В чём проблема
Врач, который лечит неправильно, не исправится и при увеличении зарплаты
Если представить гипотетическую ситуацию, когда все российские клиники в один момент будут обеспечены оборудованием по последнему слову техники и новейшими лекарствами, а работающие в них врачи получат такую же зарплату, как их коллеги в США, то на качестве лечения большинства пациентов это отразится мало.
Ощутимо улучшится лечение очень ограниченных групп больных, которым по сути необходимо лишь прибрести лекарство. Миллионы других больных, страдающих распространенными заболеваниями вряд ли получат быстрое облегчение даже в условиях неограниченного финансирования здравоохранения.
Промахи в диагностике, просчеты хирургов, назначения неэффективных лекарств не исправят никакие финансовые вложения. Миллионы болезней останутся не диагностированными и еще миллионы случаев будут лечиться неправильно, так как успех в их лечении требует совсем не наличия сверхсовременного оборудования, лаборатории и новейшего лекарства, а грамотного врача, обладающего клиническим мышлением и знакомого с новыми методами лечения.
Некому учить
Качественное образование врача стоит очень дорого
Критическое состояние российской медицины обусловлено, в первую очередь, кризисом медицинского образования, который имеет очень глубокие корни. В последние два десятилетия залогом выживания большинства врачей стало умение «выбивать» финансирование и способность прогнуться перед властью и фармацевтической промышленностью. Перед врачами невероятно остро стояла этическая дилемма: либо ты «продаешься», либо ведешь нищенский образ жизни.
Отсутствие опыта у врача рождает страх перед новыми методами лечения, который не может быть переломлен, если у тебя нет учителя, который расскажет про побочные эффекты и методы их предотвращения. В некоторых областях медицины доктора, обладающие экспертным знанием о современных технологиях, вообще исчезли. И некому стало учить учителей, не то что рядовых врачей. Курсы повышения квалификации представляют собой бутафорию. Знания, которые на них даются, подобны свету далеких звезд, который достигает Земли уже после того, как они погасли
Минздрав хорошо понимает тяжесть ситуации, сложившейся с обучением врачей. С 2016 года взамен существующей сертификации врачей вводится система аккредитации, подобная европейской. Она предусматривает непрерывное образование и накопление врачами баллов за посещение курсов, конгрессов и публикации, что должно стимулировать врачей обновлять багаж знаний.
Что делать?
Вкладывать средства нужно в образование, а не в покупку условных томографов
Чтобы изменить ситуацию кардинально, необходимо переформатировать систему медицинского образования. Именно в нее, а не в покупку условных томографов нужно вкладывать средства. Зарплата преподавателя медицинского вуза должна быть сопоставима с заработком успешного врача.
Российские студенты обязаны обучаться в лучших медицинских вузах мира (с заключением контракта на продолжение работы в России). Заведующие отделениями и профессора — пройти стажировки в лучших госпиталях мира, а затем обучать врачей на местах. Российские университеты и крупнейшие клиники должны обладать открытым доступом к журналам, публикующим платные статьи.
К сожалению, в условиях повсеместной коммерциализации здравоохранения успешность работы рядовых врачей все чаще оценивается не по качеству работы, а по количеству заработанных «для отделения» денег и выполнению самых формальных нормативов. Поэтому никакие меры не будут эффективны, пока у врача не появятся стимулы к повышению собственной квалификации.
Автор — к.м.н., кардиолог, член Европейского общества кардиологов, Американской ассоциации сердца, автор более 70 научных публикаций
Предлагаю вариант "Перестать гадить под видом реформ".
Надеюсь, что статья возникла невовремя по ошибке редакции, а не для отвлечения внимания.
Результаты опроса: большинство пациентов не доверяют своим врачам:(