9
История «Эры» — самого большого зеленоградского кинотеатра и культурного центра для тысяч детей и взрослых 23.09.2021 ZELENOGRAD.RU

Полвека назад в Зеленограде открылся второй кинотеатр, гордо названный «Эрой». О нём до сих пор ностальгически вздыхают многие горожане: ах, «Эра»! Сколько мультиков просмотрено в твоих стенах! Сколько счастливых часов прожито вместе с любимыми экранными героями! Сколько свиданий назначено в романтической темноте кинозала! А мороженое и фанта в буфете! А «Морской бой», на который не жалко 15 копеек! В 90-х от «Эры» остались только воспоминания: в левом крыле приютился молодой Ведогонь-театр, в правом — был то боулинг, то восточный ресторан. Теперь у бывшей «Эры» начинается новая жизнь, а мы вспоминаем о том, как всё было раньше.

Даёшь новую «Эру»!

На рубеже 1960-1970-х годов Зеленоград стремительно рос, приезжали новосёлы, зодчие разрабатывали новые планы застройки. Одного кинотеатра городу было уже мало, «Электрон», зал которого был загружен на 93% (больше, чем любой московский кинотеатр), не справлялся с потоком горожан, желавших сходить в кино или на концерт.

Да-да, концерты, а также творческие вечера и лекции тоже устраивали в кинотеатрах. В то время они помимо показа фильмов несли и другую нагрузку: раз или два в месяц приезжали артисты Мосэстрады, филармонии, проводили творческие встречи с артистами, состязания КВН-щиков. Кроме того, были ещё образовательные программы по абонементам, кинолектории. Заметим, что 1960-е годы (до распространения телевидения) стали «золотым веком» кинематографа, именно тогда в СССР был зафиксирован наивысший средний показатель — 22 посещения в год на человека. Словом, одним «Электроном» с его шестью сеансами в день было не обойтись, поэтому в 1971 году на улице Юности началось строительство нового кинотеатра.

Читайте также
История кинотеатра «Электрон». Как проект на листочке в клеточку стал одним из символов Зеленограда

В отличие от нетипового «Электрона», созданного учеником Игоря Рожина Юрием Гнедовским, новый «очаг культуры» архитектурных изысков не предполагал и строился по типовому проекту Х-13, разработанному в 1968 году.

Проект — типичный образчик советского модернизма: с виду статичный, тяжеловесный, мрачноватый объём, зато внутри два зала: киноконцертный на 1000 мест и малый на 200. Это в полтора раза больше, чем вмещал сравнительно новый «Электрон», где был один зал на 800 зрителей. И, конечно, новый кинотеатр был широкоформатным и имел многоканальный звук (уж как минимум стерео), в то время как его предшественник экран имел вполовину меньший, а звук — моно.

Строило новый кинотеатр Строительное управление №7 «Зеленоградстроя» — оно же несколькими годами раньше возводило «Электрон». А тем временем в школах объявили конкурс на лучшее название нового кинотеатра.

Открытие новой «Эры»

Открытие кинотеатра стало важным событием для города. По этому случаю устроили концерт, о котором его участница зеленоградка Марина Петровичева вспоминает так: «Мы выступали на открытии кинотеатра „Эра“! Давали большой концерт самодеятельности от завода „Микрон“. Был весь город! Самый первый зеленоградский ВИА назывался „Кентавры“. Закордонную музыку тогда играть не разрешалось — цензура бдела, но наши ребята всё равно умудрялись забубенить что-нибудь битловское!»

А ещё, как вспоминает зеленоградец Аркадий Кузнецов, на открытие «Эры» приезжал Аркадий Райкин со своим театром — «Но билетов, конечно, было не достать».

О том, какой фильм первым показали на широком экране «Эры», мнения старожилов расходятся: «Помню, перед открытием кинотеатра прошёл слух, что будет премьера фильма «Джентльмены удачи», но первый фильм был «Белая птица с чёрной отметиной», — делится воспоминаниями в «Одноклассниках» Дмитрий Суточников. «Точно, хорошо это помню, — соглашается с ним Владимир Ермачков. — Но на торжественном открытии кинотеатра для городской знати показывали другой фильм».

