Надо идти SEMIмильными шагами

Вчера во Дворце культуры "Зеленоград" закончилась Третья программа международной ассоциации производителей полупроводниковых материалов и оборудования для электроники - SEMI. Нам показалось, что эта программа уже сталасвоеобразным рубежом и временем осмысления итогов годовой работы зеленоградских предприятий микроэлектроники. С просьбой поделиться своими размышлениями о выставкеи о сегодняшнем положении российской и зеленоградской микроэлектроники мы обратились к первому заместителю руководителя администрации Территориально-промышленной зоны с особым статусом С.ШУТОВУ.

- Сергей Геннадьевич, почти в каждом выступлении на семинаре программы SEMI упоминается кризис микроэлектроники. Вы не расскажете поподробнее, о чем идет речь?

- Это кризис перепроизводства. Дело в том, что рынок микроэлектроники и электроники был "перегрет" быстрыми темпами роста (до 20% в год), которые наблюдались в отрасли в течение последних лет. Как и у любогорынка, у рынка микроэлектронных изделий есть взлеты и падения, есть периоды стагнации. В данный моментмы имеем дело с некоторым застоем, плюс на это состояние наложились трудности, связанные с мировым финансовым кризисом. Это усугубило ситуацию, но я уверен, что уже скоро начнется новый подъем.

- Эти застойные явления отразились каким-либо образом на состоянии нашей микроэлектроники?

- Слабо, поскольку наши микроэлектронные предприятия работают на невысоком технологическом уровне,а эта ниша оказалась менее подвержена кризису. И "Ангстрем", и "Микрон" каждый год увеличивают объемы производства и реализации своей продукции. По некоторым изделиям "Ангстрем" занимает до 80% мирового рынка, а "Микрон" до 30%. Это достаточно дешевая продукция (часовые чипы и микросхемы для калькуляторов),она пользуется стабильным спросом.

- Как зеленоградские предприятия, на которых работает 7% от всей численности занятых в отрасли, производят 20% продукции? Почему так происходит, в чем причина?

- Много факторов. Главный - это интеллектуальный потенциал. Ни в каком другом месте бывшего СССР небыло такого кадрового отбора, как в Зеленограде. Со всей страны в МИЭТ съезжались самые толковые абитуриенты, поступали лучшие из них, а после окончания вуза лучшие из лучших оставались работать на зеленоградских предприятиях.

Во многом благодаря этому сейчас в Зеленограде сохранилось единственное реально работающее в России микроэлектронное производство.

В Воронеже, Нижнем Новгороде, Саратове от предприятий остались одни громкие названия.

- Но ведь наверняка есть и государственные, и региональные, и какие-нибудь еще программы по выходу из кризиса?

- Есть, но финансирование не ведется. Рассчитывать надо только на свои силы. Вот если у нас что-то начнет получаться, тогда и финансы нам выделят. Вы же знаете, что деньги любят давать тем, кто в них не нуждается.Так что если мы не станем достаточно сильными для того, чтобы зарабатывать самим, никто нам помогать не станет.

Правительство Москвы уже дало Зеленограду не "рыбу", но "удочку" - налоговые льготы. Сейчас мы совместно работаем над возможностью получения режима свободного таможенного склада для зеленоградских предприятий. Если нам это удастся, то "удочек" станет больше.

- Такой режим будет выгоден в основном для тех предприятий, которые производят экспортную продукцию?

- Режим свободного таможенного склада выгоден и для производства продукции на экспорт, и для производства продукции из импортной комплектации. Режим уникальный, нужный, он предусмотрен Таможенным кодексом, введенным в действие более 6 лет назад, но пока по нему в нашей стране никто не работает.

Если этот эксперимент начнется в Зеленограде, то у нас реально появится одна из первых свободных экономических зон в России. Но не такая, как в Калининградской области и Находке, где существуют свободные экономические зоны торгового типа. Мы могли бы организовать в Зеленограде свободную экономическую зону производственного типа. При такой системе наибольшее количество льгот получат те предприятия, которые будутделать конечный, готовый для потребления продукт. А развитие "Ангстрема", "Микрона" и всех остальных предприятий, производящих электронные компоненты, будет простимулировано как раз потреблением их продукции. Ведь для того чтобы сделать видеомагнитофон, нужна микросхема.

- Что вы ждете от третьей зеленоградской выставки SEMI?

- В первую очередь это не выставка, а программа, которая помимо выставки включает в себя и симпозиум, и технический семинар. Самое же главное - это общение, создание атмосферы сотрудничества.

SEMI в Зеленограде - это маленькое SEMI. Совсем не такое, как в Женеве, Сан-Франциско или Осаке. Суммарная площадь, задействованная в программе SEMI в Сан-Франциско, около 200 тыс. кв.м.

Смысл существования SEMI следующий - практически нет объединений предприятий, которые занимаются производством и продажей оргтехники, компьютеров и программного обеспечения. А вот производители полупроводников, материалов, компонентов и оборудования объединены во всемирную организацию. Связано это с тем, что хороший компьютер может сделать одна фирма, которая разработает конфигурацию, а потом начинитее необходимыми элементами, а вот кремниевую пластину диаметром 400 мм никакая фирма в одиночку сделать не может. Это настолько сложная технологическая задача, что она не под силу одному предприятию независимо от его величины.

11 раз в год представители предприятий производителей микроэлектроники под эгидой SEMI собираются вразных регионах мира. Проводят выставки и обсуждают, что же они делают, куда двигаются. Обмениваются опытом и даже технологическими тонкостями. Если этого не будет, то не будет "Пентиума-2", не будет кремния диаметром 400 мм, не будет высокотехнологичных комнат и микросхем размером менее 0,1 мкм. Это все появляется только тогда, когда весь мир объединяет свои усилия, обменивается опытом и информацией.

Для нас принципиально важно то, что нас не забыли, нами интересуются. Очень важно, что SEMI считает возможным проводить свои программы в России и Зеленограде, ведь они не проводят программ даже в Италии или Швеции, хотя это более развитые в электронной области страны. А в Зеленоград они приезжают, наверное, потому, что чувствуют глобальность российского рынка, его потенции, как с точки зрения производства, так и сточки зрения потребления. Ведь у нас, несмотря на кризисы и низкий уровень жизни, ежегодно покупается около 1 млн компьютеров, 5-6 млн телевизоров, примерно 1 млн видеомагнитофонов.

- Но ведь вся эта техника в основном зарубежного производства. Нашу не покупают потому, что мы еще не научились производить конкурентоспособную продукцию или потому, что у нас нет раскрученного бренда?

- Раскрученного бренда у нас не будет, пока не перестроится вся идеология нашего производства. Пока мы не пройдем этап копирования того, что делают они. Сначала мы должны научиться просто собирать технику, и сделать ее, сборку у нас, выгодной для производителей, а потом постепенно замещать их компоненты своими. Вот когда мы научимся делать их продукцию не хуже, чем они сами ее делают, тогда можно будет выходить на рынок со своей маркой, своим брендом.

- Сколько лет для этого может потребоваться?

- На разных участках по-разному. В области производства компьютеров - всего года 2-3. Если брать весь комплекс электронной продукции, то здесь перспективы не столь радужные. В свое время в Японии на прохождение стадии копирования ушло 20 лет, а потом они начали делать свою продукцию. Видимо, теперь наша очередь потратить 20 лет на то, чтобы научиться делать продукцию по японским лицензиям, а потом, переняв технологические приемы, самостоятельно выходить на рынок.

А.ГОЛОВИН