Горы манят нас вверх...

По его голосу я сразу почувствовал, что в этот раз экспедиция в горы Непала была прервана ЧП. Не телефонный это разговор - выяснять, что, как и почему. Договорились о встрече у него дома через денек-другой.

И вот удобно сидим в креслах. Рассматриваем фотографии. Иногда перебиваю его рассказ вопросами дилетанта. Он неторопливо и обстоятельно занимается моим ликбезом. Я не забегаю вперед, к самому главному. И, наверно, страшному. Я знаю, что он скажет правду...

Осенью прошлого года зеленоградец Вячеслав СКРИПКО был руководителем международной экспедиции, которая решила штурмовать один из восьмитысячников Непала - вершину Манаслу. Ее высота 8134 метра. Компания подобралась интернациональная: 5 болгар, 2 мексиканца, двое ребят из Южной Кореи, турок, француз и он - русский. Все были знакомы другс другом - очно, по переписке или через отзывы и рекомендации других альпинистов.

Манаслу - не самая опасная вершина среди восьмитысячников. Но восхождение осложнялось выбранным маршрутом: он пролегал по северо-восточному склону, где есть опасный участок, который просто невозможно обойти. В 1998 году здесь побывало 5 экспедиций. Но ни одна так и не сумела подняться на вершину: мешали непогода и постоянные лавины.

Базовый лагерь расположился на отметке 4700 метров.

Нужно сказать, что этот район считается закрытым. Территориально он - непальский, но местное население составляют тибетцы. Они не знают языка страны, на территории которой живут. Так сложилось исторически.

В селение, которое находилось на отметке 3400 м, вертолетом был доставлен из Катманду груз экспедиции: снаряжение, амуниция и продукты. Наверх, к базовому лагерю, полторы тонны нашего добра наняли переносить носильщиков. Наша экспедиция была вынуждена из-за снега и дождя провести 4 суток в местном отеле. И за это время здесь уже выросла очередь желающих помочь альпинистам: все хотели заработать. А норма груза - 30 кг на человека на низких высотах. От селения до базового лагеря маршрут считается расположенным на низкой высоте. Но здесь возникла небольшая заминка: носильщики попытались устроить нечто вроде забастовки: они хотели переносить груз не по норме в 30 кг, а по 25. Не вышло. Наш гид, переводчик и шеф-повар - непалец из столицы - быстро навел порядок.

От селения до базового лагеря караван носильщиков обычно идет 7 часов. И за это каждый получает по 15 долларов. Кстати, в роли носильщиков могут выступать и дети. Это не запрещено законом. Поэтому нередко можно было видеть картину, когда брат с сестрой по очереди несут груз наравне со взрослыми. Причем, тропа - каменистая, мокрая, скользкая, а то, что уних, как и у других многих носильщиков, надето на ногах, - нельзя даже назвать обувью. Да, конечно, тяжело. Но здесь только так можно дополнительно заработать на хлеб насущный и на одежду: больше в селении никакой, говоря по-нашему, халтуры нет. Хотя постойте - еще один источник имеется: сувениры. Это буддийские амулеты из минералов.

В каждом горном селении имеется буддийский храм - гомпа. Те из европейцев, которые впервые соприкасаются с ритуалами этой религии, поражаются ее мягкостью, простотой и ненавязчивостью. Посудите сами. Возле храма непременно устанавливается ряд небольших вертящихся вокруг своей оси барабанов. Вы проходите мимо, рукой касаетесь отполированных поверхностей и барабаны начинают крутиться. А это значит, что вы уже помолились Будде. Вот так, без слов, молча, на ходу.

Кроме этого храма, в каждом селении есть тропа, вдоль которой стоят камни с высеченными на них молитвами и изображениями Будды. Когда непалец проходит по этой тропе, у него перед глазами всегда письмена и лик Бога. Так вот, то, что ты прошел мимо них, - это уже считается совершением молитвы. Даже если не грамотен - ты же видел надписи. Даже если ты был поглощен чем-то внутренним и не смотрел на ритуальные камни, - ты шел по тропе Будды, а значит, приобщился к нему...

Но это еще не все. Когда носильщики подняли груз в базовый лагерь, участники экспедиции установили палатки, междукоторыми на флагштоке затрепетал флаг Непала, а также тех стран, альпинисты которых готовились к восхождению. И от этого флагштока в разные стороны расходились гирлянды с десятками разноцветных флажков поменьше размерами. И на каждом из них написана молитва. И когда ветер колышет ткань, а это - постоянно, считается, что от имени всех гостей на небеса беззвучно уносятся молитвы...

А местный лама совершил обряд открытия лагеря. Он развел костер из веток можжевельника. Сварил рис и разбросал его вокруг палаток - так выглядел ритуал освящения этого места. Лама гарантировал, что здесь, в лагере, все будет в порядке. А там - он смиренно посмотрел на вершину Манаслу - один Будда ведает...

В.КУРЯЧИЙ
Продолжение следует.