«Первый фильм — какая-то мелодрама итальянская, — вспоминает Владимир Бронштейн. — Без перевода и субтитров. На чистом итальянском. С родителями ходил. Отец билеты по блату достал». «По-моему, первый фильм был „Смешная девчонка“», — выдвигает версию Сергей Солнцев. Эту американскую музыкальную комедию о жизни знаменитой комедийной актрисы Фанни Брайс назвали и другие зрители.

А по сведениям Музея Зеленограда первым фильмом, показанным в «Эре», стала всё-таки нелирическая кинокомедия Александра Серого «Джентльмены удачи».

«Эра» и её близнец

В 1973 году у зеленоградской «Эры» появился московский близнец — кинотеатр «Ашхабад», построенный в Чертаново по тому же типовому проекту Х-13.

Благодаря фотоснимкам «Ашхабада» мы сегодня можем зримо представить, как выглядела наша «Эра» изнутри. Просторный киноконцертный зал, разделенный сверху вниз двумя проходами, небольшая эстрада перед экраном. Застекленное фойе с журнальными столиками, на которых обычно лежали замусоленные журналы «Советский экран».

«Узнаются интерьеры кинотеатра „Эра“!» — комментируют эти снимки на портале pastvu.com. А вот снимок, сделанный в фойе «Эры» в первые годы ее работы.

Как мы ходили в кино

О том, что идёт в кино, зрители узнавали из афиш перед кинотеатром. В то время в штате каждого кинотеатра был свой художник-оформитель. Афиша «фильма недели», шедшего обычно с понедельника по воскресенье, красовалась на стенде перед фасадом и символически отображала его содержание. Беглого взгляда на неё из автобуса часто бывало достаточно, чтобы понять, о чём фильм и стоит ли брать с собой детей.

«Помню, как было модно ходить в кино каждый понедельник на последний сеанс», — вспоминает зеленоградка Ольга К.

На этих снимках хорошо видны те самые рисованные афиши. В 1972 году вышел в прокат фильм «Человек на своем месте» с Владимиром Меньшовым и Анастасией Вертинской в главных ролях. Этот фильм был особенно интересен горожанам, поскольку ряд сцен — о любви, об отношениях города и села — снимали в Зеленограде, который выступил символом города будущего. «Для актёра Владимира Меньшова и сценариста Валентина Черных этот фильм стал дебютом, — рассказывает старший научный сотрудник Музея Зеленограда Мария Акимова. — Позднее их пути пересеклись при создании оскароносного фильма „Москва слезам не верит“».

Чтобы узнать расписание сеансов, зрители звонили в автоматическую справочную. Линия часто бывала перегружена, приходилось подолгу дозваниваться. Наконец автомат женским голосом зачитывал расписание показов: утренних, дневных, вечерних. Билеты можно было купить прямо перед началом или заранее. Билетная касса кинотеатра находилась слева, под надписью «Эра» — там обычно стояла очередь.

«А какие очереди за билетами были! — вспоминает Людмила Новашинская. — Мы в то время жили по соседству в общагах МИЭТ. Наши ребята даже знакомства в кассах завели, чтобы билеты на задние ряды всегда можно было купить. Счастливое было время!»

Случались в «Эре» и кинофестивали. «Там были внеконкурсные фильмы московского кинофестиваля, где я впервые посмотрела знаменитый „Синий бархат“» — делится воспоминаниями Наталия Буркина.

«А я ещё школьницей ходила на ретроспективу фильмов Милоша Формана — мало что понимала, но красиво было. И удивлялась, что в зале почти никого» — рассказывает читательница Зеленоград.ру Анна Лямина.

Читайте также
История общежития МИЭТ. Как в нём жили шесть десятилетий — студенческий быт, легенды и байки

Билеты стоили копейки. На детский сеанс — 10 копеек, на взрослый — 25, 35 копеек, на удлиненную кинопрограмму, дополненную показом киножурналов, чуть дороже, а на двухсерийные фильмы цена удваивалась — 70 копеек.

Двухсерийными часто бывали индийские фильмы, особенно любимые зрителями, они шли по три с половиной часа, но в кинотеатре всё равно был аншлаг. Яркое, красочное и буйное индийское кино смотрели по многу раз, его воздействие походило на наркотик.

