Заройте ваши денежки к подножью пирамид

Первая волна
Финансовые пирамиды появились в нашей стране не вчера. Первой из самых громких стала МММ, детище Мавроди, организованная по принципу классических финансовых пирамид (ФП): высокие проценты на вложенные деньги, которые выплачиваются за счет все новых и новых вкладов. Еще одна отличительная черта ФП - массированная рекламная кампания в СМИ. Пирамид, подобных МММ, с 1992 по 1995 годы функционировало - и с успехом - десятки. На сегодня практически все отцы российских частных ФП находятся под следствием или в местах не столь отдаленных.

По принципу ФП действовала система ГКО - государственных краткосрочных обязательств. Правда, государство в лице Минфина уголовной ответственности не понесло, и игра здесь шла не между аферистом и доверчивыми людьми, а между государством и финансовыми институтами. Остальное похоже: для выплаты нарастающих процентов по ГКО Минфин вынужден постоянно увеличивать их необеспеченный объем на первичном рынке. Что за этим последовало, помнят еще все - август 1998 г., дефолт.

Потеряв благодаря 4-5-кратной девальвации рубля свои сбережения, наши граждане не расстались с мечтой легкого заработка. Спрос на пирамиды остался и нуждался в удовлетворении. Требовалась только новая форма при старом содержании, и она, естественно, нашлась. Как раз в то время, когда отошел бум ФП, на освободившееся место хлынули потоки представительств западных фирм, сеющих на российскую землю первые семена сетевого маркетинга. Вот под них и научились гримироваться современные ФП.

Разница между сетевым маркетингом и мошенничеством, между сетевым маркетингом и финансовой пирамидой настолько тонка и прозрачна, что порой как бы перестает существовать. Но она есть.

MLM: чтобы продать что-то ненужное, надо вначале купить что-то ненужное

MLM - Multi Level Marketing, многоуровневый маркетинг. Форма продвижения товаров или услуг от производителя к потребителю (другие названия: Network Marketing - сетевой маркетинг, System Marketing - системный маркетинг).

В подавляющем большинстве случаев к форме MLM прибегают фирмы, производящие товары и услуги, не очень или совсем не нужные потребителю.

Так компании исключают издержки традиционной торговой сети, рекламные издержки. Реализуемые через MLM товары/услуги приобретают черты уникальности, эксклюзивности, что ставит их вне конкуренции.

Просто дерево
Триумфальное шествие по России сетевого маркетинга началось с "Гербалайфа". Тысячи людей увлеклись новым видом непыльного заработка, десятки тысяч стали с надеждой принимать препараты "Гербалайфа" от излишнего веса, страницы газет и журналов с предложением работы пестрели объявлениями - "Требуется руководитель отдела кадров", "Зарплата от 4000 долларов", "Работа в офисе", "Дополнительный заработок" и пр. Сегодня таких объявлений стало несколько меньше и в конце многих стоит замечание "Не Гербалайф". От этого схема работы нового MLM нисколько не изменилась.

Как устроена структура MLM? Это дерево, растущее ветвями вниз. Наверху во главе стоит "президент", далее до самого низа структура поделена на так называемые уровни, "ступени маркетинг-плана". Каждой ступени соответствует свой титул, звание. "Карьера" в MLM - в идеале - строится следующим образом: новичок, купив продукцию структуры и вложив в нее свои деньги, вовлекает следом других новичков. При выполнении неких условий (например, количество призовых баллов) он подымается на следующую ступень. Теперь на него работает небольшая ветка структуры, которую он создал сам, да и он, предполагается, продолжает трудиться не покладая рук, поднимаясь таким образом со ступени на ступень, "таща" вверх свою структуру. Пока не умрет, не разочаруется или не станет президентом. Это - в идеале. На практике маркетинговая сеть долго не живет.

Воздух
Чуть позже "Гербалайфа" на отечественную сцену проникли предвестники новых отечественных финансовых пирамид - продавцы услуг. Это птицы более высокого полета, нежели продавцы товаров, - им необходимо "впарить" клиенту нечто такое, чего нельзя видеть, обонять и осязать. Здесь простого примера - посмотрите на меня, в какой я форме, - недостаточно. Здесь требуется убеждение, порой снабженное передовыми технологиями психологического воздействия. Реализаторы услуг, в народе их называют "торговцы воздухом", постоянно проходят курсы обучения, где получают или обновляют навыки работы с клиентом, причем чем выше статус реализатора в маркетинговой сети, тем профессиональней его навыки.

