2
Расписание уроков: Русский язык и литература 15.07.2010 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd.ru — Татьяна Александровна Галлерт, учитель русского языка и литературы школы 1353 и практически абсолютный чемпион по поздравлениям, полученным через портал во время ежегодных акций в День учителя, когда все читатели Zelenograd.ru, — сегодняшние школьники и выпускники прошлых лет, — имеют возможность передать поздравления своим учителям в зеленоградские школы.

Послушать (29:18)загрузить файл со звуком (20603 кб)

— Татьяна Александровна, вас поздравляли не только ученики-зеленоградцы, но даже и взрослые люди. Расскажите, пожалуйста, о себе: как вы оказались в Зеленограде, где вы работали до этого?

— Я попала в Подмосковье в 1978 году — окончила филологический факультет Киевского университета, и личная жизнь, судьба, семья забросили меня в Подмосковье. Я работала сначала в Берсеневском детском доме, который находится на территории Солнечногорского района — в общей сложности 16 лет была там вожатой, потом завучем. Затем несколько лет проработала учителем русского языка и литературы в Радумльской сельской школе Солнечногорского района, а потом в 1994 году я перешла на работу в Зеленоград, в школу 617, проработала там два года, и меня пригласили в соседнюю школу. Тогда она называлась УВК «Родник», школа 1806 — наверное, зеленоградцы знают этот «бренд». Сейчас это школа 1353 с углубленным изучением английского языка, и вот уже 14 лет я в ней работаю.

— Наверное, поэтому вас и знает так много зеленоградцев, да и не только зеленоградцев — ученики Радумльской школы вас тоже поздравляли.

— Спасибо им.

Русский язык: «ЕГЭ — удачная форма проверки знаний»

— Давайте обратимся к первому предмету, который вы преподаете — к русскому языку. Недавно прошли единые госэкзамены — в том числе, обязательным предметом для сдачи в форме ЕГЭ был русский язык. Как вы оцениваете этот экзамен? Насколько хорошо он даётся сегодняшним выпускникам?

— Мы, учителя, по-другому оцениваем ЕГЭ — не так, как общественность, далёкая от школьных дел. Сначала, когда мы участвовали в эксперименте по введению ЕГЭ, было много трудностей. Учителя — народ консервативный, мы противились этой форме экзамена. Сейчас многое в ней уже отработано, сегодня я и мои ближайшие коллеги поняли идею экзамена, и мы неплохо к нему относимся. В его содержании, может быть, можно еще что-то корректировать, но мнение наше таково: если ребенок мотивирован, если он занимается, то он обязательно сдаст ЕГЭ очень хорошо.

— Значит, вы считаете, что ЕГЭ по русскому языку — это удачная форма проверки знаний?

— Я думаю, что не все должны иметь высшее образование — такая тенденция была несколько лет назад. ЕГЭ дает возможности раскрыть личность человека. Задание «С» — это сочинение, пусть и по предложенному тексту, но всё-таки молодой человек, выпускник школы, вполне может проявить себя в таком задании. Я считаю, что это даже удачнее, чем шестичасовое сочинение, которое раньше писали выпускники для получения Аттестата зрелости.

— Как ваши выпускники в этом и в прошлом году сдают ЕГЭ?

— В этом году у меня нет одиннадцатого класса, а в прошлом году был, и в нашей 1353-ой школе была стопроцентная сдача ЕГЭ по русскому — ни одной тройки на два выпускных класса. Кроме того, у моей коллеги, Любови Григорьевны Рогановой, которая работала в параллельном классе, был «стобалльник» — тогда в Зеленограде было два «стобалльника» по русскому, и один из них — наш. В моем классе пятёрок было больше, чем четверок. Поэтому проблем у нас нет.

— Такой замечательный показатель — результат работы школы, учителей, как вы считаете?

— Я думаю, что это зависит от детей, от их мотивации, и, конечно, от учителей.

— Дети тоже должны быть достаточно сильными?

— Да, дети должны понимать, к чему они идут и зачем им это надо. Если ребенок это понимает, если он любит предмет и представляет, что русский язык — это наука, что русский язык — вечен, что это очень интересно, если он углубляется и копается, заглядывает в словари и в справочную литературу, интересуется, то проблем с русским языком у него не будет.

