2
Что говорили и показывали на крупнейшей выставке по радиоэлектронике. Репортаж Романа Арилина с «ЭкспоЭлектроники 2016» 22.03.2016 ZELENOGRAD.RU
«ЭкспоЭлектроника» — одна из крупнейших выставок отрасли радиоэлектронной промышленности в России и Восточной Европе. Она собирает более 300 компаний из различных стран мира. Специальный корреспондент Zelenograd.ru Роман Арилин побывал на выставке, чтобы понять, как чувствует себя российский рынок электроники и работающие на нём зеленоградские компании.

Как поделили выставку: треть — китайцы, остальные наши

Первое впечатление — несмотря на кризис и общую ситуацию в экономике, пустующих стендов нет, экспозиция занята довольно плотно.

Участников можно разделить на три группы. Примерно 10-15% стендов (если считать по числу участников) занимают компании из материкового Китая, в основном поставщики электронных компонентов, модулей, печатных плат. Это, наверное, самые веселые и неунывающие участники, почти все — молодежь. Расположены компактно, в виде «чайнатауна», но на самом проходном месте примерно в центре выставки. Большинство представителей не говорят по-русски, им помогают переводчики. Впрочем, на больших стендах общаются и по-русски. Видно, что пришли всерьез и надолго.

Еще примерно 10-15% стендов — компании из Тайваня (Китай), тоже расположены компактно. Не больше 5% стендов занимают компании-участники из других стран.

Около 70% принадлежат отечественным копаниям: среди них — поставщики компонентов, производители схем, разработчики, дизайн-центры, производители печатных плат. Все основные названия, которые в отрасли постоянно на слуху, есть и новые. Много компаний из Зеленограда — всё-таки центр электроники.

На общем фоне выделяются стенды «Ростеха» и «Роснано». Выглядят богато, дорого, ярко и стильно. Видно, что не пожалели денег на оформление. Под «зонтиком» корпораций выставляются компании, входящие в них.

О чём говорят на выставке — импортозамещение и новые возможности

Наиболее частое слово, которое произносят отечественные компании — «импортозамещение». У поставщиков, производителей, дизайн-центров и Минпромторга — везде звучит эта спасительная фраза, на которой многие компании строят или предполагают строить свою стратегию.

Следующие по частоте употребления — слова «кризис» и «падение рынка». Но здесь уже разные компании по-разному ставят акцент. Иностранные поставщики компонентов, в первую очередь Китай и Тайвань, однозначно говорят о падении рынка в России на уровне 20% в 2014—2015 годах.

Менеджеры компаний материкового Китая, большинство которых занимаются поставками электронных компонентов, оценивают падение объемов поставок в Россию примерно в 1,5 раза, но уверены в грядущем восстановлении рынка. Сильная сторона китайских компаний-поставщиков в том, что Россия для них — не основное направление, но в случае роста продаж они смогут быстро вернуть позиции. Конкуренции со стороны отечественных компаний там не сильно опасаются — уверены, что Китай всегда выиграет по ценам.

Представители Ассоциации производителей Taiwan Electrical and Electronic Manufacturers' Association (TEEMA), которая объединяет более трёх тысяч компаний, признают заметное сокращение объемов бизнеса в России, но также уверены, что ситуация восстановится, и внимательно следят за тенденциями рынка электроники России. Компании Тайваня готовы не просто поставлять товары, но и открывать совместные проекты (joint venture) или создавать производства на территории России, учитывая разворот страны в сторону импортозамещения.

Кризис испытывают представители российского бизнеса, которые были «завязаны» на импорт из-за рубежа до кризиса. Но есть и те, кто именно сейчас начали бизнес — прежде всего, связанный с поставками. У них, наоборот, пока идёт рост и насыщение.

Производители микросхем — зеленоградский «Миландр» и минский «Интеграл» — говорят об увеличении выручки. На рынке контрактного производства радиоэлектроники также наметилось некое оживление из-за текущего курса рубля. Он привлекателен для проектов локализации или переноса производства/сборки в России. Если тенденция продолжится еще 3-5 лет, то за счет естественного процесса это позволит увеличить рынок сборочной электроники.