Идеологически выдержанные фильмы продвигались в зрительскую массу особо. Дирекция кинотеатров Зеленограда выпускала специальные листовки с посвящением очередному партсъезду, анонсом премьеры и объявлением, что принимаются заявки на коллективные посещения — по такому случаю в рабочих коллективах и на предприятиях организовали культпоходы в кино.

Ностальгия по «Эре»

«Я почему-то помню только к/т „Эра“ , — делится зеленоградка Анастасия Волосова, — и такая ностальгия по нему: он был таким уютным, мы по выходным ходили с бабушкой на утренний детский сеанс, ели мороженое из металлических креманок, а потом шли в лес напротив кормить белок. Я бы и сейчас туда ходила…».

«Я этот кинотеатр любил больше, чем „Электрон“, за его игровые автоматы и уютность, — рассказывает Максим Синицын. — „Эра“ отличалась индивидуальностью, а ещё мне нравилось, что там было два зала и запретные/взрослые фильмы 16+, я проскакивал, поскольку выглядел уже в 14 лет на 16. Нравились там игровые автоматы, ну и кафетерий. За рубль можно получить кучу удовольствия: кино, лимонад с кексом и „Морской бой“».

«А мы с пацанами в детстве, когда решали прогулять школу, шли в „Эру“ в кино», — признается Александр Кудинов.

«Лично мне осталась дорога „Эра“ 80-х. С дублированными фильмами, с очередями в кассы, с буфетом, игровыми автоматами и ледяной горкой позади», — говорит Евгений Карабут.

С «Эрой» у горожан связано много счастливых детских воспоминаний. Каждое воскресение в 10 утра в малом зале шли детские сеансы — показывали мультики, фильмы-сказки, детское кино. Перед началом сеанса играла музыка, на первом этаже работал буфет.

Для самых маленьких в «Эре» существовал киноклуб «Чебурашка», а для учеников начальной школы киноклубы: «Хочу всё знать» (для учащихся 3-5 классов), «Твои герои на экране», «Мальчиши Гайдара», «Встреча со сказкой», пионерский киноклуб «Костер» (для 3-классников).

Зеленоградка Екатерина Сергеевна вспоминает: «Папа нас каждую субботу и воскресение в „Эру“ на мультики водил, здорово было! В буфете лимонад покупал, рогалики песочные и мороженое».

На еженедельном удовольствии можно было немного сэкономить, купив детям абонемент на месяц. Такие же абонементы продавали и на время школьных каникул — их часто распространяли по школам.

«Я по воскресеньям шлепала через лесок из 6-го микрорайона на утренний детский сеанс (родители абонемент покупали)», — рассказывает Светлана Мишукова.

Для ребят постарше тоже существовали свои киноклубы: комсомольский киноклуб «Факел» (для 7 классов) и киноклуб будущих командиров «Никто не забыт, ничто не забыто» (для 5-7 классов).

Особенно много было киноклубов для старшеклассников: «Будущий воин» (для 9-10 классов), «Русские классики в кино» (для 8-10 классов), «Москва и москвичи» (для 8-10 классов), «Русские писатели в Москве» (для 8-9 классов), «Сто дорог, одна из них — твоя» (для 8-9 классов), «Олимпийцы среди нас» (для 8-10 классов), «Подросток и закон» (для 8-9 классов), абонемент «Литература и кино» (для учащихся 8-10 классов).

Были киноклубы и кинолектории для взрослой аудитории: «Друзья кино» (в программе — фильмы-просмотры, встречи и диспуты, теоретические занятия, социологические исследования и пропаганда киноискусства), молодёжные киновечера «Искусство кино», кинолекторий «Атеизм, религия и современность», клуб любителей литературы и кино, клуб кинопутешествий (в частности, цикл «По местам боевой и революционной славы»)

Все тридцать три удовольствия…

Буфет в кинотеатре привлекал не только маленьких, взрослые зрители тоже его ценили. Когда «Эру» только открыли, вспоминают горожане, в буфете на первом этаже продавали пиво, а позже, в конце 1980-х, там бывало и вино на разлив.

«А какое мороженное было в шариках, в металлических вазочках!» — вспоминает Роман Кривенков.

Перед «Олимпиадой-80» в буфете появились «заграничные» фанта и пепси-кола. Стоили эти напитки впятеро дороже обычной газированной воды с сиропом, но «тогда никаких 15 копеек не жалко было, только бы „заграничной“ газировки попробовать!»

«Мы специально брали билет на утренние мультики в малый зал за 10 копеек, чтобы попить фанты и поиграть в автоматы пока длится сеанс», — рассказывает Олег Мон. — Помнится, сеанс уже давно начался, билетерша нас в зал гнала, а нам пофиг фильм, нам бы в автоматах поиграть! По-моему, тогда по 15 копеек игра стоила плюс бонусное время, если выиграл. А автоматы какие были: помнится, «Морской бой», тир — по зверушкам стрелять".

На «Морской бой» в «Эре» частенько стояла очередь — игра в начале 1980-х считалась «крутой».

Хитрые мальчишки разгадали тайну «Морского боя» и навострились получать призовую игру. «Мы расстреливали корабли торпедами, повернув ручку перископа до упора вправо, и в определенный момент выпускали торпеду, это был самый легкий способ подбить корабль, а не расстреливать его на середине пути!» — делится секретом Олег Мон.

И это была не единственна хитрость. «В правом верхнем углу ниши с рукоятками перископа был расположен механический счетчик (подобные стояли в катушечных магнитофонах), который отсчитывал торпеды. С помощью зеркальца была изучена его конструкция и обнаружен вариант сброса. Всё, теперь за 15 копеек можно было играть до бесконечности. Мы с друзьями периодически менялись, дабы не привлекать внимания», — вспоминает Александр Павлов.

Детям до 16-ти…

Хрупкую детскую психику советская цензура тщательно оберегала от «лишних впечатлений», правда, к разочарованию пронырливых подростков, не всегда эротического свойства. Иной раз это были кровавые сцены (например, откушенная нога героини в «Смерти среди айсбергов») или всего лишь много курева, алкоголя и непозволительной для советского человека роскоши. Однако приписка на афише «Детям до 16 лет вход воспрещен» делала картину необыкновенно желанной, и находились смельчаки, готовые прорваться через кордон в виде строгой билетёрши.

«Мне кинотеатр «Эра» запомнился на всю жизнь по одной истории, — делится воспоминанием Светлана Леонова. — Привезли картину американскую, кажется, «Лимонадный Джо» [на самом деле это чехословацкая музыкальная пародийная комедия-вестерн — «Зеленоград.ру"]. Столько про неё говорили — что герой стакан стеклянный жевал, что фильм класс, — ну очень хотелось посмотреть. Собрались смотреть, мой старший брат, наша знакомая и я. Но фильм был «детям до 16-ти», а я была моложе. Я разоделась (хотя ничего модного не было, трудно было купить), сильно накрасилась, чтобы старше выглядеть. Но моего брата и знакомую пропустили, а меня нет. Я чуть не в слезах потопала домой. Как мы все уговаривали тётю билетёршу меня пропустить, но она была непреклонна…»

«А мы с подружками так же пытались попасть на „Новых амазонок“, в 1985 году в наших кинотеатрах шёл этот фильм», — рассказывает Ирина Доронина.

Польская фантастическая комедия в оригинале называлась «Сексмиссия» и, хотя была вдоль и поперёк изрезана цензорами, там всё равно было на что посмотреть. Кино считалось за порнографию — на сеанс пускали чуть ли не по паспорту. По сюжету в будущем все мужчины вымерли, остались одни женщины, которые размножаются через ЭКО. Но два замороженных неудачника мужского пола случайно проснулись сотни лет спустя и оказались в этом малиннике.

«В „Эре“ нас не пропустила тётя билетёрша, которая жила в нашем 503 корпусе и великолепно знала мою семью, — продолжает Доронина, — а вот в „Электроне“ я сошла за 16-тилетнюю и посмотрела фильм».

А пошалить?

Пробраться на киносеанс бесплатно или устроить внезапную снежную атаку на зрителей — чего только не вытворяли мальчишки! «Мы в „Эру“ ходили бесплатно, почти всегда, — рассказывает Юрий Парф. — Покупали один билет, и во время журнала тот, кто с билетом, открывал крючок у выходной двери. Когда начинался сеанс, мы толпой залетали в темноте в зал, и рассаживались в разные точки. Дежурной иногда было лень ходить вылавливать, иногда ходила, но когда зал полный, в темноте не всех можно было найти. Когда надоедало одно и то же кино смотреть, зимой открывали дверь и закидывали зал снежками, ржали потом в лесу».