— Но, может быть, к вам в школу с углубленным изучением иностранных языков изначально приходят способные ученики-"гуманитарии«?

— Мы надеемся на это, но на русский язык у нас в старших классах отводится два часа в неделю, — в общем-то, даже один, — а иностранного языка пять часов, в старших классах — шесть. Русский язык преподается у нас в таком же объёме, как в любой базовой школе. Единственное отличие — у нас учатся дети с более высокой мотивацией.

— Критики ЕГЭ сетуют, что дети тратят время в выпускных классах не на то, чтобы учиться чему-то, а на натаскивание к ЕГЭ. Существует такая проблема?

— У нас в школе — нет. У нас есть основная программа, которую мы проходим. Естественно, мы ее немножко адаптируем, поворачиваем в сторону ЕГЭ. Есть и дополнительные занятия. Вообще, натаскивание на ЕГЭ — это самый неблагодарный и примитивный путь преподавания языка.

— Это зависит и от учителя — какой путь выбрать?

— Я думаю, да.

«Олбанский» язык интернета — временное явление

— За последние десять-двадцать лет произошли какие-то изменения в программе русского языка? Она не была сокращена или, наоборот, углублена?

— По большому счету нет. Меняются авторы, программы, учебники — рынок предлагает нам много вариантов, но русский язык особенно не меняется, реформы не проводятся. Реформы — это вообще очень большой вопрос, мы не будем в него углубляться.

— Я только спрошу, поскольку вы филолог по образованию — как вы сами относитесь к возможности каких-то реформ в русском языке?

— Ни в коем случае! Знаете, я ребятам иногда на уроках говорю: «Есть такие соревнования, где из фигурок домино складывают большие картины, фигуры. Если тронешь одну деталь в этой большой машине — завалится всё». Специалисты хорошо знают, что русский язык ни в коем случае не должен подвергаться временным, политическим изменениям. Это совсем не та наука, он формировался тысячелетиями, язык — это выражение сознания народа. Только легкомысленные люди могут думать, что, убрав исключения из русского языка или переставив ударения в словах, можно добиться какого-то большего удобства. Нельзя этого делать.

— Тогда я коснусь такой большой темы, достаточно острой и спорной сейчас — это так называемый «олбанский» язык, на котором говорят дети в интернете, в скайпе, в чатах. Ваши ученики этим страдают? Они показывают это вам?

— Да. Я понимаю, что смс-ки и переписка в интернете... Да, я это знаю. Мы даже года три-четыре назад устраивали в классе сообщения по этой теме, небольшие творческие работы информационного характера — ребята рассказывали об этом «олбанском» языке. Мне тоже было тогда интересно. Но мне кажется, сейчас это уже не так модно и актуально — коверкать русский язык. Мне кажется, эти «коверкания» стали более щадящими с годами. Несколько лет назад они были более экстремальными. Я теперь понимаю, что, наверное, в смс-ках можно написать «щас» вместо «сейчас», но, в принципе, это тенденция времени. Против потока тоже нельзя идти.

— Вы думаете, что это пройдёт?

— Думаю, да, это не так серьезно, как представляется некоторым. Это еще одна сфера — есть жаргонизмы, вульгаризмы, а теперь есть вот этот «олбанский», компьютерный язык. Я думаю, это примета времени.

— Да, раньше был разговорный сленг, а сейчас в связи с современными средствами общения он перешел в письменную форму. Не стал ли он более угрожающим по отношению к русскому языку?

— Всё зависит от человека...

— «Олбанским языком» начинали пользоваться люди, которые уже выучили русский язык в нормальной форме. А вот насколько у сегодняшних подростков это подменяет знания русского языка? Ведь одно дело, когда человек понимает, что пишет неправильно, и делает это «нарочито». И другое дело, когда он пишет и считает, что так и должно быть.

— К сожалению, я думаю, большая масса молодежи действительно бездумно окунается в это море неправильностей. Большая проблема в том, что дети думают, что пишут правильно и не видят преград, не относятся к этому с юмором и с иронией.

— Вспоминается ситуация на журфаке МГУ осенью прошлого года — это, кстати, касается и темы ЕГЭ, возможно, вы слышали: на журфак пришли выпускники, сдавшие ЕГЭ, ставшие студентами, и преподаватели русского языка на первом же осеннем контрольном диктанте пришли в ужас от их знаний, от того, что они действительно увидели «олбанский» язык в работах будущих журналистов.