Рулевые отрасли: утроить экспорт к 2025 году

Минпромторг представил на выставке программу развития отрасли электроники и радиоэлектроники до 2025 года — вторая редакция программы вышла осенью прошлого года, и на стенде ведомства знакомили с её презентацией. В 2025 году ожидается утроение экспорта, увеличение выручки радиоэлектронной отрасли примерно в пять раз относительно 2015 года. В среднем, согласно госпрограмме, отрасли нужно увеличивать выручку примерно на 50% в год — довольно амбициозная задача.

Как отметил в беседе представитель Минпромторга, на этой выставке значительно меньше компаний обращались в адрес департамента радиоэлектронной промышленности за финансовой поддержкой, по сравнению с прошлым годом. Своеобразных «криков о помощи» больше нет — косвенно это говорит о том, что ситуация стабилизировалась, считают в департаменте.

Флагманы

Стенд корпорации «Роснано» представлял собой целую площадку, в центре которой располагалась зона для проведения семинаров, на периферии — стенды проектных компаний, которые демонстрировали свои разработки и стартапы.

Зеленоградская компания «Микрон» была представлена визуально довольно скромно: пара пластин, одна из которых сделана по технологии 90 нм, и карточки-ленты-билеты. Со слов представителя компании Алексея Федонина основная цель присутствия на выставке для «Микрона» — привлечь клиентов. После выставки число запросов клиентов на услуги и продукцию компании увеличивается. На семинаре «Микрона», посвященном новой и перспективной продукции компании, был аншлаг.

Стенд корпорации «Российские технологии» по площади, пожалуй, был самым большим и занимал центр павильона. Под «крышей» компании выставлялись «Росэлектроника», КРЭТ, «Ангстрем» и другие.

Представители «Ангстрема» отметили, что 2015 год был непростым для предприятия с финансовой точки зрения: ощущается постоянное давление китайских производителей. Один из путей, по которому сейчас идет компания — развитие направлений СВЧ и силовых схем, высоковольтных схем для LED.

Зеленоградские компании

Представители «Миландра» (дизайн-центр, корпусирование, измерения) с оптимизмом смотрят в будущее как отрасли, так и предприятия. В планах быть не просто участником рынка, но играть более значительную роль. Развивать проекты в сфере образования, создавая источники кадров. Ранее компания уже озвучивала планы по расширению и увеличению производственных площадок.

Зеленоградский наноцентр (ЗНТЦ) на собственном стенде показывал линейку схем собственной разработки, в основном различные датчики и сенсоры, в том числе MЭМС-исполнения. От выставки в ЗНТЦ ожидали новых клиентов и представлений об их потребностях, а также обратной живой связи с уже существующими, как рассказала начальник отдела маркетинга и рекламы ЗНТЦ Оксана Шаймарданова.

В конце 2016 года в ЗНТЦ планируют получить первые опытные образцы схем по проекту высокотемпературной электроники, на которых можно будет начинать испытания и опытную эксплуатацию. Это одно из перспективных и новых направлений деятельности наноцентра.

Рядом выставлялись еще две организации из Зеленограда: Technounity — Корпорация развития Зеленограда и Особая Экономическая Зона «Зеленоград». Директор по маркетингу Technounity Илья Карпов рассказал о новом перспективном проекте «Умная одежда», который реализуют компании-резиденты, используя свои наработки в части сенсоров (ЗНТЦ). А в особой зоне на территории площадки «Алабушево» сейчас завершается строительство инфраструктурных объектов для компаний-резидентов — это сейчас основная задача.

Не все заявленные зеленоградские компании смогли приехать на выставку. Зеленоградский дизайн-центр КМ211 не приехал, несмотря на присутствие компании в каталоге участников.

Из России и не только

Интересный стенд был у холдинга GS Group из Калининградской области. Это один из немногих примеров частного бизнеса, который за несколько лет создал в России производственную и научную базу большого масштаба. Сегодня компания занимается изготовлением контрактной электроники (теле- и игровые приставки, корпусирование и т. д.).

