Качество - марка "Микрона"

В преддверии 35-летнего юбилея НИИМЭ и завода "Микрон" газета "41" продолжает серию публикаций, посвященных ведущим специалистам и направлениям этого завода и научно-исследовательского института.

Сегодня о своей работе на заводе "Микрон" рассказывает Ю.ФЕДОРЕНКО, помощник генерального директора АООТ "НИИМЭ и з-д "Микрон", лауреат Государственной премии СССР, директор по управлению качеством - главный контролер предприятия в 1978-1995 гг.

С началом развития полупроводниковой техники и микроэлектроники особую актуальность приобрели вопросы обеспечения качества.

Отношение к качеству разработок и выпускаемой продукции формировалось в НИИМЭ и на заводе "Микрон" с первых лет активной деятельности предприятия и отличалось высокой требовательностью. На первых порах задача состояла не только в обеспечении высокой надежности выпускаемых интегральных микросхем и в пропаганде преимуществ изделий микроэлектроники в приборостроении, но и в обучении потребителей, у которых уже сформировался опыт работы с дискретными элементами, правильности применения этих изделий. Со временем ситуация в приборостроении менялась, вместе с ней совершенствовалась система обеспечения качества вНИИМЭ и на заводе "Микрон". Следует выделить три ее основные составляющие:

- работа с поставщиками материалов и комплектующих изделий;

- контроль качества в процессе разработок и производства микросхем и подтверждение его всеми видами испытаний, предусмотренными нормативно-технической документацией;

- работа с потребителями.

Одними из первых в отрасли в НИИМЭ и на заводе "Микрон" были созданы специализированные подразделения, задачей которых было обеспечение и подтверждение качества и надежности выпускаемых микросхем: лаборатория контроля полноты и качества приборных разработок; подразделение, осуществляющее входной контроль материалов и комплектующих изделий; отдел надежности с лабораториями специспытаний и тепловых измерений; испытательная база с возможностями проведения всех видов испытаний, предусмотренных нормативно-технической документацией; лаборатории анализа технологических потерь и брака в процессе производстваи анализа причин отказов микросхем при испытаниях и у потребителя.

Созданная и постоянно совершенствуемая система обеспечения и контроля качества позволила предприятию уже с начала 70-х годов занять лидирующее положение в отрасли по уровню качества выпускаемой продукции.

Найдя широкое применение практически во всех приборостроительных отраслях промышленности, микросхемы, разработанные в НИИМЭ и изготовленные на заводе "Микрон", всегда выгодно отличались высокой степенью надежности независимо от области их применения - в средствах автоматики и вычислительной техники,ракетно-космическом и авиационном аппаратостроении, средствах и системах вооружения, средствах связи и телевизионной техники, медицинской аппаратуре, приборах бытовой техники и во многих других.

В 1972 году одна из самых массовых на тот период серий микросхем К155 была аттестована на государственный "Знак качества", а в последующие годы этого знака было удостоено свыше 90% типономиналов выпускаемых микросхем, подлежащих аттестации. И даже в нестабильном 1994 году, когда "Знаки качества" уже стали предметом истории, АООТ "НИИМЭ и з-д "Микрон" являлось дипломантом конкурса на премию Международного объединения "Сов-АсК" за достижения в области обеспечения качества с правом использования этого звания в документации и рекламных материалах фирмы.

Постоянной заботой коллектива предприятия было доведение уровня производства и качества продукции до уровня международных стандартов. В разные годы внедрялись требования МЭК (международная электротехническая комиссия), MIL STD (военные стандарты США), ISO-9000, работы по которому ведутся и сейчас.

В 1991 году результатом сертификации производства и системы обеспечения качества на заводе "Микрон" южно-корейской фирмой Samsung стало подписание контракта на поставки часовых микросхем. Это позволило предприятию выйти на мировой рынок и обозначить там свое имя.

В юбилейных публикациях принято называть имена людей, сыгравших важнейшую роль в становлении и развитии определенных направлений деятельности. В данном случае это лишено смысла, так как невозможно назвать подразделение, которое бы не было задействовано в выполнении важнейшей задачи, имя которой - качество.