— На первом курсе университета на филологическом факультете мы тоже писали диктанты, и наш преподаватель был в ужасе. Правда, не от «олбанского» языка, а от количества ошибок, которые мы допускали. А тогда всё-таки конкурс был очень большой, отбор был серьёзный, мы считались очень сильными учениками своих школ — и всё равно было много ошибок. Я до сих пор храню диктант, где у меня стоит кол за количество ошибок, проставленных красной ручкой моим преподавателем, Сусанной Артёмовной.

— Значит, такой ужас преподавателей может быть специальным, чтобы напугать и стимулировать первокурсников?

— Там дают сложные задания, где есть и авторские знаки — наверное, специально для того, чтобы ребенок понял свой уровень, не воображал, не задавался и потом пришел к хорошим результатам. В общем, я могу вам сказать, что на самом деле это обычная ситуация.

— Это не конкретный год, это не ЕГЭ, просто обычная ситуация?

— Да. Я думаю, это не из-за влияний ЕГЭ или чего-то еще. Но уровень культуры сегодня низкий, конечно.

Гены грамотности

— Как вы считаете, от чего зависит грамотность человека? Она бывает врожденной?

— Да, она бывает врожденной, наследственной. Я так думаю.

— Она не зависит от начитанности?

— Есть разные составляющие. Есть природная грамотность: ребенок не представляет, почему он так пишет, и как нужно объяснить свою ошибку. Бывает, что ребенок учит все правила и умеет их применять — это большой труд, это трудоспособные дети, их нужно тоже оценивать. Бывает, ребенок учит всё, всё понимает, знает все правила, но не может написать правильно. Бывают разные виды памяти и разные способности у детей. Но я думаю, наследственность тоже влияет.

— «Стобалльники» по ЕГЭ по русскому — это как раз такие дети?

— Это и труженики, и дети из культурной среды — я имею в виду семейную культурную среду. Это думающие, анализирующие дети. Наверное, способности у них какие-то особенные, во всяком случае, наши девочки-"стобалльники" на самом деле были такими. Первой «стобалльницей» у нас несколько лет назад была Даша Портнова, и в прошлом году у нас была девочка-"стобалльница«. У меня была девочка, которая сделала одну ошибку в ЕГЭ, Лиза Корпухина, она сейчас учится на филфаке МГУ — поступила в прошлом году. Одна ошибка у неё вылилась в 4% при поступлении, апеллировать там нельзя было (это была часть «Б» экзамена). Так вот, у Лизы мама — филолог, хорошая среда, плюс, конечно, она трудилась.

— Гены влияют на грамотность?

— Безусловно. У меня двое детей, оба филологи, и я знаю, что это такое.

— Просто невозможно после этого написать ЕГЭ на плохую оценку.

— Ну, стыдно. Возможно всё... но стыдно.

— Все ли дети, которые пишут русский и литературу на 90-100 баллов, поступают потом в гуманитарные вузы?

— Нет, не обязательно. В любых престижных вузах сейчас нужны хорошие сертификаты с ЕГЭ, поэтому все, кто хочет поступить в такие вузы, стараются набрать как можно больше баллов.

— Значит, это не обязательно мотивированный «гуманитарий», это может быть и «технарь»?

— Да, конечно, технарь тоже может быть. Хорошая мотивация на технические предметы, на математику, на естественные науки — это же говорит о хорошо развитом сознании. Всё взаимосвязано.

«Школьная литература сейчас в загоне...»

— Плавно перейдем ко второму предмету, который вы преподаете — к литературе. По этому предмету тоже проводится ЕГЭ, но уже не обязательный, а как предмет по выбору...

— Здесь уже всё сложнее — учителя литературы против ЕГЭ по литературе.

— Было лучше, когда экзамен был устным?

— Да, устные экзамены лучше. Литература, как мы всегда говорим, это устный предмет в первую очередь.

— Как сейчас выглядит ЕГЭ по литературе — это сочинение?

