Из той же мучки, да не те же ручки

Провёл эксперимент. Взял сахар, муку пшеничную, муку ржаную, добавил подсолнечного масла. Подумал, влил патоки, посыпал имбирём. Добавил гвоздики, лимонной кислоты. Смешал, сделал лепёшечки, сунул в духовку. Вынул. Намазал шоколадом. Попробовал - несъедобно. Открыл нарядную коробку "Пряников заварных". Съел штук пять и начал звонить на ОАО "Хлебозавод №28", чтобы выяснить, почему же мои пряники не такие вкусные. Искусство хлебопечения и кондитерского производства оказалось настолько интересной темой, что грешно показалось не выдать читателям некоторые секреты главного пекаря Зеленограда Сергея Борисовича КОСЯКА.

Секрет первый. Из чего готовить?
- Все сырьё, из которого готовится наша продукция, - высокого качества. Мука, например, бывает по своим характеристикам "гостовская" и "тушная". Что это значит? Есть требования, предъявляемые к муке государственным стандартом качества - ГОСТом. Они разработаны достаточно давно, жёсткие. Другой вариант требований к качеству - соответствие муки так называемым "техническим условиям" - ТУ. Тоже продукция съедобная, но похуже. Правда, и подешевле. В Москве решением городского правительства хлебобулочные изделия уже четыре года разрешено выпекать только из "гостовской" муки. Что мы и делаем.

Но кроме муки и воды хлебопёку нужна масса других продуктов. Яйца, яичный порошок и сухое молоко, сливочное и растительное масло, сахар, дрожжи, порошок какао и добываемый из морских водорослей таинственный агар-агар, без которого не выйдет нежного торта-суфле... Сырьё закупается как по всей стране, так и за границей. Качество сырья, полуфабрикатов, готовой продукции на всех стадиях контролирует специальная заводская лаборатория. Сквозной контроль качества - нормальная мировая практика. Но позволить себе подобное может только сильное предприятие.

Специалисты хлебозавода во главе с Ириной Валерьевной ЛУКЬЯНОВОЙ тщательно исследуют не только физические (влажность, плотность, удельный вес) и химические (например, замеры кислотно-щелочного баланса), но и радиологические, и микробиологические показатели. Фактически лаборатория следит за безопасностью продуктов питания. Строгое соблюдение всех санитарных норм создаёт забавную для стороннего глаза картину: цех, кругом белоснежные халаты, косынки, шапочки. Мелькающие там-сям голубые накидки дополняют сходство с операционной.

Однако чистота - чистотой. А со вкусом как?

Секрет второй. О вкусах не спорят. Их придумывают
За покупательскими запросами на хлебозаводе внимательно следит отдел маркетинга. Рынок хлебобулочных и кондитерских изделий достаточно парадоксален: с одной стороны, покупатели проявляют в своих предпочтениях здоровый консерватизм, с другой - каждому приятно разнообразить свой стол. Получив сигнал от маркетологов, специалисты-технологи разрабатывают рецептуру нового изделия, способ его изготовления, внешний вид.

- Выпускается пробная партия. Потом собираем дегустационную комиссию. Все пробуют, рассматривают, обсуждают - вкус, внешний вид, вес. Отдельный вопрос - привлекательная упаковка и информация для покупателя о новом изделии. Дальше - пробуем, как продукт пойдёт на рынке. Скажу честно - придумать что-то совсем новое дьявольски трудно, - признался Сергей Борисович. - Окончательную оценку даёт покупатель.

Директор, думаю, скромничает. Авторам вкусностей есть чем гордиться. "Слоёные ушки" от 28-го распробовали даже в далёкой Америке (хлебозавод их туда экспортирует). Пряничными изделиями лакомятся пассажиры рейсов из Шереметьева (кстати, тесто для пряников надо заваривать горячим сиропом - вот в чём тонкость-то!). Всё охотнее люди покупают небольшие изделия - булочки, хлебцы, косы-плетёнки и удобные для хозяйки "нарезки". Коллектив по праву гордится авторством "Зеленоградского" хлеба, торта "Ярославна" и многих других изделий. Аппетитно, красиво, полезно - теперь нужно, чтобы всем хватило... 55 тонн в сутки на кухне не испечёшь.

Секрет третий. Выпечка - продукт высоких технологий
- Тяжело работать в условиях рынка?

- Конкуренция на рынке жёсткая, но мы её выдерживаем легко. Оборудование у нас по-настоящему современное, отчасти уникальное. Мы используем главным образом германские механизмы, кое-что закупаем в Италии. Но все линии специально модифицируют с учётом запросов отечественного рынка. Мы не можем, да и не хотим экономить на качестве - оттого часто идём на замену ещё годного, но морально устаревшего оборудования, инвестируем миллионы собственных долларов в развитие... Результат: наш ассортимент приближается к 150 наименованиям.

...Пряники выпрыгивали из блестящих емкостей, ныряли в шоколад, сыпались в сетки. Умные машины раскладывали загогулинки из слоёного теста на сверкающие поддоны, и они уезжали в чрева каких-то немыслимых печей. На золотистые коржи ложилась белоснежная воздушная масса, чтобы остыть в хладокамере и затем, покрывшись глазурью, замереть в нарядных упаковках. "От добра добра не ищут", - решил я и поспешил в фирменный заводской магазин за сластями. Дома скажу, что сам испёк, а коробочку на хлебозаводе выпросил.

А.БЕЛКОВСКИЙ