«Инклюзивная молекула» по-зеленоградски — классы для слабовидящих и детей-аутистов откроют в гимназии 1528 24.05.2016 ZELENOGRAD.RU

Ресурсный класс типа «Молекула» для обучения детей с расстройствами аутистического спектра — дело для Зеленограда новое и, к слову, довольно дорогое. Для успешного обучения таким ребятам необходимы специальные условия: классы не более 7 человек, тьюторы, занятия с психологом, дефектологом, логопедом, комната психологической разгрузки, где ребёнок мог бы отдохнуть в одиночестве. И конечно необходимы высококлассные педагоги, владеющие специальными методиками.

Открыть такой класс в новом учебном году планирует зеленоградская гимназия 1528 на базе школьного отделения надомного обучения (бывшая школа 367). Об этом со ссылкой на директора гимназии 1528 Андрея Слесарева сообщила префектура.

«Конечно и у родительской общественности, и у нас существуют опасения по поводу нового проекта. Ведь никто не знает, как на практике покажет себя инклюзия детей с этим заболеванием, — отметил Слесарев. — Но если всё получится, то эффект этого проекта будет трудно переоценить».


Третий вариант

Социальная и образовательная инклюзия особенных детей зачастую идёт лишь на словах, о чём не раз открыто говорили их родители. Добиваться создания ресурсного класса тоже пришлось долго. О том, какой путь пройден, и чего удалось достичь, рассказала Zelenograd.ru председатель окружного совета родителей детей-инвалидов Татьяна Чаленко.

— Для детей, имеющих ментальные нарушения разной степени тяжести, выбор, куда пойти учиться, в Зеленограде невелик: либо коррекционная школа VIII вида, либо общеобразовательная. Но как быть с теми ребятишками, кому не подходит ни то ни другое? Должен существовать некий промежуточный вариант.

Поэтому родители тех детей, диагнозы которых позволяют им обучаться иначе, чем в школе VIII вида, но которые в то же время не готовы сесть за парты со своими здоровыми сверстниками, обратились с просьбой организовать ресурсный класс в межрайонный совет директоров школ, который возглавляет Татьяна Николаевна Грабарник. Этот орган существует на общественных началах, как и движение родителей, имеющих детей-инвалидов.

Там к нашим просьбам и пожеланиям отнеслись очень внимательно, провели несколько встреч, куда приглашали актив нашего Совета и родителей будущих учеников — ведь никто лучше их мам и пап не знает, что нужно таким детям для успешной учебы. Результатом этих собраний стало решение создать на базе бывшей надомной школы 367 ресурсный класс, за что мы очень признательны и совету директоров, и лично Татьяне Николаевне.

Каким будет класс для особенных детей

В этот малочисленный класс 1 сентября пойдут дети-аутисты — как говорящие, так и те, у кого речь отсутствует. На сегодняшний день известно, что таких учеников будет шесть. Кроме учителя с детьми будут работать тьюторы — их роль исключительно важна, в течение всего учебного дня такой сопровождающий помогает ребёнку и поддерживает его при взаимодействии с педагогами и учениками. Будут ли тьюторы у каждого ребёнка или нет — пока неясно, но они будут непременно — таково обязательное условие работы класса.

Сам ресурсный класс должен представлять собой комфортную зону с комнатой психологической разгрузки, полностью подготовленную к приёму особенных учеников. Главная его задача — «вытянуть» детей, подготовить их к взаимодействию со сверстниками. Со временем количество учебных часов в ресурсном классе будет уменьшаться, и ребят постепенно переведут в общие школьные классы.

Стандарт, по которому будут учиться маленькие зеленоградцы, как и методики обучения, взят из проекта «Инклюзивная молекула», который стартовал в Москве в 2015 году — он был запущен по инициативе родителей и при поддержке Департамента образования. Сегодня в столице существует десять таких классов, где с детьми-аутистами занимаются по передовым педагогическим методикам, а к будущему учебному году появятся еще шесть.