— Надо писать четыре маленьких сочинения и одно большое, на двести и более слов. В принципе, конечно, в письменной речи ребенок тоже может раскрыться, но некоторые хороши, сильны в письменной речи, а некоторые — в устной. Те, кто может красиво, логически, грамотно формулировать свои мысли в устной речи, конечно, здесь проигрывают. Кому-то легче выразить мысли на письме, на бумаге. Но надо учитывать всё. Бывают совершенно неожиданные вопросы.... Конечно, сейчас в ЕГЭ по литературе не осталось вопросов типа: «Какого цвета были обои в комнате Коробочки?» — такие слухи часто муссируется в средствах массовой информации. И на ЕГЭ по литературе можно натаскать, особенно по применению литературоведческих терминов. Но мне это не нравится. Тяжело готовить к этому экзамену, невозможно предугадать.

— Сам предмет подменяется натаскиванием на ЕГЭ? С литературой есть такая проблема?

— В общем, да. Даётся перечень произведений и авторов, которые нужно перечитать. Если ребенок всё это перечитает и сделает несколько вариантов, пусть десяток, разных ЕГЭ (книжечки сейчас все эти есть — «интенсив» и другие пособия по подготовке к ЕГЭ), то, конечно, он сдаст ЕГЭ, и сдаст неплохо. Но я против ЕГЭ по литературе. Всё-таки это не та форма, которая должна выявить человека, умеющего грамотно говорить, отстаивать свое мнение. На устном экзамене человек попадает в ситуации, когда он должен экспромтом ответить на какой-то вопрос, что-то сообразить, что-то вспомнить, включить свое ассоциативное мышление. Вообще, литература, конечно, сейчас в школах в загоне, к сожалению.

— Я видела статистику нынешнего года: в списке предметов, которые ребята выбрали для сдачи ЕГЭ, литература была где-то третьей с конца. Она не очень популярна...

— Причем, вы понимаете, выбирают ЕГЭ по литературе не те, кому литература в дальнейшем нужна, а те, кого вузы заставляют её сдавать. В прошлом и позапрошлом году вузы ставили детей в тупиковые ситуации, объявляя за два месяца до ЕГЭ в числе своих экзаменов литературу. Вдруг ребенок не готовился к литературе? В прошлом году были стрессовые ситуации, и в этом году, видимо, всё точно так же. Но это неправильно. Пусть литература будет в формате ЕГЭ, а в устном формате её сдают те, кто потом с литературой будет как-то связан. Ребятам, которые не будут потом её учить в вузах, литература даёт, конечно, общее развитие, но... проверка знаний должна быть не такой, как сегодняшний ЕГЭ.

— Насколько успешно вашим детям удается сейчас сдавать литературу?

— У нас она успешно сдается, наши дети сдают её очень близко к ста баллам. В прошлом году мои ученицы, а в этом выпускники 11-ого класса, ученики Людмилы Григорьевны Уткиной, сдали ЕГЭ очень хорошо, без троек, если переводить это в школьные оценки.

Чтение — по программе и вне её

— Насколько начитанными сейчас становятся выпускники?

— Сказать, что совсем не читают, нельзя. Читают. Сейчас круг чтения расширился, они читают произведения таких авторов, которых мы не все знаем — сейчас очень много новых авторов, русских и зарубежных. Я всегда говорю ученикам: «Школа закладывает основы, школа — это школа». В школьной программе произведения подбираются не потому, что они интересны или неинтересны, а потому, что там есть над чем подумать. На таких произведениях мы учимся анализировать, мы видим их структуру. Если ребенок хорошо освоил в школе вот эти азы литературоведения, ему уже легче будет ориентироваться в мире литературы дальше. Читать, конечно, надо. Надо читать то, что предлагается в школе. Время отсеяло и отсеивает некоторые произведения: произведения-однодневки или произведения, которые не очень интересны с точки зрения формы и содержания. Но... это школа — как в фигурном катании, когда на тренировках нужно крутить «восьмерки» без музыки, и это не так это зрелищно, может быть, но это обязательная база, которую нужно пройти.

— Меняется ли школьная программа по литературе со временем?

— Очень меняется. Если русский язык — нет, то программа по литературе очень меняется в зависимости от времени. Времени и политики.

— Вводятся одни произведения — выводятся другие? Что, по-вашему, было введено правильно и наоборот?

— Хорошо, что появились эти писатели-"полочники«, которых раньше не знали — например, Булгаков с «Мастером и Маргаритой» и другими его произведениями стал самым любимым для всех старшеклассников. Ведь мы же в школе не изучали эти произведения. Шолохова мы раньше изучали «Поднятую целину», вы знаете, про коллективизацию, а сейчас читаем «Тихий Дон» — конечно, объём увеличился, книжка состоит из четырех томов, «Поднятая целина» была меньше. В нынешней программе нет таких произведений, которые отражают лозунговые идеи советской эпохи, нет идеологических произведений. Я думаю, этот процесс будет продолжаться, что-то будет меняться и дальше.

— По-вашему, стоило бы ещё что-нибудь интересное включить в программу по литературе?

— Ну да. Современной литературы, которую дети сейчас читают параллельно со школьной, конечно, у нас нет. У нас классики. Астафьев, Распутин — это хорошие писатели, безусловно, но вот самого свежего, современного — нет. Ребята задают вопросы — «Почему в зарубежной литературе нет Ремарка?» — и дочитывают потом его сами. Но мы не можем объять необъятное.

— Вы своим ученикам советуете что-нибудь почитать?

— Да, безусловно, мы беседуем с ними, я нацеливаю, советую. Но, к сожалению, в школьной программе время распределяется так, что у нас нет возможности проводить беседы по интересным произведениям. Ну, и не все же их будут читать. Вообще, конечно, литературу преподавать гораздо труднее, чем русский язык в старших классах. Учителя, уставшие от своей работы, хотели бы преподавать только русский язык, если бы это было возможно — там всё понятно и четко, как в науке. А литература... И дети плохо читают, и подготовки большой требует этот предмет. Каждый урок — это просмотр большого количества страниц, чтение критических статей. Времени на подготовку к уроку литературы у учителя уходит гораздо больше, чем на подготовку к уроку русского языка.

— Надо же. Мне всегда казалось, что литература — это интереснее для учителя...

— Нет, она выигрышнее смотрится. Хороший учитель литературы, я думаю, должен быть эрудированным человеком, у него должно быть развито ассоциативное мышление. И он должен быть готов к любому повороту на уроке — если это класс думающих ребят, то всегда есть такая опасность. В сильных классах есть мотивированные, очень начитанные, самостоятельно мыслящие дети, и когда мы идём к ним урок, мы иногда думаем: «Боже мой...».

— Учитель боится, что дети зададут какой-то вопрос?..

— Да. Причём, если ты где-то что-то не просмотрел к уроку, то обязательно, — так вот жизнь складывается, — тебя спросят о том, в чём ты не уверен, а это очень неловкая ситуация для учителя. Мы должны быть как натянутая струна на уроках литературы. Это очень сложно.

— У детей один экзамен, а у учителя каждый урок — как экзамен?

— А если уроков, допустим, три-пять в неделю, то вы представляете, в каком ритме живет учитель литературы?

«Пользователи интернета, которые не пишут и не творят — всё равно, что роботы»

— Я вот еще о чём хотела спросить: сейчас интернет — это океан информации. Он заставляет читать, и с этой точки зрения, может быть, нынешних детей не назовешь малоначитанными — все равно им приходится постоянно читать. С другой стороны, теперь очень многие и пишут в Интернете — есть же куча блогов, интернет-дневников, Стихи.ру... Вы видите это в своих учениках?

— Мы занимаемся этим в той мере, в которой школа должна отслеживать этот процесс. У нас есть дети, которые пишут стихи, мы их знаем, они участвуют в различных конкурсах, пишут небольшие эссе, рассказы. Но мы не всё знаем. Мы находимся на краешке познания интернета — во всяком случае, учителя моего возраста. Просто не хватает уже способности и сил все это объять. Творчество — это хорошо. Конечно, некоторые дети пишут, им кажется, что они так самовыражаются.

— Это помогает в русском языке, в литературе — скажем, писать сочинения? Или это плодит графоманство?

— Это движение души. Ребенок, если он творит, он обязательно включает душу, сердце — и это именно то, к чему мы стремимся. Пользователи Интернета, которые не пишут и не творят рассказы, стихи — это же всё равно, что роботы, таких пользователей я не признаю. И, может быть, я человек старого мышления, но я считаю, что интернет в моей жизни и в жизни моих детей должен быть ограничен. Он должен служить человеку, а не человек ему. Это избитые фразы, но я против компьютеризации своих предметов — русского языка и литературы. Возможно, в изучении других предметов — физики, математики, — интерактивные доски и компьютерные классы очень помогают, но я противник широкого внедрения компьютеров в сферу своей деятельности.

