2
Жилищный надзор — как работали зеленоградские управляющие компании в 2014 году 10.02.2015 ZELENOGRAD.RU
О том, как контролируется работа управляющих компаний, Zelenograd.ru рассказал начальник Инспекции жилищного надзора по Зеленограду Мосжилинспекции Григорий Ковалев.

фото: mgi.mos.ru

— Григорий Александрович, сколько обращений по поводу работы управляющих компаний поступило в окружную инспекцию жилищного надзора в 2014 году?

— Всего поступило 721 обращение. По сравнению с 2013 годом произошёл значительный — около 80% — рост обращений, тогда их было 452. Есть и объективные причины такого роста: районные ДЕЗы были реорганизованы в ГБУ «Жилищник». Возможно, переходный период и дал такие не очень хорошие результаты.

По управляющим организациям количество обращений распределилось следующим образом. ГБУ «Жилищник» района Крюково (бывший ГУП «ДЕЗ района Крюково»): если в 2013 году было 88 обращений, то в 2014 уже 146. Жилищник района Старое Крюково", управляющий домами в Старом Крюково и в Силино (мы сравнивали, соответственно, обращения по двум районам): 209 в позапрошлом году и 351 в прошлом. И ГБУ «Жилищник» района Савелки", который управляет сейчас домами в районах Савелки и Матушкино, 155 обращений в 2013 году, 224 — в 2014-м.

— С какими проблемами связаны эти обращения?

— Проблематика разная, а основная — это содержание общедомового имущества, техническая эксплуатация домов. Лишь небольшой процент заявлений связан с вопросами управления жилыми домами и оплаты жилищно-коммунальных услуг, правильности начислений за ЖКУ.

— Основная часть обращений касается уборки подъездов?

— Кроме уборки мест общего пользования, это техническая эксплуатация домов, уборка придомовой территории, неисправность инженерных коммуникаций, запирающих устройств, освещения, остекления, лифтового оборудования. В этом случае мы выходим на место, инспектируем и по результатам принимаем соответствующие меры — если, конечно, факты находят свое подтверждение.

Есть обращения, связанные с капитальным ремонтом. Но здесь мы можем только разъяснить существующий регламент, поскольку окружной отдел вопросами капитального ремонта не занимается.

— Есть ли обращения в жилищную инспекцию от организаций?

— Практически нет, если не считать прокуратуру. Но это фактически обращения от имени жителей, в интересах которых действует прокурор.

— Какие способы обращений к вам наиболее эффективны?

— Есть несколько способов направления обращений, мы принимаем любые их виды, кроме анонимных. Можно просто позвонить 8(499)732-35-33 — пожалуйста, мы принимаем и телефонные обращения. Оператор зафиксирует информацию, звонок регистрируется в базе данных, мы заводим отдельную карточку. Можно обратиться через официальный сайт Мосжилинспекции, Можно прийти к нам на приём, можно оставить сообщение на портале «Наш город Москва». Сообщение, оставленное на портале «Наш город Москва», сначала пересылается в управу района. Управа принимает меры, отвечает жителю, а мы, как контролирующий орган, проводим перепроверку этого обращения.

— В любом случае?

— Если нет подтверждения от жителя, что проблема решена. И если житель обратился второй раз по одному и тому же вопросу. То есть, управа отчиталась, что проблема устранена, а человек пишет: «Нет, проблема осталась». Тогда уже мы проводим инспекцию.

— Если на сайте «Дома Москвы» нет полной информации о работе конкретной управляющей компании, это нарушение?

— Да, это нарушение в соответствии с постановлением №731 Российской Федерации «О стандарте раскрытия информации». Если информация раскрыта не в полном объеме, или она недостоверна, то инспекция применяет штрафные санкции: от 30 до 50 тысяч рублей на должностное лицо, от 250 до 300 тысяч — на юридическое. На портале должны быть представлены такие данные: планы работ, виды работ, отчеты об их выполнении, контактная информация, договоры с ресурсоснабжающими организациями, наличие (если есть) штрафных санкций, примененных к управляющей организации, как она на них отреагировала.

— Каков срок проверки по обращениям жителей?

— В соответствии с федеральным законом №59 — тридцать дней, но мы стараемся провести проверку в более сжатые сроки. Реагируем достаточно быстро, в течение недели-полутора проводим все контрольные мероприятия и отвечаем жителям. Если это не связано, конечно, с необходимостью запросить какие-то дополнительные документы. Чаще всего это бывает нужно, когда обращаются с вопросами о начислении коммунальных платежей.

— В таких случаях приходиться обращаться к поставщикам ресурсов — к МОЭК, например?

— В зависимости от конкретной проблемы. Если она связана с начислениями по ЖКУ, сначала мы делаем запрос в управляющую организацию, в МФЦ, чтобы нам прислали подтверждающие документы, — сколько начисляют, на каком основании начисляют. Если мы видим какое-то превышение или остаются вопросы по числам и суммам, запрашиваем в МОЭК посуточные ведомости — сколько было затрачено гигакалорий на дом, сколько ушло; делаем определенные расчеты. Сейчас при Мосжилинспекции создано государственное казенное учреждение «Экспертный центр», который занимается именно этими вопросами. Там работают эксперты, экономисты, которые при изучении обращения видят, что необходимо для дальнейшего рассмотрения и выносят свое заключение. Если они не могут сразу дать ответ, они говорят, какие ещё нужны документы. Соответственно, мы делаем запросы во все необходимые организации, собираем пакет документов, передаем в «Экспертный центр» для рассмотрения. Там на основании этих документов делают уже свое непосредственное заключение о том, правомерно или неправомерно производятся начисления. Если неправомерно, нам дают рекомендации по выдаче предписания на перерасчет.

— Возвращаясь к обращениям жителей — все ли подтверждаются? Какие штрафы были применены к управляющим компаниям?

— 100-процентного подтверждения, конечно, нет. Иногда это связано с тем, что житель обращается сразу в несколько инстанций — управу, префектуру, правительство Москвы. И пока обращение дойдет до нас, орган исполнительной власти или управляющая организация уже успевают отреагировать. Мы проверяем в любом случае, но бывает, что проблема уже решена. Если человек обращается непосредственно к нам, то почти в 95% случаев проблема подтверждается. Выписывается предписание на устранение этого нарушения и применяются штрафы. В 2014 году сумма штрафов составила 6 миллионов 640 тысяч рублей. Для сравнения, в 2013 году — 4 миллиона 224 тысячи.

— Получается в среднем 2 миллиона в год на одну зеленоградскую управляющую компанию. Насколько это серьезная, ощутимая для них сумма?

— Думаю, достаточно ощутимая. Штрафные санкции применяются и к руководителю, и на юридическое лицо. То есть, даже если выявлено одно нарушение и выписываются штрафные санкции, они выписываются как на руководителя, так и на организацию, это два протокола.

— Размер штрафов варьируется в зависимости от вида и объема нарушений? Допустим, один неубранный этаж или заваленный мусором подъезд?

— Тут надо подходить дифференцировано. Если, условно, лежит пачка сигарет на полу, это может быть штраф размером около 5-6 тысяч рублей. Если мы видим, что замусорены все лестничные клетки, в подъезде стоит какой-то хлам, — в этом случае штрафы могут доходить до 100 тысяч рублей. При каждом выходе жилищной инспекции составляется акт обследования, на основании которого выносится предписание, составляется протокол об административном правонарушении. И уже в зависимости от тяжести и количество нарушений принимается решение о назначении административного наказания.

— Упомянутый портал «Наш город» — это действительно эффективное средство решить различные проблемы, но обращения дают разовый эффект. Например, после жалобы подъезд уберут, но системную уборку все равно не наладят. Может быть, действеннее обратиться к вам?

— Конечно, это будет действеннее, и реакция будет незамедлительной. Для этого не нужно каких-то особых усилий; осмотреть подъезд — это минут десять.

— Вы предупреждаете управу района или управляющую компанию о таких проверках?

— Если речь идет об уборке подъездов, можно это сделать, не предупреждая управляющие организации. Подъезды общедоступны, мы можем войти туда без посторонней помощи. Это не подвал или чердак, которые надо открывать специально.

— Во многих подъездах можно увидеть слаботочные системы — кабели тех же провайдеров, которые появляются без согласования с жильцами дома. В инспекцию обращались с такими вопросами?

— Было единственное обращение по поводу установки интернет-оборудования в одном из домов в Крюково. Но оно было установлено не для каких-то сторонних целей, а для использования жильцами этого же дома. Но выписано предписание на предоставление протокола общего собрания собственников — срок до 1 марта. Если не представят протокол, соответственно, мы обяжем управляющую организацию демонтировать это оборудование.

— Были в прошлом году обращения по поводу незаконно установленных дверей, перегородок?

— Да, такие жалобы были. И совсем недавно поступило обращение из корпуса 1103: в общем холле отгорожено пространство, сделано что-то вроде кладовой. Информация подтвердилась, а конструкцию соорудили из гипсокартона. Приквартирный холл является общим имуществом собственников, за его состояние несет ответственность управляющая организация. Соответственно, управляющая организация была оштрафована, выдано предписание на демонтаж этой перегородки. Теперь управляющая компания должна направить жильцам-нарушителям предписание о добровольном демонтаже. Если не демонтируют, вопрос будет решаться уже в судебном порядке.

— Если управляющая компания не платит штрафы, которые вы ей выписываете, какие санкции применяются дальше?

— Если организация или должностное лицо не заплатили штраф — что тоже, кстати, часто бывает, — то инспекцией составляется протокол за неуплату штрафа. Он передается мировым судьям, и тогда штрафные санкции увеличиваются в двукратном размере. Такие случаи у нас были; в частности, директор ГБУ «Жилищник района Савелки» не уплатила 35 тысяч рублей штрафа. Мировой суд вынес решение об уплате уже 70 тысяч рублей.

— Штраф был уплачен в итоге?

— Да, потому что дальнейшая неуплата влечет за собой исправительные работы или административный арест до 15 суток.

— Пока мы говорим об уборке подъездов, а как обстоят дела с жалобами на уборку дворов?

— Такие обращения были; в частности, жалобы о плохой уборке дворовых территорий в Крюково. Например, улица 1-го Мая, дом 2. Поступают обращения и по поводу некачественной уборки парковочных карманов, когда жители не могут припарковаться. Кстати, по упомянутому адресу жалоба не подтвердилась: когда мы пришли туда, всё уже было очищено до асфальта и обработано противогололедным реагентом. Но в любом случае, мы систематически мониторим ситуацию. В январе, когда были обильные снегопады, ситуация сложилась тяжелая. Мы выдали около 60 предписаний и составили 12 протоколов. Сумма штрафов за некачественную уборку дворов составит около 1 миллиона 500 тысяч рублей.

Особенно плохо с уборкой было 8 января — мы дежурили, отслеживали ситуацию. Если даже мы физически — ногами — не можем обойти весь округ, у нас работает система видеонаблюдения.

— Вы отслеживаете камеры, которые просматривают дворы.

— Дворы, места массового скопления людей, камеры, установленные на подъездах домов — все это прекрасно видно. В конце прошлого года был случай падения людей возле дома 11В по улице Гоголя из-за наледи — жена, муж и семимесячный ребенок. Ребенок получил травму и был госпитализирован. Его отец обратился в районный отдел полиции, оттуда обращение перенаправили нам для рассмотрения. Мы подняли архив записей видеонаблюдения, и всё подтвердилось: люди упали на льду прямо возле подъезда, причём младенец был на руках у отца. Соответственно, была оштрафована управляющая организация.

— Как часто выявляются проблемы с очисткой крыш домов от снега и наледи?

— В Зеленограде 32 дома, кровли которых подлежат очистке; в основном, это дома в районе Крюково. Одна кровля металлическая, остальные — мягкие, с металлическими свесами. 13 января мы осмотрели эти кровли, но был обильный снегопад — понятно, что когда идет снег, кровлю чистить нельзя по технике безопасности. Но когда снегопад закончился, около 15:00 мы решили проверить, ограждены ли опасные места, там, где снег может упасть с козырьков, свесов. В Крюково ограждения отсутствовали. Мы составили шесть протоколов как в отношении ГБУ «Жилищник района Крюково», так и на директора ГБУ. Я думаю, будут очень серьезные штрафные санкции.

— Крюково у нас сейчас самый проблемный район, но он же и самый большой. К тому же там остались старые дома.

— Их не так много. Не так давно был назначен новый руководитель «Жилищника Крюково», он, насколько я знаю, старается наладить работу. Может быть, команда старая, может быть, еще что-то мешает. Но, думаю, со временем вопросы решатся. В любом случае, мы свое внимание к этому району не оставляем. И меры будут в любом случае приниматься, до тех пор, пока порядок там не будет наведен.

— Дома в Зеленограде продолжают переводить на закрытую схему тепловодоснабжения. Этот процесс сопровождается жалобами людей на ржавчину в горячей воде. Такие обращения к вам поступают?

— Да, были такие обращения. Они обоснованы, действительно качество воды, муть, грязь и температурные параметры не соответствуют нормам. Но это явление временное. Была большая проверка в корпусе 1015 — участвовал Роспотребнадзор, пробы воды брали «Мосводоканал» и МОЭК. Пробы соответствовали нормативным требованиям. Но мы эту проблему не отрицаем, она остается. Действительно, после отключения воды происходят все эти завоздушивания, параметры не соответствуют нормативам, загрязнение воды. Управы района Силино обещала завершить эти работы до 31 декабря, но они так и не закончены в настоящий момент.

— Как представители МОЭК, которые занимаются этими работами, объясняют сам факт грязной воды?

— Когда происходит отключение воды, она застаивается в трубах, при включении, пока идёт подача воды, в неё попадают примеси. Сами трубы в процессе этих работ меняют, но загрязняется теплоноситель.

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Лиса Алиса
11 февраля 2015
Хорошая статья, нужная. только странно, что Жилищная инспекция чаще всего работой ГБУ «Жилищник района Крюково» интересуется.
В Матушкино, например, снег за зиму в парковочных карманах не убирали ни разу.
Попасть на прием к технику или к юристу, как к Президенту - 1 раз в неделю 2 часа в дневное время. В остальное время даже разговаривать не станут.
Светик Семицветик
11 февраля 2015
Попасть на прием к технику или к юристу
в управе юрист принимает по претензиям к уборки снега? и что он может сделать в таких вопросах?
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран