Первоклассные учителя!

С противоречивым чувством радостной встречи с друзьями и с боязливым предвкушением экзаменов и контрольных встречают 1 сентября школьники. Немало забот и тревог у их родителей. Но речь сегодня не о них. А о тех, кто впервые приходит в школу, но уже в качестве педагога. и говорить, профессия учителя сегодня не слишком популярная: зарплата у них просто мизерная, а нагрузка - огромная. Но есть еще самоотверженные энтузиасты, которые предпочли заманчивым коммерческим предложениям обычную начальную школу. Представляем вам трех выпускниц 2001 г. зеленоградского филиала Московского государственного педагогического университета. Они разные, но есть нечто, что их объединяет: один возраст, один вуз, один выпуск, одно хобби - рисование и один выбор - работа учителем в зеленоградской школе. Так кто они, бывшие студентки, а ныне молодые педагоги, будущее нашей школы, те, кому предстоит воспитывать наших детей?

"Мы хорошо понимаем друг друга"
- У меня до сих пор на вахте "сменку" пытаются проверить и дневник - принимают за 10-классницу, - смеется Татьяна ДАНИЛИНА, преподаватель изобразительного искусства школы №1912. Татьяна окончила в этом году филиал МГПУ по специальности "учитель начальных классов". С красным дипломом, между прочим.

В институте тема моего дипломного проекта звучала так: "Развитие воображения и творчества на уроках изобразительного искусства. Рисовать я начала... назло своей учительнице, которая сказала, что художника из меня никогда не получится. Сколько себя помню, всегда рисовала. Рисование - мое любимое занятие, хобби. Хорошо, что сейчас нет недостатка в литературе по изобразительному искусству. В свое время увлекалась батиком. Освоила его самостоятельно, что называется, с нуля. Раздаривала друзьям, знакомым (их у Татьяны много - у нее легкий, общительный характер).

И с детьми мы прежде всего - добрые друзья. Очень хорошо понимаем друг друга. Я получаю от них положительный заряд. Бывает, придешь на урок - настроение так себе, они это моментально чувствуют: "Татьяна Юрьевна, давайте вас развеселим". Случай какой-нибудь забавный расскажут. И я, если вижу заплаканные глаза ребенка, сразу подхожу, говорю: "Если хочешь, можем поговорить". И они делятся со мной своими проблемами. А как же иначе, ведь эмоциональное состояние - главное на уроке.

Искусство, в том числе изобразительное - прежде всего воздействие на эмоции. Татьяна взяла за основу концепцию профессора Б.НЕМЕНСКОГО, которая базируется именно на эмоциональном восприятии ребенком окружающего мира.

- Конечно же, я всегда готовлюсь к уроку, но в классе обязательно смотрю на настроение ребят, спрашиваю их: "Что бы вы хотели: узнать о цвете или увидеть, как он "играет" на природе?" Иногда ребята сами предлагают тему урока, говорят, о чем они хотят узнать. Мы часто выходим на природу, ездим на экскурсии - в музеи, выставочные залы. Каждый урок - это творчество. Какой смысл в уроке, если он не захватывает самого учителя?

У Татьяны есть мечта: открыть художественную студию, куда она принимала бы всех, без отбора. Пусть не каждый станет вторым Леонардо да Винчи, но каждый может научиться выражать свой внутренний образ на бумаге.

Начало династии положено?
Как ее ни уговаривала мама - завуч в начальной 1702-й школе - стать юристом (окончание школы с серебряной медалью сулило неплохие перспективы и льготы при поступлении в любой столичный вуз), но Вера ВОВЧЕНКО подала документы в зеленоградский филиал МГПУ.

Свое решение 22-летний новоиспеченный педагог объясняет лаконично: "Я всегда подсознательно хотела стать учителем". Когда мама узнала о выборе дочери, пыталась отговорить: на зарплату педагога можно не жить, а только существовать. Однако учителем Вера решила стать давно, когда еще поступала в школу. Колебалась лишь в выборе предмета, который придется преподавать. Но, поступив на факультет начального образования с дополнительной специальностью "иностранный язык" Вера наконец поняла, что английский и преподавание в начальной школе - это то, что ей нужно.

В этом году 1 сентября Вера Викторовна войдет в 1702-ю школу специалистом, окончившим вуз с красным дипломом, хотя это будет не первый ее учительский опыт. Еще будучи студенткой, Вера работала в этой школе. Первое время старшей вожатой, оформляла школьные интерьеры. Между прочим, вторая, кроме педагогической стези, любовь у Веры - тяга к художественному творчеству. В 1702-й школе Вера руководила кружком бисероплетения и клубом любителей английского.

Преподавать в начальной школе Вере нравится: дети сообразительные, далекие от выкрутасов переходного возраста, благо здесь учатся только школьники с 1 по 4-й класс. Есть и очень талантливые ребята - пишут стихи на английском.

На провокационный вопрос о том, не хотелось ли ей податься в более престижную и соответственно более денежную организацию, найти другую работу, Вера Викторовна отвечает вполне откровенно: "Был период еще в институте, когда хотелось бросить все, уйти. Такие сомнения одолевали многих из нашего выпуска. В итоге все 40 человек с выпуска пошли работать в школы. Среди них большинство - энтузиасты. Другая перспектива для нас - пойти преподавать в детские клубы, но их преимущество лишь в меньшем количестве детей. А так зарплата для молодых специалистов около 1000 рублей. Правда, правительство обещает поднять ставки на 90%, но когда это будет?" Между прочим, у Веры ВОВЧЕНКО есть 18-летняя сестра, которая тоже учится в МГПУ и тоже работает в 1704-й школе, как когда-то Вера, старшей вожатой.

Поэт, музыкант, художник
- В детстве мне говорили, что у меня - педагогический талант, - рассказывает учитель начальной школы Евгения ПАНЬКОВА. - Вокруг меня всегда было полно малышни, которая буквально смотрела мне в рот. Правда, с возрастом появились другие увлечения. Подростком я чувствовала свое одиночество и, чтобы выразить свои мысли, переживания, начала писать стихи, музыку, рисовать.

Правда, вынести на суд широкой публики свои произведения Женя пока не решается: как и всякий творец, очень ревностно относится к критике.

В школа №616, где Евгения будет вести уроки у 2-"а" класса, преподавание ведется по особой экспериментальной программе ЗАНКОВА, которая задействует не только память ребенка, но и все мыслительные процессы. Так что сейчас молодому учителю приходится посещать курсы повышения квалификации учителей, чтобы освоить эту экспериментальную методику.

Самым любимым предметом в университете была "методика преподавания изобразительного искусства", которую вела Татьяна КОПЦЕВА.

- Рисовать своих учеников я обязательно научу, так как считаю эстетическое образование одним из главных.

Практику Женя проходила в 719-й школе. Первоклашки встречали ее возгласом: "Мама пришла!" Своих будущих учеников она пока не видела, немножко волнуется перед встречей.

- Но, думаю, у меня все получится. Прежде всего, в этом возрасте надо закладывать не только умение читать, писать и считать, но и морально-этические нормы. В более старшем возрасте это будет гораздо труднее сделать, - убеждена она.

На счастье, коллектив подобрался хороший - учителя начальной школы очень дружные. Одна беда: многие уходят, не задерживаются. Причина все та же: маленькая зарплата. Даже с обещанным увеличением она не дотягивает до достаточного уровня.

- Сейчас в школе могут работать только люди увлеченные, фанаты.

Маленькие зарплаты, большие нагрузки, огромное количество рутины, некомфортные условия для творчества, - выдержать такое, действительно, может не каждый.

Как сделать, чтобы молодые талантливые люди бежали не "из", а "в" школу? Это одна из основных проблем, которую, в числе многих других, призвана решить готовящаяся школьная реформа.

Инна ЮНИСОВА,
Наталья АЛИМЖАНОВА