Всем миром

Тема пилотного проекта оплаты жителями Зеленограда 100% затрат коммунальных служб на содержание жилищного фонда не сходит со страниц окружных и городских газет. При этом разногласия в публикациях настолько велики, что кажется порой, будто речь идет о нескольких различных проектах.

Основная причина в том, что до сих пор не утверждены основные показатели и критерии вводимого в Зеленограде пилотного проекта реформы ЖКХ, а это оставляет поле для вымыслов и слухов. Рабочая группа, готовящая окончательный вариант проекта, тщательно и взвешенно еще и еще раз "обкатывает" экономическую часть проекта. Члены рабочей группы от Зеленограда делают все, чтобы новая система оплаты коммунальных услуг не легла тяжелым бременем на плечи горожан.

Зеленоградцы, ничего об этом не знающие, возмущаются и гневаются, не учитывая еще как минимум 2 момента. Во-первых, через несколько месяцев вся Москва (а там и Россия) перейдет на новую систему, во-вторых, к Зеленограду, где внедряется проект, будет приковано всеобщее внимание, округу будет оказано всевозможное содействие в решении различных проблем. В этот этап реформы ЖКХ Зеленоград войдет максимально мягко, возможно более мягко, чем остальные округа Москвы и субъекты РФ.

Архив "41"
В начале лета мэр Москвы и премьер столичного правительства Юрий ЛУЖКОВ проводит переговоры с президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ и руководством Министерства экономического развития (Герман ГРЕФ). Тема - жилищно-коммунальная реформа в России, необходимость которой назрела давно, однако федеральный механизм ее проведения не дал до сих пор ожидаемых результатов. В то же время в Москве, избравшей самостоятельный - плавный и системный - путь реформирования городского жилищно-коммунального хозяйства, наблюдаются несомненные успехи. После этой встречи Ю.Лужков инициирует в московском правительстве вопрос об активизации хода реформы - изменении схемы дотирования жилищно-коммунальной сферы, подразумевающем переход от прямого бюджетного дотирования ЖКХ к адресному дотированию расходов населения, которое полностью начинает оплачивать - сначала плановые, потом фактические - затраты коммунальщиков. Эксплуатирующие жилищный фонд организации - ДЕЗы и РЭУ - лишаются при этом бюджетных вливаний, получая возмещение своих расходов целиком от населения, и вынуждены начать заботиться о повышении качества своей работы, оставшись лицом к лицу с жителями. С началом возмещения населением фактических расходов таких организаций среди них должна возникнуть конкурирующая среда, что опять-таки приведет к повышению качества услуг и образованию реального рынка коммунальных услуг. Население при этом получает реальный механизм воздействия на коммунальщиков, видит реальные их затраты, со временем обретет возможность выбора обслуживающей организации при условии 100%-ной оплаты коммунальных услуг. Для начала решено применить новую схему в одном округе столицы. Выбор, по предложению Ю.Лужкова, падает на Зеленоград. Управление городского заказа (В.СТРЕЛЬБИЦКИЙ) разрабатывает пилотный проект. В работе принимают участие специалисты Минэкономики РФ.

Внепланово 14 августа собирается заседание правительства Москвы, на котором однозначно принимается решение - пилотный проект будет проведен именно в Зеленограде. Поставлен срок начала реализации проекта - 1 октября.

Для разъяснения необходимости преобразований, их целей и задач префект 15 августа провел пресс-конференцию для окружных СМИ, а в конце прошедшей недели встречался с городским активом. На встрече присутствовали кроме префекта его заместитель Владимир Кирюхин, начальник Управления горзаказа Владимир Стрельбицкий, начальник Московского городского центра жилищных субсидий Раиса Ромакина, с одной стороны. С другой стороны, те, кому предстоит реализовывать пилотный проект, те, кому придется выслушивать первые претензии населения: руководство служб городского хозяйства, представители районных управ, дирекций единого заказчика, профсоюзов промышленных предприятий, старшие по дому.

Встреча получилась эмоциональной и оказалась очень полезной для окружного руководства. Выступавшие старались донести до аудитории необходимость проведения реформы, ее необратимость и заверить - ничего ужасного в будущих преобразованиях нет. Аудитория хотела услышать точные цифры, получить ответы на частные вопросы.

Самым содержательным оказалось выступление префекта Анатолия СМИРНОВА, в котором выделяются несколько важных моментов. Предстоящие преобразования не суть что-то неожиданное. Реформа необходима, в Москве она идет уже с 1992 г., и при ее проведении московское правительство соблюдает два принципа: неизбежность реформирования и постепенность увеличения доли расходов на оплату коммунальных услуг в семейном бюджете москвичей. Суть пилотного проекта - 100%-ное возмещение населением плановых затрат обслуживающих организаций на содержание жилищного фонда с одновременной выплатой населению адресных субсидий.

Нельзя также утверждать, что проводимые реформы - рядовой эксперимент, который в случае неудачи сворачивается. То, что ждет зеленоградцев, - пилотный проект одного из этапов реформы ЖКХ. Пилотный не только для Москвы - для всей России. Через некоторое время к проекту подключатся другие округа Москвы и, возможно, несколько продвинутых российских регионов.

Префект призвал своих подчиненных и актив города очень аккуратно подходить к разъяснению населению деталей проекта и отвечать на вопросы - тема оказалась очень горячей. Основной принцип здесь: "знаешь - говори, не знаешь - лучше молчи".

Начальник Управления горзаказа правительства Москвы зеленоградец В.Стрельбицкий, в прошлом руководивший ГЦСЗ, ответил на один из самых популярных вопросов жителей: почему опять Зеленоград?

Зеленоград - пожалуй, единственный округ, обладающий на сегодня столь мощной технической базой, необходимой для внедрения проекта. В округе 3 года эффективно и бесперебойно функционирует автоматизированная система начисления субсидий, разработанная территориальным управлением Городского центра жилищных субсидий. И еще одна основная причина: доход зеленоградцев ниже среднемосковского уровня доходов, и если проект принесет успешный результат в нашем округе, то остальным округам точно не потребуется дополнительная помощь бюджета.

На встрече также были подтверждены несколько важных моментов: для расчета коммунальной платы базовой будет служить удельная стоимость коммунальных услуг 21,74 руб. на 1 м2 (сюда входят все услуги, кроме телефона и электроэнергии). Все имеющиеся льготы сохранятся и после 1 октября. Что касается величины начисляемой жилищной субсидии, которая частично компенсирует оплату коммунальных услуг, то называются пока приблизительные цифры: при доходе на члена семьи менее 2 тыс. руб. субсидии будут таковыми, что компенсируют произведенную оплату на сегодняшнем уровне; при подушевом доходе свыше 6 тыс. руб. субсидии начисляться не будут. Сколько придется платить зеленоградцам, которые оказываются в доходной вилке между 2 и 6 тыс. руб.? При отсутствии точных данных можно руководствоваться словами префекта, сказавшего, что эти люди станут платить в 1,5-2 раза больше.

Еще один вопрос: какой экономический эффект ожидается от проекта? А.Смирнов пояснил, что в ходе преобразований должны высвободиться бюджетные средства. Они будут использованы для капремонта (на что сейчас средств катастрофически не хватает).

Напоследок префект успокоил собравшихся - все цифры, данные и схемы по проекту будут доведены до каждого сразу после утверждения их правительством Москвы. Тогда же они станут доступны для населения.

А.ЭРНСТ