«Но мы не называем этот класс „Молекулой“ — рассказывает Татьяна Чаленко, — потому, что он все-таки будет иной. Ученики здесь будут очень разноплановыми, и подход к каждому нужен особый. Учебный план, по которому будет строиться работа, еще не определён. Ведь и педагоги пока учатся, и родители с детьми сейчас проходят психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) — именно она даёт заключение о том, какие варианты и формы обучения предпочтительны для ребёнка. Родители будущих учеников сейчас испытывают понятные тревоги, и надеются, что новый класс для их детей будет оптимальным с точки зрения учебы».

Педагоги сели за парты

Сейчас различным методикам работы с детьми-аутистами обучаются многие педагоги школы 854 (куда входит школа VIII вида — бывший интернат на Никольском проезде) и гимназии 1528, подразделением которой является бывшая школа надомного обучения 367. Родители видят в этом заслугу директоров школ, и особенно Ирины Маркевич, возглавившей сложную работу на базе 367-й школы, во многом ставшей первопроходцем образовательной инклюзии в Зеленограде.

«Менее чем за полгода Ирина Николаевна всесторонне изучила проблему обучения детей-аутистов, освоила методы прикладного анализа поведения (АВА) и методики общения с детьми, имеющими ментальные нарушения. — говорит Татьяна Чаленко. — И она сама, и педагоги находятся в постоянном контакте с родителями, что приносит делу несомненную пользу. Именно родители посоветовали администрации, чему конкретно и в каких образовательных центрах нужно учиться, чтобы получить самые лучшие знания для работы с их детьми. Эти подсказки и предложения были приняты, несмотря на то, что такое обучение стоит дорого».


Первый раз в ресурсный класс

До следующего учебного года еще больше трёх месяцев, а подготовительная работа в ресурсном классе уже началась. Класс сформирован, есть учительница, которая взяла на себя нелегкую роль основного педагога. Уже сейчас проходят пробные встречи будущих одноклассников. Детей собирают вместе, они знакомятся, учитель общается с ними — она уже знает каждого ребенка. По оценке родителей, это очень хорошее начало потому, что особенным детям такая психологическая подготовка необходима. За лето родители настроят их на учебу.

В совете родителей детей-инвалидов надеются, что ресурсный класс станет успешным начинанием, ведь потребность в такой форме обучения очень велика. «Детей-аутистов в Зеленограде больше, чем регистрирует официальная статистика, много среди них и малышей, которым необходим правильный дошкольный период. Совет директоров обещал нам, родителям, создать на базе учебного комплекса 1692 группу дошкольного образования для таких детишек, а когда они подрастут, им будет куда пойти учиться», — рассказывает председатель родительского совета.


Вторым будет класс для слабовидящих учеников

В гимназии 1528 учится 15 таких детей, по всему Зеленограду — 40, по оценке префектуры, и выбор места учёбы для них сложен так же, как и для детей с ментальными нарушениями. Идя навстречу горячим просьбам родителей, администрация решила открыть для слабовидящих детей отдельный класс с соответствующим техническим оснащением, где их будут обучать по специальной методике.

Сегодня в школьном отделении надомного обучения учатся более 230 детей-инвалидов, из них 153 ребёнка — на надомном обучении. В этой школе учатся также и дети без ограничений здоровья, что позволяет обеспечивать инклюзию особенных ребят.

Школа надомного обучения 367 появилась в Зеленограде в 1996 году, а в 2008 переехала в новое здание в Малино, построенное по индивидуальному проекту специально под нужды детей-инвалидов — с «правильными» пандусами, небольшими классами, бассейном и другими необходимыми удобствами.

Два года назад, в процессе слияния школ, школа 367 вошла в состав гимназии 1528. При этом специализированный статус исчез, но фактически школа продолжает работать в основном с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые поступали в неё со всего Зеленограда. А руководству гимназии 1528 пришлось срочно погрузиться в особые проблемы своих новых особых учеников.

Сегодня в этом подразделении гимназии учатся более 230 детей-инвалидов, 153 находится на надомном обучении. Обучаются в школе и дети без ограничений здоровья — комплектуются совместные классы, это и позволяет реализовать принцип инклюзии.

Читайте также: Родители детей-инвалидов — «Наших детей как будто не видят, не знают, их нет» (18.11.2015)


Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран