- О реформе, и не только

В преддверии заседания Госсовета РФ, на котором должна была решиться судьба российского образования, начальник Зеленоградского окружного управления образования Игорь КОРОБЕЦКИЙ ответил на несколько вопросов корреспондента "41" Анатолия ИСТОМИНА, касающихся грядущих перемен в системе образования.

- Игорь Александрович, в сфере образования больше всего кривотолков и слухов вызывает ожидаемая реформа. Насколько радикально она будет отличаться от последней реформы 1985 года?

- Так называемая реформа 1985 года не дала практически ничего, кроме повышения зарплаты учителям. Новая программа реформирования системы образования должна быть ориентирована на коренное изменение содержания образования. Поэтому главные задачи наступающего учебного года станут окончательно ясны в начале сентября, после заседания Госсовета РФ, который должен сформулировать национальную доктрину образования России и пути реформирования системы образования. По итогам заседания Госсовета 7 сентября состоится ежегодное совещание работников системы Московского комитета образования (обычно оно проходит в августе).

- Какие цели должны быть достигнуты в ходе реформы, кроме одной постоянно заявляемой - изменения содержания образования?

- Изменение содержания образования - главная задача реформы.

Прежде всего, должны быть введены новые единые стандарты обучения, профилизация и индивидуальные учебные планы для старше-классников. Необходим определенный средний уровень, который обязаны знать все. А все, что выше этого уровня, - и есть индивидуальные учебные планы. Если ученик собирается поступать в технический вуз, он лучше возьмет больше часов математики и физики, а литературу или географию будет знать в том объеме, который предполагает единый стандарт. У нас эксперимент по индивидуальным учебным планам уже 2-й год успешно проходит в лицее №1557.

Что касается начального школьного звена, то здесь тоже важно не перегружать детей, а использовать больше нетрадиционных форм обучения с тем, чтобы пробудить у них интерес к дальнейшей учебе. К средней школе ребенок не должен "устать" от обучения.

Или еще такой пример. Есть школьные предметы, которые изучаются всего по 1 часу в неделю. То есть, когда ребенок приходит на очередной урок, он успевает забыть, о чем шла речь неделю назад. Так вот, такие дисциплины надо объединять, интегрировать по областям знаний.

Помимо изменения содержания образования в рамках реформы планируется увеличить на 90% зарплату педагогам. Только так можно усилить кадровый потенциал наших школ.

- Ожидаются ли какие-нибудь экзотические изменения?

- Я не думаю. Хотя в последнее время появились идеи изменить вертикальную структуру управления образованием Москвы - перевести ее в горизонтальную плоскость, отдать в муниципальное подчинение. Но тогда в каждой районной управе появится свое управление образования, что, конечно, полная глупость.

Поэтому давайте поговорим о другом. В связи с устойчивым падением рождаемости в Зеленограде у нас появилась возможность организовывать на базе опустевших детских садиков учебные заведения по типу УВК - "начальная школа - детский сад", которые будут реализовывать программу "Образование и здоровье". Напомню, что разработали эту программу и внедрили ее на уровне Москвы зеленоградские специалисты.

Еще в этом году впервые на базе детского сада №322 откроем группу "семейного воспитания", где с мамой и ребенком начинают заниматься с момента его рождения.

Зеленоград всегда славился своей компьютерной базой. 1 сентября мы открываем "Медиа-центр", главной задачей которого будет внедрение компьютерных технологий в школах и обучение наших учителей. Это создаст новые возможности в информатизации учебной среды, которая успешно развивается в ряде зеленоградских школ.