«А я после сеанса забегал за штору экрана и поднимался на чердак, ложился на пыльный деревянный настил и смотрел фильмы по несколько раз!» — признается Андрей Баринов.

О, «АBBA»!

В 1982 году в «Эру» привезли культовый художественно-документальный фильм о гастрольном турне легендарной шведской поп-группы АBBА в Австралии в 1977 году. Власть завораживающего широкоформатного АBBА-гипноза над доверчиво-простодушными зрителями была так велика, что даже незамысловатый сюжет, являвшийся связкой между концертными номерами группы, снятыми во время турне, не расхолаживал поклонников.

«Я „АBBA“ смотрел пять раз подряд с понедельника по пятницу, — делится Сергей Попов. — Вместо школы. По утрам. По-моему, сеанс был на 10 или 11 часов. Почему-то помню, что на всё это дело три рубля ушло. А в субботу и воскресенье мама и папа были дома. Не получилось».

Ради редкого зрелища зрители сбегали не только с уроков. «Аккурат зимой 1982-го с другом Толиком Гридякиным сбежали с работы в „Эру“ посмотреть фильм „АBBА“», — откровенничает Сергей Бессонов.

Жертвовать ради любимого фильма приходилось не только учёбой и работой. «„АBBA“ смотрелась на первом сеансе, и было это совсем непросто — пойти в кино 1 января в 11 утра, год кажется 1983. Копия была не очень и рвалась раза три, но зал даже не свистел», — вспоминает Александр Павлов.

«Лицензия на „АBBA“ была для СССР очень дорогой и недолгой, — поясняет Андрей Шуриков, в прошлом киномеханик, — тогда этот фильм мог идти только в „Эре“. Я работал там, крутил кино. Первые показы: „Легенды о динозавре“, „Женщина, которая поет“, „АBBA“ — мои. Золотое время было!»

Что пели в «Эре»

Большой зал «Эры» не случайно назывался киноконцертным. На маленькой эстраде перед большим экраном кто только не побывал!

«Я впервые познакомилась здесь с ВИА „Самоцветы“ в 1981 году, — рассказывает Елена Чилиндина, — затем была Лариса Долина, „Монгол Шуудан“ и много чего интересного пронеслось через „Эру“».

"Ещё были «Веселые ребята», «Сябры», «Скифы», «Лейся песня», Стас Намин, Градский, «Ариель», ещё групп десять, уже не помню… — продолжает список Сергей Попов. — На «Песняры» я не попал. На «Автограф» тоже".

«Здесь был один из последних концертов Михаила Круга! Ещё „Иванушки“ выступали!» — перечисляет Владимир Тимошенко.

«Я запомнил выступление „Голубых гитар“ с Мюзиклом „Серый волк, Красная шапочка и голубые гитары“… не говоря уже о более поздних концертах. Например, выступление Инны Желанной во время урагана, когда свет в городе отрубился, но она продолжала выступление…» — делится воспоминаниями читатель Зеленоград.ру Александр Козлов.

«А я на „Самоцветах“ был в 1976-м, — делится воспоминаниями Ринат Магжанов. — Помню, 18-летний Глызин там на гитаре шпарил. Молодые Пресняковы-старшие, Маликов-папа — худрук. Их плакат в туалете долго висел. Ещё вспоминаю „Синюю Птицу“…»

«Уже не вспомню, на какой наш ВИА я ходил в „Эру“ (возможно и на „Синюю Птицу“) но, абсолютно точно помню, что в конце стандартного репертуара советской эстрады со своими хитами конечно, ребята на сцене забабахали несколько хитов из Queen! И кажется ещё что то из репертуара западных групп… Это было нечто! Я просто от неожиданности обалдел! Хотя, скорее всего, они (наши ВИА) частенько такое вытворяли», — добавляет Игорь Бочков.

«У любой группы это была фишка под конец концерта, — поясняет Сергей Попов. — Гас свет. На экране цветные разводы. И пошло… типа как у „AC/DC“ — соло-гитара, иногда дым пускали. Публика неистовствовала!»

10 марта 2000 года в «Эре» состоялись концерты рок-группы «Сектор Газа» — из числа последних в её истории. Об этом событии горожан оповещали жёлтые афиши, набранные готическим шрифтом. Желающих попасть в «Эру» было больше, чем билетов, особенно способствовала ажиотажу молодёжь. Концерт начинался в полночь.

«Жаль в „Эру“ мне не продали билет на концерт „Сектора Газа“ , — вспоминает Евгений Лобанов, — потому, что он начинался в 00:00 и туда детей могли пропустить только с родителями, если они деньжат контролёру подкинут. Нас туда не впустили, потому, что мы были несовершеннолетние».

Кроме концертов в «Эре» проводились городские и районные фестивали к юбилеям и праздникам. Например, зимой 1984 года там прошел фестиваль «Солдатские звезды», приуроченный к 40-летию Победы. Оргкомитет фестиваля заранее разослал творческим коллективам приглашения.

К слову, фестиваль «Солдатские звезды» был ежегодным. Он длился целую неделю, имел обширную программу и собирал полные зрительные залы. В музее Зеленограда сохранились снимки, сделанные на этом фестивале в 1980-х годах.

Прощай, кино — здравствуй, театр

Распространение телевизоров и видеомагнитофонов, а затем и появление интернета привело к тому, что спрос на кино стал падать.

В начале 1990-х годов «Эру» перепрофилировали, и без малого десять лет в бывшем кинотеатре кого только не было: клуб «Ковбой», кафе, караоке, игровые автоматы, дискотека на втором этаже, казино. Позже это помещение занял боулинг. По воспоминаниям старожилов, в бытность казино во второй половине 1990-х годов в этом заведении случались шумные бандитские разборки, были и два взрыва. По слухам, в конфликте была замешана Солнцевская преступная группировка.

В 1999 году часть здания, где когда-то размещались кассы и малый зал кинотеатра, отдали молодому зеленоградскому «Ведогонь-театру». К тому времени профессиональный театр существовал в городе уже несколько лет, в статусе детско-юношеского театрального центра с 1992 года занимая помещение в 6 микрорайоне. В 1999-м «Ведогонь» стал государственным учреждением культуры и ранней весной переехал на улицу Юности.

Предыдущие арендаторы, уходя, унесли с собой всё, что смогли забрать, вплоть до батарей. В помещении царил холод и разгром, повсюду свисали провода. Чтобы скрыть это безобразие, все стены завесили шторами. Разруху, которая царила тогда в помещении театра, труппа творчески обыграла в одном из первых спектаклей в бывшей «Эре» — рок-водевиле «Квадратура круга», действие которого происходило в 1920-х годах. А самым первым представлением «Ведогоня» в здании «Эры» стала программа «Вуаля» в жанре «маленькие комедии для театра-кафе».

Зрители первых спектаклей «Ведогоня» в здании «Эры» ещё помнят «перевернутый» малый зал: зрительские ряды стояли там, где позже устроили театральную сцену, а на противоположной стене был киноэкран. Рамку от экрана театр надолго сохранил и приспосабливал её для разных декораций. Сцена была крохотной, приходилось кустарно увеличивать её с помощью подиумов. А за сценой продолжали существовать шумные соседи, сопровождавшие спектакли пением под караоке и грохотом шаров в кегельбане.

В этом неприспособленном помещении театр проработал до 2003 года, когда началась затянувшаяся на три года реконструкция.

Проект изменения фасада разрабатывал архитектор Юрий Свердловский. К зданию пристроили двухэтажный «эркер» — он позволил расширить театральное фойе и устроить небольшой буфет. Пока шла реконструкция, труппа театра давала мини-спектакли на разных площадках (в выставочном зале «Зеленоград», в краеведческом музее, в залах управ и центров соцобслуживания, в библиотеках). В 2006 году реконструкция завершилась, и помещение «Ведогоня» стало таким, каким мы знали его до недавнего времени.

Несбывшаяся «Эра»

В конце «нулевых» у городских властей появились другие планы на здание кинотеатра «Эра». Его собирались подвергнуть глобальной реконструкции, после которой там разместился бы шестизальный кинотеатр на 530 зрительских мест, гостиница на 40 номеров, магазины и рестораны, а на верхнем этаже — фитнес-центр с бассейном, выставочный зал. В здании планировалось сделать также подземные парковки.