— Слово должно быть печатным, а буквы — письменными?

— Обязательно. И ручка должна быть в руке. Какие сейчас почерки! Все сейчас печатают. Иногда даже задаешь домашнее сочинение пятому-шестому классу, а они говорят: «Можно мы вам принесем в формате А4»? Приносят отредактированный компьютером текст — бездушно, неинтересно, скучно.

— Бездушно, потому что он напечатан на компьютере?

— Да. Сначала, когда тебе приносят работу, воспринимается форма. Всё-таки, поворот линии на бумаге — это проявление характера человека. А тут все нивелировано.

— Нужно иметь свой почерк?

— Я думаю да. Вы же знаете, что почерк отражает человека.

— Чтобы писать самому, по-вашему, нужно много читать? В чем состоит талант — в фантазии, или он появляется как следствие начитанности?

— Талант должен быть воспитан на самом раннем уровне, семьёй. Талант должен строиться на правильном восприятии хороших образцов. Ребенок, когда рисует — сначала срисовывает, копирует, а потом начинает творить сам. Пушкин, Лермонтов и другие — все они начинали с подражания. Если были хорошие образцы на слуху, перед глазами в детстве, то ребенок сначала им подражает, влюбляясь в каких-то писателей, в их произведения — это отправная точка, — а уже потом он начинает придумывать что-то своё. Откуда рождается фантазия? Из чтения книг. Из домашних маленьких праздников, раньше — спектаклей, сейчас, может быть, домашних игр с мамой, папой, братьями, сестрами. На пустом месте фантазия не может возникнуть.

— Героиня фильма «Ирония судьбы», — как и вы, учительница русского языка и литературы, — говорила: «Я учу своих учеников думать и на всё иметь свое собственное мнение». Вы такого же мнения о своём предмете?

— Безусловно!

— Литература — это не обучение чтению и каким-то источникам, а обучение думать?

— Мы, готовясь к урокам, имеем свой план в голове, и пишем всегда эти планы, но ведь урок может пойти совсем не так. И ты должен как лоцман хорошо провести ребят мимо рифов. Это не значит вывести их в тот пункт назначения, который ты заранее продумал — как раз порт или причал может оказаться другим, не таким, как ты его видел в начале урока. Да, навязывать свое мнение нельзя, это большая ошибка учителей, которые работают по старинке и пытаются «подбить» всех и привести к ожидаемому результату. Нельзя этого делать ни в коем случае. Я считаю, что сейчас литература — это не освоение тех текстов писателей, которые предлагает программа, а отправная точка для размышлений, устных или письменных.

— Последний вопрос — личный, и, наверно, он интересен и всем вашим ученикам. Каких писателей и поэтов вы сами любите?

— Безусловно, для меня любимый писатель — Булгаков и его «Мастер и Маргарита», произведение, которое я осваивала очень тяжело. Читала ночью в 1978 году — на одну ночь мне дали книгу. В журнальном варианте это была пытка, спать хотелось, я ничего не понимала. Потом я прослушала много-много лекций, сама к каждому уроку перечитываю этот роман. Булгаков — великий, магический, фантастический, чудесный писатель, которого будешь открывать, наверное, всю жизнь, и всё время по-разному будешь его видеть.

— А поэты?

— Есенин... В Серебряном веке есть очень интересные поэты, но они, конечно, сложны для восприятия. Давайте остановимся на Есенине.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Александр Афонин
16 июля 2010
Фамилию исправьте, пожалуйста на Галлерт
наталья чистякова
21 ноября 2010
Учитель, который откровенно признаётся. что боится идти в класс, где есть "самостоятельно мыслящие" дети и представляет из себя "натянутую струну" - вот объяснение всех наших проблем в образовании. Таких детей не бояться надо, а радоваться возможности вместе с ними думать и искать ответы на трудны вопросы!
Или учитель не знает, что с детьми мы вместе УЧИМСЯ, а не проповедуем?
Впрочем, если из всего моря великой русской классики, любимым у учителя является бесовской роман "Мастер и Маргарита", то всё понятно...
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран