Игорь КИРИЛЛОВ: "Державное телевидение разрушено"

- Мне кажется, вы - очень современный человек. Как вы воспринимаете современное телевидение? Нравится ли оно вам?

- Я философски смотрю на ход событий. Еще Конфуций, в отличие от Тютчева, предостерегал: "Не дай Бог жить во времена перемен". В стране произошли столь кардинальные изменения, что сознание просто за ними не поспевает. Как я воспринимаю телевидение? Держава наша разрушена, разрушено и державное центральное телевидение. В нынешнем его состоянии оно мне неинтересно. Практически не осталось интеллектуальных программ. Просто нет хороших современных фильмов. Раньше крупнейшая студия в мире "Экран" выпускала художественные телефильмы, документальные, музыкальные.

Сейчас ничего подобного нет. Говорят, российское ТВ приближается к западным аналогам. Да, такое же скучное и вялое. Для кого мы делаем эфир: для себя или для народа? Раньше выходило множество программ, связанных с народным творчеством. Вы думаете, это архаизм? Например, в Германии по воскресеньям транслируют финалы конкурсов народной песни. А у нас "Эх, Семеновна" - извините, просто неприличная, вульгарная программа. Самое главное, почти нет собственного телепроизводства. Уровень художественности и мастерства резко упал.

- Игорь Леонидович, откровенно, а не саднит ли в вас ностальгия? Известно же о жесткой цензуре старого ТВ. О многолетнем руководителе С.Лапине вспоминают, как о диктаторе. Разве вы были свободны? И, наконец, раньше ведь тоже были перемены.

- Что вам сказать. Журналист, газета, телевидение не могут быть свободными по определению, так или иначе отражая чьи-то интересы. Так было раньше, так и сейчас. Цензура? Я вспоминаю случай. В Свердловской области некогда построили суперсовременную доменную печь и, со временем, предложили лицензию англичанам. А мы уже ее купили, отвечали они - за 20 копеек. 20 копеек в хрущевские шестидесятые стоил номер "Комсомольской правды", где в главных редакторах ходил тогда зять первого секретаря ЦК А.Аджубей. В газете подробнейшим образом описали основные параметры этой печи, а англичане не будь дураки за бесплатно воспроизвели ее у себя.

Не существовало на ЦТ такого давления, как пишут сейчас: это "легенда". Жестко следили только за военной информацией. Особой политической цензуры я не ощущал. Да мы и сами знали, что можно, что нельзя. Перемены? Моя молодость - хрущевская оттепель. Но это происходило несравнимо мягче. В рамках разумного.

Не могу забыть один случай. По традиции в новостные программы приходили поэты, читали новые стихи. Приходит к нам Е.Евтушенко, читает прекрасное стихотворение под названием "Качка". А на следующий день Пленум ЦК снимает Хрущева. Чистое совпадение, скандал же разразился жуткий.

Относительно С.Лапина. Потомки редко бывают справедливыми. А ведь именно он, придя в Госкомитет по радиовещанию и телевидению в 70-м, создал основы мощного советского ТВ. Именно он убедил партийное руководство страны в решающей роли экрана в области пропаганды, влияния его на умонастроения масс. При нем запускались ТВ-спутники, строились современные студии. Как руководителю, ему равных нет. Именно он выстроил систему информационно-художественного вещания в СССР. Он, кстати, запустил в производство программу "Время", концепцию которой, между прочим, использовал в новостийных передачах американский телемагнат владелец Си-Эн-Эн Тед ТЕРНЕР.

- Информационный сектор был его любимым. И почему столько негатива в воспоминаниях о нем?

- Одним из значимых, но не единственным. Вы считаете, я говорю о нем хорошее, поскольку ходил в любимчиках? Нет. Как раз я не очень-то любил с Лапиным общаться. Очень жесткий, колючий человек, с крайне сложным характером. Он и сам себя за это не любил. Но надо же быть справедливым до конца.

- Тем не менее, нельзя же, наверное, говорить о том, что тогда все цвело и пахло, а теперь - сплошное болото?

- Естественно нет. Я же очерчиваю проблему в целом. Об уровне мастерства дикторов, комментаторов, телеведущих. О владении, извините, русским языком - оно несравнимо: школа разрушена. А проблем хватало и тогда.

Помню, еще на Шаболовке я вел новостную передачу. И надо такому случиться, оператор наклюкался - ну сверх всякой меры. И заснул. Веду новости и вдруг с ужасом замечаю: на меня наезжает камера. Еле ногу успел подставить. А надо сказать, трансфокатора (устройство, изменяющее фокусное расстояние, что дает возможность изменять размеры получаемого изображения. - В.Р.) тогда не существовало. В результате я оказался не в фокусе: форменный скандал. Удивляюсь, как это из соседнего здания успел прибежать дежурный оператор, поставив мировой рекорд по бегу. Он в последний момент отвел камеру, а то она вместе с подгулявшим маэстро просто погребла бы меня под собой.

Разве сравнить тогдашнее оборудование с нынешним: видео появилось в начале 70-х. Использовали в то время два аппарата: на одном звук, на другом - картинка. Синхронно. Сюжеты склеивались один за другим, не дай Бог что оборвется. "Время", самое начало. Внезапно в наушниках: "Выручай, пленка оборвалась". Покрываюсь холодным потом, лихорадочно листаю папку с текстами телесюжетов. Одни междометия. Женщина-героиня. Кто? Что? Ага, двое детей, так, сельское хозяйство. Дети идут по стопам. Мать - доярка, Герой Соцтруда. Понятно. Только ведь идет прямой эфир на всю страну. Запнуться нельзя ни на мгновение. Озвучиваю сюжет, другой - 13,5 минут: это очень много. После эфира плетусь к главному редактору с валидолом. Ждем разносного звонка С.Лапина. Звонит: "В общем неплохо, но что ж так мало изобразительного материала. Кириллов все время в кадре". Пронесло.

Да вы уж не изображайте записным брюзгой. И сейчас на ТВ много хорошего. Смелость, раскрепощенность, бесшабашность. Отличная техника. Нет души. Но надо верить в Бога, надеяться на него и на себя. Я верю и надеюсь.

- Вы процитировали Конфуция: "Не дай бог жить во времена перемен". Сейчас у нас новый президент. Очевидно, грядут очередные перемены. Как вы относитесь к президенту Путину и его начинаниям?

- Уважая государство, в котором родился и живешь, надо уважать и главу этого государства. Энергичный, перспективный политик. Но вот куда он заведет страну, это еще вопрос. Вы знаете, самое страшное для меня - глядеть на потухшие, нерадостные лица современников. Не вижу блеска в глазах, доброжелательности, улыбок. Люди все больше грустные, опрокинутые. Сейчас смотрят не на тебя, а сквозь, будто ты нематериален. Сможет новый президент вернуть улыбки? Поживем - увидим.

- В последнее время проводятся активные эксперименты по клонированию человека. Может быть, человек обзаведется несколькими копиями, и одна из них обязательно будет счастлива?

- Что вы! Не дай Господь. Отношусь к клонированию крайне отрицательно, просто с ненавистью. Это какая-то дьявольская, демоническая идея, противная Богу. Урбанизация уже загубила экологию. А к чему приведет массовое клонирование? Нет, этого не должно случиться.

- Вы как-то несколько минорны. Не одиноко ли вам нынче? Хватает ли у вас друзей? Радуют ли вас ваши дети?

- Минорен? Возможно, философское отношение к жизни предопределяет некоторый минор. Одинок? Ну что вы, меня окружает огромное количество людей. Многих из них я бы назвал своими друзьями в обыденном понимании этого слова. Конечно, истинных друзей, как у каждого человека, у меня немного.

Самый большой друг - моя жена, Ирина Всеволодовна. Мы знакомы с ней лет с 10-11, прожили вместе почти полвека. Она замечательный звукорежиссер. Она очень хороший и дорогой для меня человек. Моя дочь Анна, увы, работает в Германии. Увы потому, что мы крайне редко встречаемся. Пианистке с консерваторским образованием в России места не нашлось. Она концертмейстер хора в оперном театре. Кроме того, пишет, на мой взгляд, очень неплохие стихи. Мне бы хотелось издать небольшой сборник ее стихотворений. Сын Всеволод - кстати, ваш коллега, с 16 лет работал в "МК", сейчас занимается телебизнесом.

- Итак, вы философствуете, верите и надеетесь.

- Во всяком случае, это не худший способ существования.

В.РАТМАНСКИЙ