Один из новых проектов, с которым компания приехала на выставку — SSD-накопители памяти, первый опыт производства в России изделий такого типа, с использованием отечественного софта, сборки и корпусирования. Одно из возможных применений — защищенные системы данных, и тут очевидна тема импортозамещения.

Представители компании рассказали, что развивают и направление дистрибуции в Россию компонентной базы, несмотря на кризис и падение рынка. По их словам, существует недозагрузка производственных мощностей по выпуску изделий — на сегодня загружено около 60% мощностей, — но в GS Group с оптимизмом смотрят на отечественный рынок.

Компания создала венчурный фонд для развития инновационного предпринимательства, а на выставке провела семинар «Высокие технологии с русским паспортом», рассказав о своей продукции и перспективах.

Белорусский «Интеграл», хоть и зарубежная компания, но считает основным рынком для себя российский, говорят представители компании на стенде. По производственным мощностям компания превосходит и «Микрон», и «Ангстрем», согласно заявленным ею объемам производства. Радиоэлектронная отрасль Белоруссии занимает одно из ключевых мест у себя в стране.

С началом кризиса в «Интеграле» отмечают увеличение объемов поставок в Россию — тут тоже сыграло свою роль импортозамещение. Это направление продолжат развивать. На выставке компания планировала не только пообщаться с заказчиками и привлечь новых, но и посмотреть на конкурентов. Настрой у её представителей боевой: развивать рынок, несмотря на сложности.

«Интеграл» привез новые разработки, в том числе перспективную схему СОЗУ 4 М (дизайн «Интеграла», место изготовления не уточняется), которая уже заинтересовала многих новых клиентов. Также компания развивает направление фотодиодов, СВЧ, микросборки.

Сергей Зорин из тверской компании Jabil (контрактное производство электроники) в короткой беседе констатировал падение рынка вместе с необходимостью дальнейшего развития для российских производителей — «другого пути нет». По его словам, сохранение текущего курса рубля на три-пять лет даст возможности для развития электронных производств в России, в том числе контрактных, за счет переноса в страну производств крупных иностранных компаний.

Почему не стоит ходить на выставки

На отдачу от самой выставки участники смотрят по-разному. Затраты на аренду и подготовку стенда довольно высоки, особенно для небольшой компании. При этом сам формат работы в виде разовой выставки устарел и уже не приносит эффекта, считает Сергей Зорин из Jabil.

«Совершенно очевидно, что традиционные выставки — анахронизм. Они должны умереть в стройном ряду с «желтыми страницами», газетно-журнальной рекламой и холодными рассылками-обзвонами. Всё это истории из прошлого века, когда не было социальных сетей и реклама была похожа на разбрасывание листовок с вертолета. Дорого и бесполезно«, — пишет Зорин в своём блоге.

Представитель Минпромторга рассказал о планах по созданию постоянной действующей отраслевой экспозиции для продвижения отечественных компаний радиоэлектронной отрасли. Этой позволить более адресно стимулировать развитие отрасли. Минпромторг предполагает частично финансировать или иным способом снижать затраты участников такой выставки. Кстати, у самого ведомства был очень маленький и простой стенд, который было непросто найти.

Идея постоянно действующей экспозиции пока больше нигде не звучала, площадка и формат пока в процессе обсуждения, но предложение в чем-то пересекается в мыслью Зорина.

Впрочем, не все считают, что крупные выставки неэффективны. Так, компания «Интеграл» положительно оценивает эффект от участия и специально показывает на них те разработки, которые до этого не афишировались. Увеличение количества заказчиков после выставок отмечают и на «Микроне». А для больших корпораций присутствие на отраслевых мероприятиях — имиджевый шаг, обозначение присутствия на рынке.

И хотя для разных участников по разному выглядит и отдача от выставки, и видение будущего, но одно общее есть у всех: общение и живое обсуждение остаётся частью развития отрасли.



Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Юрий Евстифеев
23 марта 2016
Много полезной информации. Интересен стенд "Ангстрема" и там было много народа.
In -cognitus
23 марта 2016
А Министерство торговли США решает кому,что делать .
ZTE попала в немилость властей США
http://www.3dnews.ru/929681
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран