Спасительный браслет

Пару месяцев назад была такая история: одинокой бабульке показалось, что к ней кто-то ломится в дверь. От страха она забилась под кухонный стол, где с ней случился сердечный приступ. Но, увидев на своейруке переговорное устройство в виде браслета, вспомнила об "АСП", нажала на кнопку и... услышала голос диспетчера: "Что с вами случилось?" Бабушка объяснила. "Сейчас пришлем милицию и приедем сами", - ответило переговорное устройство. По дороге к больной на связи постоянно были диспетчер и врач.

Согласитесь, что раньше такое россияне могли увидеть разве что в западных фильмах или прочитать где-нибудь в разделе занимательной хроники. Однако... история эта не придумана и случилась в Зеленограде. Вот уже 4 месяца в небольшом помещении на ул.Заводской, 10 действует службапод названием "АСП". Три загадочные буквы расшифровываются просто: Альтернативная Скорая Помощь. Хотя замечу, прилагательное "альтернативная" не очень нравится медикам этой службы.

- Со всеми учреждениями здравоохранения (27-й подстанцией "Скорой помощи", городскими поликлиниками, 3-й больницей) работаем в максимальном контакте, дополняя друг друга, - говорит главврач подстанции "АСП" В.ТИХОНЕНКО. - Мы та же "Скорая помощь", только наши абоненты имеют преимущества: у нас современное медоборудование, пациенты имеют возможность срочно на дому проверить кровь на сахар, сделать ЭКГ,инъекции, капельное введение лекарств и др. Ну а главное - это связь, которая стала возможной благодаря аппарату израильской фирмы "Румфоне".

Принцип работы чудо-аппарата основан на 2-сторонней селекторной связи. Браслет, что связывает абонента с центром, действует в радиусе 50 м от установки. Таким образом, если человек пошел в ванну и ему стало плохо, достаточно нажать кнопку на браслете и его услышат. Пока "скорая" едет, больной получает рекомендацииврача или ведет диалог с диспетчером. Возьмем ситуацию посложнее. Многие пациенты "АСП" не в состоянииподняться с постели, набрать "03" и что-то произнести. В этом случае нужно только нажать на кнопку. И диспетчер получит тревожный сигнал.

После того как от больного поступил вызов, вся информация (история болезни, адрес, данные родственников, соседей и даже то, у кого хранится ключ от квартиры) высвечивается на мониторе компьютера. Удобно? Безусловно! А вот всем ли по карману?

- Наши абоненты (а сегодня их 500 человек) обслуживаются бесплатно. Все затраты на себя взял комитет здравоохранения Москвы, - отвечает на мой вопрос Виктор Константинович. - Поликлиники сами составили списки тяжелобольных, которых мы и взяли на обслуживание. Конечно, желающих много, очередь сегодня очень приличная. Ведь несколько месяцев работы "АСП" дали положительный результат (об этом свидетельствует почта "41" - звонки и письма с благодарностями в последнее время появляются все чаще).

- Кто же они, ваши пациенты?

- Это тяжелобольные с онкозаболеваниями, сахарным диабетом, тяжелой формой бронхиальной астмы и т.д. в возрасте от 18 и старше. Чтобы у нас обслуживаться, обязательно надо иметь II группу инвалидности. Как правило, наши больные - люди преклонного возраста, одинокие, страдающие еще и дефицитом общения. К некоторым из них выезжаем по 3-4 раза на дню делать уколы и всевозможные процедуры. Бывает, что и просто позвонят - поговорить о том о сем. Особенно наши старики любят диспетчера С.ПИСКУНОВУ - заботливую, ласковую, внимательную.

Да, у нас существует такое правило: если в течение месяца клиент ни разу нас не вызвал, диспетчер ему звонит сам и справляется о здоровье. Бывает и так, что в одночасье звонят несколько человек. К кому ехать первому? (У нас только 3 бригады медиков.) Тут необходимо разобраться - кому нужна помощь, а кому - просто совет. Для этого есть база данных наших больных. Кстати, жильцы близлежащих домов тоже приходят к нам за консультацией.

- Возможно ли обычной семье стать клиентом "АСП"?

- В перспективе - да. Наш браслет пригодится в любой семье. Нашим абонентам только нужно иметь московский номер телефона. Но тут возникает вопрос с оплатой. Если тяжелых больных финансирует комитет здравоохранения Москвы, то люди, просто пожелавшие стать нашими пациентами, должны будут платить за себя сами. Сейчас разработаны тарифы, где предусмотрена оплата разового вызова. К нам уже поступали обращения от людей, готовых заплатить, например, за то, чтобы "скорая" во время похорон в течение 1-2 часов была "на подхвате". Пока наша основная задача - взять на обслуживание побольше тяжелобольных. Реально служба "АСП" сможет обслуживать сегодня 4 тыс. человек. Вопрос расширения службы сейчас прорабатывается в префектуре и управлении здравоохранения Зеленограда.

Ю.ДМИТРИЕВА,