Низшим членам в виртуальном маркетинге отводится роль приманки, завлекающей податливую жертву на общее корпоративное шоу, где и происходит непосредственное ее околпачивание. Коллективное сборище "структуры" ("семьи", как они себя называют) - самая ответственная часть работы в "воздушном" маркетинге. Только здесь клиенты (как правило, их приглашают на шоу обязательно со своими половинами, а то и всей семьей) узнают, что именно они должны купить, на каких условиях, и цену своей оплошности.

Сбор структуры обставлен с шиком и налетом респектабельности, что стоит немалых денег. Однако "фасадные" затраты себя окупают с лихвой - продается услуга, чья себестоимость ничтожно мала, а конечная цена для покупателя, сидящего в зале, огромна. Коллективное воздействие на клиента, лихорадочная атмосфера зала - сердечности и искреннего радушия одновременно с внушаемой уверенностью - ты тоже должен/можешь/хочешь стать членом этого клуба милых и открытых людей - часто приносит успех.

Первые сети воздушных компаний в России торговали таймшерами, иначе - услугами по предоставлению клиенту, выезжающему за рубеж, временного помещения для отдыха, медицинскую страховку и прочее якобы со значительной скидкой. Затем список подобных услуг расширился, стал называться просто - дисконтом, куда входят скидки на всевозможные виды услуг: от телефонных разговоров до авиаперелетов и популярной среди обитателей Интернета услуги по размещению электронной рекламы.

В настоящее время в России действуют достаточно много компаний, продвигающих товар/услуги по схеме MLM. Это "Mэри Кей" (косметика), Vision (биологически активные добавки), Mishel (лечебная косметика), "Орифлэйм" (косметика), Logic ("инвестиции в строительство, производство"), Dialog Discount Club (скидки на товары и услуги, отдых в любой стране мира, медицинская помощь, страхование), Debt Zapper (реклама в Интернете), Ipsum (дисконт на телефонные переговоры), РОСНО (страхование) и многие другие.

Ренессанс
Вот мы и вернулись снова к финансовым пирамидам. Сегодня они другие, они видоизменились и рядятся в разномастные личины MLM. Если раньше устроители ФП обязались вернуть со временем вкладчику его деньги с процентами или котировали собственные акции с обязательством мгновенного выкупа, или обещали через какой-то срок товар за треть цены, то теперь все, баста. Сейчас вы отдаете деньги безусловно. Никаких договоров, письменных обязательств, сертификатов и акций. Теперь в России продается чистый воздух.

Структура ФП выстроена аналогично MLM-ской, есть те же новички, сдающие деньги, есть обладатели статусов, званий, получающие свой процент от взноса каждого новичка в своем сетевом секторе. Отличие от "воздушного" MLM состоит в том, что если там реализуют пусть нелепые или ненужные, но реальные услуги, то в ФП вам продадут только право стать членом этой сомнительной компании, право вовлекать в нее своих друзей и родных, чтобы за их счет вернуть свои, подчас немалые деньги. Кроме того, MLM - легален, а новые ФП, как и их предки, уязвимы с точки зрения УК.

Внешний антураж и размах деятельности ФП зависит напрямую от стоимости "вступительного взноса". Есть совсем "детские" чахлые пирамидки, где взнос редко превышает $40-50. Они процветают в основном в Интернете.

Взрослым можно предложить ФП, где вступительный взнос составляет от 2400 долларов США (популярна в Зеленограде). Где клиенту, заманив на общую сходку, внушают необходимость расстаться с деньгами, чтобы потом заработать много больше, в сто раз больше. Где, если нет при себе денег, тут же усадят в дежурящую машину, повезут домой за деньгами. Если не набирается нужной суммы дома, научат, что и как сказать родственникам, друзьям, дадут сотовый, звони, пока едем. Автору как-то раз поздним вечером позвонила знакомая. Срочно позарез нужны деньги - мама в больнице, требуется немедленная дорогая операция. Как раз перед этим мне звонила из дома ее мать - совершенно здоровая, искала дочь. Оказалось, девушка в тот вечер попала на "собрание"...

Ясность сознания наступает обычно на утро следующего дня. Что я сделал?! Что сделали со мной?! В ужасе бросаются обратно, отдайте, умоляю! - ах, что вы. В конце концов ужас отступает, в голове проясняется, безысходность уступает место трезвому холодному расчету. Сколько, говорите, надо человек привести, чтобы отбить свои деньги? А там еще и прибыль пойдет!? И начинает облапошенный вспоминать, кто из родни собирался на днях купить машину, кто откладывал деньги на дорогой кругосветный тур, намечая для себя круг жертв, которые, если не дай Бог, получится, в свою очередь начнут изумленно мычать: "Что я сделал?! Что сделали со мной?!"

А.ЭРНСТ