стоит GPS-навигатор, и даже через сайт можно сейчас посмотреть, когда тот или иной автобус приходит к остановке. А на Ленинградском шоссе 400-е автобусы будут служить "агентами" по передаче информации о пробках.

Примечание: по информации с сайта Префектуры Зеленограда, 26 сентября началось тестирование СМС-сервиса рассылки оперативных новостей с сайта www.zelao.ru на мобильные телефоны по подписке; для оформления подписки необходимо послать "Зелао" на номер 1082.

На какие страны помимо российского опыта построения муниципальных электронных систем Вы ориентируетесь?

Я говорила в своем докладе, что наиболее развитые сегменты "электронного правительства" это Северная Америка, Канада, Бразилия частично (сегодня как раз будет представляться бразильская программа PoupaTempo с электронными сервисами). Еще мы смотрим опыт Австралии, Южной Кореи, Эстонии и Швеции (у них очень много сделано в рамках мобильных технологий), Западной Европы - Германии, Великобритании.

Электронные системы предполагают грамотность не только операторов, но и самих пользователей. Как Вы считаете, у нас достаточно люди подготовлены и заинтересованы в этих сервисах, чтобы их использовать в своей жизни?

Есть такой термин "тысячелетники", "миллениус". Это люди, которые родились в последние 20 лет, с 1980 по 2000 год. Эти люди, по исследованию, обладают "врожденной" способностью к новым технологиям. У них нет пока достаточного опыта, но они все находят с помощью таких технологий, как Интернет. И наш сайт, портал, мобильные сервисы - это, конечно, задел на будущее, на это поколение, которое еще только начинает приходить. А как традиционные каналы мы как раз развиваем центры обслуживания населения, оснащаем "службу одного окна", стремясь сделать многоканальными способы общения населения с обслуживающими организациями.

Какие технологии будущего существуют пока только в виде идей и задумок?

Сейчас мобильный проект для нас имеет наибольший приоритет, он совершенно инновационный, в России мы его аналогов не нашли. Это не только СМС-услуги, но и, например, мобильная медицина. Например, если у человека какая-то патология или хроническое заболевание, экономичней и лучше не держать его в больнице, а вести за ним постоянное наблюдение. Для этого к человеку прикрепляют датчики, и если ему становится плохо - через GPRS идет сигнал, что нужна скорая помощь. Еще есть проект "Электронное образование" - по нему у нас сделаны первые шаги, задействовано несколько школ города, введена социальная карта учащегося. И дальше будем двигаться в этих направлениях.

До практической реализации их еще далеко? В плане медицины - и до электронной записи в поликлиники, например?

Проект электронной записи мы сейчас немного отложили. Нужно сделать нижний уровень автоматизации в тех же поликлиниках, и тогда уже мы сможем переходить к этим новым технологиям. Все это - проекты будущего.

В продолжение заседания о зеленоградском опыте "одного окна" Михаил Львович Щербаков, директор Некоммерческого партнерства "Центр развития предпринимательства Зеленоградского АО", описал реально работающую в его организации систему поддержки малого предпринимательства в режиме "одного окна". На примере зеленоградских внедрений рассказали о своих автоматизированных системах представители "НТЦ ИРМ" (системы документационного обеспечения управления и "одного окна" в префектуре и управах Зеленограда), "Риэл Гео Проджект" (ГИС Autodesk для решения задач единого кадастра), "ГНПП "Гранит-Центр" (системы автоматизация режима "одного окна" с использованием геоинформационных технологий)

В перерыве участники конференции смогли поближе познакомиться с технологиями и системами, продуктами и услугами фирм, причастных к обеспечению внедрений стратегии "одного окна". В фойе зала заседаний работала небольшая выставка, раздавались материалы прессы, а на большом экране велась трансляция происходящего в зале.

Самый большой интерес на выставке вызвал стенд "Центра обслуживания населения и организаций Зеленоградского административного округа г. Москвы" (ЦОН), со специалистами которых захотели побеседовать многие из гостей конференции, чтобы уточнить разнообразные детали работы автоматизированных систем и баз данных. Пока представитель ЦОН излагал идеи глобализации информационных систем, из толпы обсуждавших послышалось мнение - "Всемирная база данных! Такого не бывает".

Впрочем, прямо после перерыва участникам конференции были продемонстрированы такие высокие технологии ведения обсуждения вне границ и расстояний, что и всемирные базы данных стали выглядеть не так фантастично. Вся вторая половина первого рабочего дня конференции была посвящена интерактивному международному телемосту по теме многоканального предоставления доступа к государственным услугам. Яркая вводная речь ведущей телемоста из далекой Америки была посвящена новой электронной стратегии "одного окна" и привела слушателей к высоким идеям "электронного правительства" будущего. Перспективы построения такой модели включали создание единого защищенного информационного пространства с унифицированными идентификационными данными о гражданах, юридических лицах и пространственных объектах, и предоставление услуг через Интернет-порталы, центры телефонного обслуживания и центры обслуживания граждан. Участие в телемосте приняли эксперты лучших практик по реализации стратегии "одного окна" из России, Бразилии, Германии, Индии и США. И, наблюдая за диалогом культур, идущим в реальном времени из разных точек земного шара, при помощи передовых телекоммуникационных технологий, в зале Зеленоградской Префектуры, можно было проникнутся мыслью, что прекрасное будущее "электронного правительства" - не так уж и далеко.

В заключительный день работы конференции, 20 сентября, прошла техническая экскурсия с посещением службы "одного окна" управы Панфиловского района, центра обслуживания населения и юридических лиц в режиме "одного окна", особой экономической зоны технико-внедренческого типа (участок МИЭТ), Зеленоградского автокомбината, инновационной сети магазинов "Утконос". Фоторепортаж с экскурсии...























02.10.2007