Разумеется, на тех площадях, что имелись, все это уместиться не могло — требовалась существенная достройка, однако, это «планов громадье» категорически не понравилось местным жителям. Администрация «Ведогоня» тоже воспротивилась: строительные работы могли привести к остановке деятельности театра. В результате от такой реконструкции отказались.

Потом здание собирались отдать департаменту семейной и молодёжной политики с тем, чтобы открыть там молодёжный центр, но департамент прекратил своё существование, и здание «Эры» снова «повисло» на балансе объединенной дирекции эксплуатации имущественного комплекса киносетей Москвы.

Зашла речь о том, чтоб продать «Эру» с аукциона наряду с другими пустующими кинотеатрами. Но помогло обращение префекта Зеленограда Анатолия Смирнова (по совместительству главы попечительского совета театра) к мэру Москвы с просьбой передать всё здание целиком «Ведогонь-театру». К тому моменту столичный департамент культуры уже утвердил концепцию развития «Ведогоня» как многофункционального театрально-культурного центра.

Не только театр

В 2014 году оставшиеся площади «Эры» (включая те, что занимал тогда ресторан «Дюшес») перешли «Ведогонь-театру» для создания театрально-культурного центра. И в ноябре 2018 года театр закрылся на реконструкцию. На ремонт фасада и всех помещений выделили около полумиллиарда рублей.

В концепции развития, утвержденной столичным департаментом культуры, театр хоть и играет главную роль, но занимает только 40% пространства. На остальных площадях разместятся арт-кафе, музей театра, кино-конференц зал на 50 мест для демонстрации артхаусного кино, а также большой репетиционный зал — его планируют использовать и как зал-трансформер для экспериментальных работ. Кроме того, обустроят небольшой зал площадью 50 кв.метров для бэби-театра — там будут работать с самыми маленькими зрителями.

Проект предусматривал переустройство большого кинозала «Эры» в театральный зал примерно на 300 мест, который в то же время будет использоваться и как концертно-прокатная площадка. На месте основной сцены «Ведогонь-театра» останется малый зал на 100 мест.

По госконтракту подрядчик должен был завершить работы к февралю 2020 года, а открыть театр предполагалось в том же году ко Дню города. Однако технические сложности и ограничительные «антиковидные» меры помешали завершить реконструкцию вовремя. Сроки сдачи театра сдвигались неоднократно. Почти три года театр репетировал и играл на чужих площадках.

Переезд в отремонтированное здание состоялся в конце июля 2021 года.

Новый, 23-й сезон «Ведогонь» откроет в октябре. Премьерный спектакль по пьесе Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» покажут 30 и 31 октября. А 15 и 16 октября театр приглашает гостей на специальные встречи «Вот мы и дома!», посвященные открытию нового сезона в обновленном здании — для гостей обещают провести презентацию театра: показать его новый интерьер, новый зал, новую сцену и сценическое оборудование, рассказать о новых возможностях и о том, как театр жил «кочевой жизнью» во время ремонта.

Благодарим музей Зеленограда за помощь в подготовке этой статьи.

Читайте также
Другие статьи об истории нашего города и его окрестностей
Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Роберт Тихонов
23 сентября 2021
Архитектура здорового человека
Андрей Оськин
24 сентября 2021
Небольшое замечание к отличному повествованию: Проект к/т "Электрон" - разработан на основе типового проекта Х-05-01 . Авторы проекта: архитекторы - Ю.Гнедовский, Р.Мелкумян, Ю.Дмитриев; инженеры - Б.Зархи, М.Тарасенко
Лариса Лариса
24 сентября 2021
Был стильный дом - а теперь просто убожество.
Лариса Лариса
24 сентября 2021
Предыдущая новость как раз тоже про дух времени: Секонд-хенд «Вещь» откроется 29 сентября в корпусе 601 — в помещении бывшего магазина «Центр Ювелир»...
Евгений Стрельцов
24 сентября 2021
Очень интересный материал! Спасибо Автору.
Конечно же Эра
Для меня нет другого названия как КИНОТЕАТР ЭТА. Думаю, что все сторожилы Зеленограда считают так же!
алексей к
14 декабря 2021
На фильм Кинг Конг стоял в очереди до дороги
Sebastian Pereyra
14 декабря 2021
Эх ххх... извини Юра... мы и "ЭРУ" тоже про@@@ли...
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран