29
Компенсирующие детсады заменит инклюзивное воспитание 29.03.2013 ZELENOGRAD.RU
Система компенсирующих детских садов Зеленограда в ближайшее время переживёт изменения. «Логопедические», «глазные», «ортопедические» и прочие виды профильных детсадов для детей с нарушениями здоровья или развития с 1 сентября 2013 года потеряют свой особый статус — на смену ему придёт инклюзивная практика совместного воспитания всех детей в общих «дошкольных образовательных организациях» или в больших образовательных комплексах. Как выглядит ситуация с оздоровительными и коррекционными услугами в компенсирующих детсадах сейчас и какой её видят в будущем руководители детсадов, педагоги, родители и чиновники от образования — выяснил Zelenograd.ru

Насущность проблемы обозначили сообщения зеленоградских родителей на форуме портала и в различных зеленоградских интернет-сообществах, участившиеся с начала нынешнего учебного года. Родители писали, что в детсадах, куда ходят их дети, становится меньше логопедов, психологов, сокращаются лечебные процедуры, которые проводились по назначению врачей, пропадают дефектологи, сопровождавшие детей в коррекционных группах. Такие же «сигналы бедствия» поступали и от педагогов и специалистов — с их слов, «изнутри системы» всё выглядит еще печальнее: коррекционные детсады теряют своих руководителей и специалистов, логопедам и психологам сокращают ставки и зарплаты, лекотеки и службы ранней помощи могут стать платными.

В первом же детском саду, куда Zelenograd.ru обратился за комментариями по этой теме, ответили, что пока все оздоровительные услуги и персонал у них сохраняется — но с сентября 2013 года все компенсирующие детсады утратят свой статус, так что о будущем говорить сложно. Стало понятно, что речь идёт не о случайных проблемах, а о системных изменениях, которые ждут дошкольное коррекционное образование.

Сегодня компенсирующими в городе остаются следующие детсады: 454 (3 микрорайон) «глазной», 455 (4 микрорайон) «логопедический», 1126 (3 микрорайон) «логопедический», 1226 (5 микрорайон) «ортопедический», 2058 (11 микрорайон) «глазной», 2196 (15 микрорайон) «ортопедический» и для детей с прочими физическими и психическими отклонениями, 2290 (15 микрорайон) «логопедический».

Ряд других детсадов за последние годы потеряли специализированный статус учреждений для детей с проблемами здоровья. Буквально недавно, с января 2013 года, массовым стал «туберкулезный» детский сад 1227 (1 микрорайон), работавший с детьми по направлениям фтизиатров — это был последний детский сад такого профиля в Зеленограде. Кроме того, с 2009-2011 годов статус компенсирующих утратили детсады 1778 и 2095 (11 микрорайон) для часто болеющих детей, детсад 2111 (15 микрорайон) для детей с туберкулезной интоксикацией, детсад 2046 (6 микрорайон) для детей с физическими и психическими отклонениями или детсад 2353 (18 микрорайон), который когда-то был физкультурно-оздоровительным, а с 2010 года стал массовым с направлением физкультурного развития воспитанников. Таким образом, процесс реформирования системы коррекционного образования медленно развивается уже давно, однако, проблема будущего специализированных детсадов только сейчас встала остро и в полный рост.

Именно в этом году активизировалось создание образовательных комплексов: многие детсады уже присоединены к школам — при этом вопрос сохранение профиля детсада, специализированных оздоровительных услуг и необходимого для этого персонала в детсадах отходит под управление руководителя комплекса, то есть головной школы. Со стороны администрации и чиновников при этом звучат обещания всё сохранить, но от самих сотрудников детсадов и родителей приходят другие отзывы. Ситуацию усугубило и выведение медсестёр из штата детсадов в штат поликлиник: «В саду уменьшили ставки медперсонала — в итоге в саду есть оборудованный массажный кабинет, но теперь нет массажиста, есть кабинет физиотерапии, но некому её проводить», — пишут родители на форуме Zelenograd.ru. На внутренних собраниях в некоторых учреждениях уже звучали предупреждения о том, что в ближайшее время объём оздоровительных услуг может уменьшиться, а что будет с сентября 2013 — вообще пока никто не знает.

Дело в том, что следующий учебный год ознаменуется вступлением в силу нового закона «Об образовании» — а в нём для образовательных учреждений, в том числе дошкольных, вообще не предусмотрено никаких специальных статусов кроме «образовательной организации». Со статусами уходит и комплектование детсадов по разным профилям заболеваний, и «специальное» финансирование — теперь повышенные нормативы предусмотрены только для детей-инвалидов, а на всех остальных детей образовательные учреждения будут получать одинаковую подушевую сумму, независимо от того, здоровые они или нуждаются в специальных условиях и помощи специалистов, согласно рекомендациям врачей. Такие рекомендации продолжит выдавать окружная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) но, согласно новому закону, вся рекомендованная ПМПК помощь с сентября 2013 года должна будет оказываться детям не в профильных детсадах по направлениям, а в любом детсаду, какой бы ни выбрали родители (или в каком бы ни нашлось место для ребёнка). Основным принципом станет инклюзивное образование, то есть совместное воспитание всех детей, и здоровых, и «больных» — для последних, впрочем, детсад будет обязан создавать специальные условия и адаптированные образовательные программы. Обо всём этом Zelenograd.ru рассказали в интервью представители зеленоградской ПМПК и Зеленоградского управления образования.

Справка Zelenograd.ru: Выдержки из закона «Об образовании», касающиеся обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, как уже сейчас выглядит распределение детей с проблемами здоровья в детсады после посещения окружной ПМПК, делятся впечатлениями родители: «Моему сыну нужна помощь логопеда, психолога. Логопед направила на какую-то комиссию (в 15 р-не) — ребенок с ними просто не захотел общаться, ничего не смог рассказать (даже яблоко назвать не захотел). И единственное, что они сделали — это дали глупую выписку с диагнозом, рекомендациями и сказали идти в любой сад по прописке, там и должны мне предоставить специалистов. Но не факт что они там будут. Сказали, куда хотите туда и идите», — пишет одна из читательниц Zelenograd.ru, ставшая невольным «первопроходцем» нового порядка коррекционной помощи малышам.

Родители детей, которые уже воспитываются в специализированных детсадах, встревожены не меньше. «Страшно представить, что мой ребенок, которого я с большим трудом смогла в логопедический сад, останется без специализированной помощи:( В садах ничего не знают, информации нет, но все ждут...и похоже все станет совсем плохо», — сообщает другая мама на форуме портала.

Детсады: «Помогать продолжим»

Zelenograd.ru провёл опрос компенсирующих детсадов, которые пока еще действуют в городе — о том, сохраняются ли там сейчас оздоровительные услуги для воспитанников, необходимый для этого персонал, и что произойдёт с ними в будущем. Те, кто ответил на запросы портала — заведующие детсадами 1226 (ортопедический), 2196 (коррекционный), 2058 («глазной») и 2290 (логопедический) — утверждают, что весь объём коррекционных услуг и персонала в их детсадах сохранится в следующем учебном году и не сокращается сейчас.

Детсад 1226 «ортопедический» (готовиться присоединиться к лицею 1557), заведующая Гундина Марина Николаевна:



«Наряду с образовательными услугами в учреждении осуществляется работа по адаптации и оздоровлению детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата: занятия в бассейне, медицинский массаж, коррекционная гимнастика, занятия на тренажерах, в каждой группе оборудованы коррекционные уголки для индивидуальной работы с воспитанниками в течение дня. Медицинское обслуживание детей в необходимом объеме осуществляют специалисты 105 детской поликлиники. В учреждении работает Служба ранней помощи для семей с детьми от 2 месяцев до 2 лет, имеющих нарушения развития или риск нарушения.



С 1 сентября 2013 года изменений в предоставлении услуг для воспитанников детского сада, в том числе медицинских, не предусматривается. Наоборот, мы планируем увеличивать вариативность образовательных услуг по запросам родителей и будем продолжать адресно оказывать образовательные услуги детям с особыми образовательными потребностями в зависимости от проблем развития каждого из них. В настоящий момент комплектование учреждения осуществляется окружной ПМПК при наличии у ребенка показаний к посещению нашего детского сада с согласия родителей. С марта 2013 года начинается комплектование на новый учебный год. Наш детский сад старается максимально выполнить социальный заказ и обеспечить местами всех детей, нуждающихся в коррекционной помощи, сохраняя стабильно высокие показатели качества образования».



Детсад 2196 коррекционный (присоединяется к школе 1740 с 1 апреля 2013), заведующая Макарова Елена Анатольевна:

«Наш детский сад посещают дети с нарушениями слуха, зрения, ДЦП, задержкой развития разных видов, с рахитом, аутизмом, умственной отсталостью, заболеваниями опорно-двигательной системы, сахарным диабетом, пороком сердца и другими диагнозами. Общее количество воспитанников 156, из них со статусом ребенок-инвалид 55 детей. На сегодняшний день им в прежнем объеме оказываются услуги по оздоровлению, лечению и профилактике заболеваний — реализуется основная программа дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии детей (группы полного дня, кратковременного пребывания „Особый ребенок“, Лекотека и Служба ранней помощи). Дополнительно дети занимаются плаванием. В детсаду работают воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальный педагог, музыкальные руководители, инструктор по физкультуре (плавание), воспитатель по физкультуре, медперсонал — штатные сотрудники детской поликлиники № 54 — медсестры по физиотерапии, массажу, медсестра, врач по ЛФК.



С 1 сентября 2013 услуги для детей с ОВЗ сохранятся в прежнем объеме, т.к. на основании статьи 2 ФЗ 273 учреждение не зависимо от формы и вида должно осуществлять весь комплекс образовательных услуг для детей, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В нашем учреждении все дети имеют какие-либо нарушения. Если есть такие дети, значит им будет оказываться необходимая помощь. В нашем саду нет тенденции к снижению уровня и качества обслуживания детей с проблемами здоровья и развития. Наш детский сад является городской стажировочной площадкой по теме „Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья“ с 2012 по 2015 гг».



Детсад 2058 «глазной», заведующая Белоусова Оксана Викторовна:

«Несмотря на то, что понятия „коррекционная группа“, „учреждение компенсирующего вида“ и другие выходят из употребления, это не означает, что данный вид специальных образовательных услуг перестанет существовать. Если есть дети, которые нуждаются в таких услугах — эти услуги будут им оказаны в нашем дошкольном учреждении. На сегодняшний день объём финансирования дошкольного учреждения не уменьшился. Это позволяет продолжать оказывать все необходимые услуги и услуги по обучению и воспитанию, а также по содержанию детей (присмотр и уход). Услуги по медицинскому сопровождению воспитанников оказываются специалистами детских поликлиник, закреплённых за тем или иным учреждением. Услуги по специализированному предназначению воспитанникам оказываются специалистами дошкольного учреждения (учитель-логопед, учитель-дефектолог и т.д.)»



Детсад 2290 «логопедический» (присоединяется к школе 1194):



«С 2012 года в детсаду функционирует 12 групп для детей с общим недоразвитием речи, фактическая наполняемость — 230 детей, проектная — 220. На данный момент статус компенсирующего вида сохраняется, количество групп прежнее. Коррекционно-развивающую работу ведут учителя-логопеды со всеми воспитанниками детского сада по основной общеобразовательной программе дошкольного образования компенсирующей направленности. Профилактика детской заболеваемости проводится в общем режиме воспитателями групп, младшим педагогическим персоналом и медперсоналом (медсестра, врач). С 1 января 2013 года медицинская сестра переведена в штат детской поликлиники, но объем работы, регулярность и качество медицинского сопровождения воспитанников детсада сохраняется и осуществляется в прежнем режиме.

С 1 сентября 2013 года детсад продолжит осуществлять весь комплекс образовательных услуг для детей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов — с использованием адаптированных образовательных программ. В 2013 — 2014 учебном году сохранится возможность оказания специализированных услуг коррекционно-педагогической направленности и медицинского сопровождения. Дети с общим недоразвитием речи будут продолжать получать помощь специалистов в полном объёме. Штат воспитателей и младшего педагогического персонала сохраняется полностью, учителя-логопеды в штате учреждения остаются. Сейчас педагогический персонал работает в прежнем режиме. Оказание образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями организуется в формах групповой, подгрупповой и индивидуальной работы с учителем-логопедом или педагогом-психологом по коррекции проблем развития».Подробнее — ответы заведующих

Комментарии, полученные еще в двух детсадах, также свидетельствуют о намерении их руководителей продолжать оказывать детям коррекционные услуги, используя для этого все возможности. Правда, на практике это пока выглядит довольно туманно.

Алла Ольховка, заведующая «логопедическим» детсадом 455 (4 микрорайон), рассказывает, что к ним в детский сад из «электронной очереди» сейчас приходят и дети, прошедшие ПМПК, и обычные дети. «Видимо, часть детей с серьезными отклонениями, нуждающихся в ежедневной помощи специалистов, мы будем комплектовать в отдельные группы, а дети с небольшими отклонениями, которым достаточно 2-3 раза в неделю заниматься в лого-пункте, будут в общих группах с обычными детьми, комбинированных, будут общаться и развиваться вместе с ними. Такие группы и опыт работы с ними уже есть в других детсадах. Планируем пока так, а что будет в дальнейшем — сейчас, наверное, никто точно сказать не может», — подытоживает заведующая.

Детский сад 455 уже присоединен к школе 617 вместе с несколькими другими детсадами 4-го микрорайона, у этого образовательного комплекса будет своя программа развития, и его руководитель будет решать, как обеспечить нужные условия для всех поступивших к нему детей — чтобы учреждение оставалось популярным и сохраняло хорошую репутацию. «Если придут дети, которым нужна будет логопедическая помощь, значит, их будут собирать в логопедические группы и т.д. — Предполагает Алла Ольховка. — Так делалось и раньше, у нас были и детсады и школы с отдельными классами или подгруппами детей, где занимались отдельными направлениями их развития. Видовое разнообразие детсадов исчезает, да, но условия для детей будут созданы, и в этом нет ничего нереального. Можно брать нужных специалистов, ради финансовой базы можно вводить платные услуги по согласованию с родителями, ведь это и для них очень удобно, а вопрос стоимости таких услуг нужно решать совместно — они не обязательно должны быть дорогими. Я не думаю, что директора комплексов будут закрывать специальные услуги в детсадах, что всё будет уничтожаться „на корню“ — возможно, эти услуги будут выделены в отдельные учреждения в рамках комплекса. Исходить будут из родительского выбора и нужд детей. Мне кажется, что у всех этих нововведений неплохая перспектива».

В детском саду 1227 (1 микрорайон), который до января 2013 занимался профилактикой туберкулёза, профиль «детский сад присмотра и оздоровления» остался в уставе несмотря на утрату статуса компенсирующего детсада. Правда, из-за этого в нынешнем году детский сад уже успел свернуть дополнительные услуги по оздоровлению для детей, но сейас планирует кое-что вернуть. «Будем открывать лечебную гимнастику — будет штатный специалист в детсаду — и массаж, возможно, на платной основе, по предписанию врачей поликлиники. — Говорит Галина Суетенко, заведующая детсадом 1227. — Нам нужно держать марку оздоровления, это тоже вопрос выживания. Теперь каждый сад сам должен решать, поддерживать ему подобные услуги или нет, за счет собственных средств».

На вопрос о том, что будет с «профильными» воспитанниками «туберкулезного» детсада и кто теперь будет заниматься такими детьми, она сообщила, что дети с туберкулезной интоксикацией, которые были в саду, уже прошли курс лечения и остались в группах, теперь в сад принимаются также дети на общих основаниях. А те, кто нуждается в профилактике или лечении туберкулёза, сейчас, в связи с произошедшей реорганизацией в здравоохранении, поступают к врачу фтизиатру по месту жительства и лечатся там — курс лечения может длиться до 3 месяцев. В серьезных случаях их отправляют на лечение в санатории, во всех остальных случаях они после лечения идут в обычные детсады.

Специалисты: «Система коррекционного дошкольного образования разваливается»

Противовесом к оптимизму руководителей детсадов выступают педагоги детсадов, специалисты-дефектологи, логопеды и профессионалы с другими специальностями в этой области, которые проработали в системе дошкольного образования не один год, видят её изменения «изнутри» и настроены весьма скептически.

Наталья Павлова, руководитель Службы ранней помощи и Лекотеки зеленоградского детского сада 2058, опубликовала еще в декабре 2012 года протест против реформы коррекционного дошкольного образования на портале Демократор.ру, призвав всех сочувствующих поставить под ним свои подписи. «В последней версии законопроекта „Об образовании“ не предусмотрено коррекционное дошкольное образование. — Говорится в её обращении. — Это означает, что в общие группы попадут все дети, в том числе и те из них, которые просто нуждаются в иных образовательных программах и условиях. Потому что, прежде чем ребенок, например, с проблемами слуха, зрения и др. сможет общаться со сверстниками, его нужно этому научить, чем и занималось коррекционное обучение. Кроме того, при таких условиях дети с аутизмом, истерией и т.п. тоже не будут иметь возможности выбирать образовательное учреждение, а здоровые дети будут вынуждены находиться (опять же, без возможности выбора) в одной социальной среде с детьми, которые еще не готовы к сколь-нибудь приемлемой коммуникации. Прошу поддержать предложение о внесении/возвращении пункта о коррекционном дошкольном образовании в проект закона об образовании».

В декабре 2012 фонд «Демократор», согласно своим правилам, отправил письмо с текстом обращения и 177 подписями в Комитет Госдумы по образованию. Ответа оттуда до сих пор не пришло — в нарушение закона «О порядке рассмотрения обращений граждан». 28 марта сгенерировано и отправлено повторное обращение — уже с 329 подписями. «Всего у нас набралось около 600 подписей — это очень мало. Родители, похоже, не готовы вникать в проблему до тех пор, пока не столкнутся с ней в процессе образования своего ребенка», — считает Наталья Павлова.

Подробнее о своей точке зрения, о своём опыте и своих аргументах против нововведений она рассказала в комментарии Zelenograd.ru: «Наше образование однозначно перестраивается в сторону инклюзивного, причем, как всегда, у нас всё по максимуму — перечеркивается старый опыт, остаётся только инклюзия. Я считаю, что у ребёнка должен быть выбор, причем и у здорового ребёнка, и у ребёнка с проблемами здоровья. Не все дети с проблемами здоровья и не всегда могут посещать образовательное учреждение общего типа — ко многим из них нужен особый подход: если у них проблемы со слухом, со зрением, их нужно сначала научить общаться, а потом уже отпускать в коллектив. Делать это на ходу очень сложно и, боюсь, будет бесполезно. С другой стороны, далеко не все здоровые дети обязаны находится в одном классе с детьми с отклонениями, у них должен быть выбор. Талантливые дети не должны оставаться без условий для развития своих талантов. Всех смешивать — плохо и тем, и другим. Нельзя уничтожать всю старую систему, которая работала более полусотни лет и оправдывала себя, у истоков которой стояли такие корифеи, как Выгодский и Гальперин.

Таких лекотек, как та, которой я руковожу, в городе осталось немного — можно по пальцам пересчитать. Они возникли всего несколько лет назад, положение о лекотеках было подписано в конце 2006 года, после чего они и начали активно создаваться, воспитанники туда набирались хорошо. Мы занимаемся детьми, которым требуется коррекционная помощь, которые прошли окружную ПМПК и не посещают детский сад — цель лекотеки помочь им и подготовить их, если это возможно, к выходу в детский сад. Часть детей после лекотеки идёт в детский сад, многие из них — в наш детсад, поскольку к нам направляли детей с проблемами зрения, и детский сад у нас коррекционный, для таких детей. Есть в саду и несколько групп для детей с ЗПР (задержкой психического развития) — сейчас их две, бывает больше или меньше, в зависимости от числа набранных детей. Некоторые дети с действительно серьёзными проблемами уходили после нашей лекотеки в школу коррекционного обучения или в коррекционные детсады.

Что будет с лекотекой и с детским садом с нового 2013 учебного года — мы не знаем, никакой четкой информации никто не даёт ни нам, ни нашим руководителям. Непонятно, что говорить родителям детей, которые сейчас проходят ПМПК и распределяются в детсады. Неизвестно, что дальше будет с теми, кто сейчас посещает нашу лекотеку — а у нас есть дети с серьёзными проблемами со зрением, есть инвалиды. А ведь ребёнок, который практически слеп, не сможет в свои 3,5 года пойти в обычный детский сад, это просто нереально. Вроде бы, по новой системе, к таким детям должны прикреплять тьюторов, но это опять же вопрос финансирования — если труд тьюторов будет оплачиваться копеечной зарплатой, как это предполагалось пару лет назад, то кто пойдет так работать? А ведь тьютор это не просто человек, который возит инвалидную коляску, а специалист, который способен оказать ребёнку конкретную помощь и знает, как это делать. Но пока и тьюторов никто не набирает, нигде это не озвучивается, просто мелькает между строк, что они должны быть, а конкретно ничего неизвестно.

Я просчитала финансовое обеспечение по своей лекотеке, опираясь на нормативы подушевого финансирования, которые установлены документом правительства Москвы, и на положение о лекотеках , где прописаны все штатные единицы, которые у нас должны быть. Получилось, что даже если у нас все воспитанники будут инвалидами по зрению, на которых положен двойной норматив финансирования — мы не сможем оплачивать труд всех нужных нам специалистов. Для расчета я брала средние зарплаты по нашему детсаду, они отнюдь не самые высокие. Возможно, до сентября что-то поменяется в нормативах финансирования... Покав нашем детсаду сохранился весь штат профильных специалистов, наша заведующая очень за это «болеет» и настроена сохранить коррекционную направленность сада, но насколько это будет возможно — пока неизвестно. Сейчас финансирование детсадам выделено до сентября 2013 года, возможно, после лета нормативы финансирования поменяются. Возможно, детский сад присоединят к школе, тогда решать за нас всё будет её директор как руководитель образовательного комплекса."

Чиновники: «Крайностей постараемся избежать»

С официальной позицией относительно будущего коррекционного образования зеленоградцы смогли познакомиться «из первых рук» совсем недавно — на встрече с населением по теме образования в феврале нынешнего года, которую посетил Исаак Калина, глава столичного Департамента образования. Один из вопросов к нему во время встречи, был таким: «Неужели действительно детей с задержкой физического и психического развития теперь будут обучать в одних учебных заведениях с детьми без подобных диагнозов? Если да, то представьте себе, что аутичный ребенок, который мог бы обучаться в специальной коррекционной или компенсирующей школе и получать всестороннее образование и уход специалистов, обучается в классе из 30-40 человек. А если этот ребенок с девиантным поведением... Я считаю, что сложившаяся до сих пор система образования в некоторых своих отраслях все-таки была не так плоха, как Вам думается. И может быть не поздно еще пересмотреть свои взгляды на реформу образования, пока не поздно и система не разрушена полностью?»

На пространный вопрос Исаак Калина попытался ответить кратко, сообщив, что не сторонник начинать дискуссии на эту тему, так как после них все, как правило, остаются при своём мнении. «Как будут обучать таких детей в том же Зеленограде — решать тем учреждениям, которые работают с этими детьми. — Заявил он. — Вопрос мне понравился с иной стороны — „будут ли обучать?“ Конечно, будут! Ведь в мире давно занимаются инклюзивным образованием. Напомню, что все классы для детей с задержкой психического развития первоначально создались в общеобразовательных учреждениях, где разные дети общались между собой. Есть разные подходы, какой из них более эффективен — вопрос достаточно спорный. Больше всего расстраивает тот факт, что когда ребенка забирают в коррекционную школу, то назад его практически никогда не возвращают, хотя задача коррекции заключается в том, чтобы дать ребёнку возможность через некоторое время обучаться наравне с другими детьми. При этом совершенно не обязательно, чтобы все дети обучались вместе, в одной школе и в одном классе — могут быть созданы отдельные классы, но при этом дети будут общаться между собой на переменах и совместных мероприятиях. Ведь в Зеленограде жители не поделены на категории, а живут вместе? Неверно считать, что мы можем поделить детей, и нам, учителям, от этого станет легче, потому что проще работать с однородной группой, чем с разнородной — но жить-то потом всем придётся вместе, в одной среде. Однако, еще раз говорю: никаких насильственных и волюнтаристских мер в этом направлении я просил бы не планировать, должны быть созданы свои решения в каждой конкретной ситуации после её изучения, в каждом конкретном округе, в том числе в Зеленограде. Не надо создавать закрытых резерваций, где дети будут общаться только в своем кругу, но и в одни классы всех не нужно объединять. Все крайности плохи, и мы постараемся их избежать».

Несколько позже, отвечая на вопросы родителей со встречи, Зеленоградское управление образования уточнило на своём сайте, что в Зеленограде для детей с ограниченными возможностями здоровья работают специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 7, начальная школа — детский сад компенсирующего вида 1853, средняя общеобразовательная школа надомного обучения 367 и специальная общеобразовательная школа № 8 (для детей с девиантным поведением). Как подтвердили в интервью Zelenograd.ru представители управления, эти учреждения пока никто реформировать не собирается.

Напомним, что до компенсирующих детсадов реформы пришли в четыре небольшие зеленоградские начальные «школы здоровья», которые после разнообразных перипетий в августе 2012 года присоединились к средним общеобразовательным школам. Школа 1704 специализировалась на работе с детьми, имеющими проблемы со зрением; школы 1703 и 1701 принимали часто болеющих детей; школа 1704 занималась преимущественно детьми с проблемами опорно-двигательного аппарата. После присоединения и потери статуса «школы здоровья» намеревались сохранить у себя здоровьесберегающие технологии, но о сохранении специалистов и медуслуг по большей части речи уже не было.

В августе 2011 года о коррекционном обучении в зеленоградских школах в интервью Zelenograd.ru рассказывал Юрий Белехов, директор зеленоградского Центра психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС), член медико-педагогической комиссии Управления образования, врач-психотерапевт. Поводом для интервью стали новости о расформировании коррекционных классов в зеленоградских школах и о прекращении работы специализированных коррекционных школ вроде школы 1710.

Елена Панасенко

Считаете ли вы, что модель инклюзивного образования для дошкольников более прогрессивна, чем профильные детские сады по видам заболеваний?



Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Проголосовали 256 человек
Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Cunami Cunami
29 марта 2013
Интересно, то есть каждый детсад должен обеспечить лечение и логопедическое, и офтальмологическое, и ортопедическое - если появится хоть один ребенок с такими проблемами?
Неужели это проще организовать, чем, например, в саду 454 - офтальмологический кабинет, и привести туда нуждающихся деток (как это и было)? В каждом саду не создашь же такое.
Непонятный подход.
Дело не только в совместном воспитании - а и в получении качественной медпомощи, что, логично, проще создать в 1-2 специализированных детсадах, чем во всех. Именно в получении медпомощи специалистов гораздо больше проблем, чем в адаптации детей, ходящих в специализированный сад - они ж не на отдельном острове находятся, в кружках/на детплощадках полно самых разных детей.
. Marka 2
29 марта 2013
Как специалист и мама двоих небеcпроблемных товарищей даже комментировать не буду, просто констатирую факт, теперь и москвичи будут за все платить, жалко только детей, но их родителей предупреждали, что все будет так, но им казалось, что они неприкасаемые.

Отредактировано: 01-04-2013, 13:00
ЕжОк ЕжОк
29 марта 2013
А как же дети с пищевой аллергией???? Кто им поможет???
Вопиющий непрофессионализм чиновников. Коррекционные сады были созданы, чтобы помочь адаптироваться к этой жизни детям, которые от природы другие!!! Невозможно адаптировать качественно ребенка в общеобразовательном учреждении. Это абсолютно другая психология, другие энергозатраты, другие знания. "Бросать" ребенка к детям нормальноразвивающимся это сравни броску в океан, либо выплывет либо всплывёт. Вы хоть представляете, ЧТО видит ребенок с почти полной слепотой? Как его и хорошовидящего можно развивать в одном ДДУ?! По факту, это преступление против детей с ограниченными возможностями, причем на государственном уровне. В СССР не дураки придумывали эту систему образования. Современная система деструктивна на корню. Тупыми баранами проще управлять. Логично.
Апполинария Воробьева
30 марта 2013
"Бросать" ребенка к детям нормальноразвивающимся
Ну-ну, скажите, это маме ребенка-инвалида. Она-то, которая старается своё чадо вырастить полноценным членом общества, явно порадуется тому, что её ребенок ненормальный, а другие, те, кто лучше видит, кто лучше слышит и т.п. нормальноразвивающиеся. К примеру, Ирина Хакамада о своей дочери говорит, что она более нормальная, чем те, которых встречаешь порой на улице. А ведь у её дочери синдром Дауна, но это ей не помешало выучить иностранный язык.
НЕЛЬЗЯ так делить людей, в особенности детей. Надо ломать этот стереотип, начиная с себя. Ребенок-даун -это тоже человек, ребенок с ДЦП - это тоже человек, так можно продолжать долго. Вопрос в другом, нет условий в детсадах для таких деток, нет специалистов, возможно, и нет средств. Но еще тяжелее, когда нет желания создавать что-то новое, надо же ломать старую систему.
Ну неужели, маме ребеночка с проблемами, скажем, со зрением, неудобно было бы водить в ближайший садик (а не через полгорода везти), где есть тьютеры, нужные специалисты, а не один воспитатель на 20-25 человек, где есть также необходимая мед.помощь? Задумка-то закона хорошая, но вот что выйдет на практике?
Апполинария Воробьева
30 марта 2013
теперь и москвичи будут за все платить
А вы из подмосковья?
Думаю, что в провинциальных городах России нет такого количества специализированных детсадов, сконцентрированных в одном городке: и для плоховидящих детей, и для плохослышащих, и для плохоговорящих, и для плоходвигающихся и т.д. А такие дети, наверняка, есть. И где эти дети получают необходимую помощь, в том числе необходимое для нормального развития личности общение со сверстниками? В областных домах интернатах, либо на дому. Т.е. детей вне Москвы лишают права либо проживать совместно с мамой, либо лишают права полноценного общения. И опять таки кто сказал, что люди с синдромом Дауна должны жить среди людей с таким же синдромом, плоховидящие должны вариться среди плоховидящих.
Вот поэтому наше общество делит людей на "нормальных" и "ненормальных". Вот и нет сострадания, желания взаимопомощи ни у детей, ни у взрослых.
Маленьким детям, кстати, всё равно, ДЦП у ребенка, логопедические проблемы, либо у ребенка синдром Дауна, они всё равно общаются и играют друг с дружком на равных.
Маргарита Новикова
30 марта 2013
Все мы люди! Никто не говорит обратное! Вы о чем? Плохая задумка! Если ребенок еле-еле видит, то воспитатель только и будет за ним одним смотреть. Как бы его не сбили с ног, довести его за ручку куда-нибудь. Да и только ему будет под нос показывать что надо делать на занятии. А другие как? А если дети обижать будут этого ребенка? Тут вообще о детях не подумали. Думают только о деньгах!
Ляляка Московская
30 марта 2013
Забалтывать можно сколько угодно , - вывод один - дети с проблемами здоровья не будут получать полноценной помощи специалистов. Ничего лучшего специализированных детских садов пока реализовано не было. Тут ведь важно время не упустить , успеть провести коррекционную работу с ребёнком до школы. А после детского сада эти дети идут в массовую школу , никакого деления нет.
Cunami Cunami
30 марта 2013
А мне всегда казалось - проблемы проблемам рознь.
Одно дело - ребенок плохо слышит/видит/говорит: кстати. в спецсаду 454 (глазном) никогда не было групп полностью из слабовидящих, т.к. считалось, что в таких садах лучше питание и сильнее педсостав - родители всегда находили лазейки, чтобы своего абсолютно здорового ребенка пропихнуть туда. Наверняка и в других так же.
Например, в нашей группе всего 2 ребенка было с очень плохим зрением, а примерно половина (может 1/3) вообще без проблем, остальные - тоже нельзя назвать почти слепыми, скорее - слабовидящими, так что с общением все нормально было. Зато медпомощь была отличная (благодаря медкабинету с оборудованием, частому приходу врача-окулиста и обследованиям). Получится ли такое организовать в каждом саду? скорее - нет, чем да.

И другое дело - отклонения в психическом развитии - во всяком случае коррекционная группа в этом же саду вся состояла целиком из таких деток, да и навряд ли какая мама захочет отдавать своего в группу, где 6-летки едва пару букв выучили (ну, я бы не стала, ибо таким детям - таки нужно коррекционное образование, а моему ребенку там развития никакого не будет). И мне одной кажется, что у Хакамады дочка навряд ли ходила в общую группу в саду - иначе ребенок с особенностями развития не достиг бы таких успехов.
Ну неужели, маме ребеночка с проблемами, скажем, со зрением, неудобно было бы водить в ближайший садик (а не через полгорода везти), где есть тьютеры, нужные специалисты, а не один воспитатель на 20-25 человек, где есть также необходимая мед.помощь? Задумка-то закона хорошая, но вот что выйдет на практике?
Думаю, на практике моему ребенку сказали бы, что в садике нет возможности организовать качественную медпомощь ему лично слабовидящему - и послали бы в поликлинику ("где сть новое отличное оборудование"-цитата от Рачковой). И мне пришлось бы изыскивать возможность на эти 15 минут возить его в поликлинику. Каждый день. В течение 3-х месяцев. (Еще не все потеряно - в нашей бывшей "глазной" школе тоже уже была попытка ликвидировать медкабинет, просто убрав медсестер, и мне лично предстояла именно такая перспектива. Пока медсестру вернули (1 из 4-х, ранее там работавших. Заодно убрали массаж и физиотерапию, объяснив "вы слишком хорошо жили" - почти дословно цитата от Рачковой)).
Ну или как вариант - будет организовано что-то платное. Ибо родили больного ребенка - так это ваши проблемы, хотите бесплатно и неудобно - в поликлинике, хотите качественно и быстро - платите.
В нашем государстве ныне нет денег ни на обеды школьников, ни на присмотр в детсадах, ибо это чисто дело родителей - выращивание детей. Дело государства - не забыть 18-летия, объявив о долге перед Родиной)
Янка Росси
30 марта 2013
Интересно, как давно руководители "обычных" школ и детских садов были проинформированы о том, что к ним придут дети с особенностями в развитии/ строении организма? В чьи обязанности входит подготовить специалистов и доучить/ переучить персонал образовательных учреждений? Когда и как будет проходить подготовка к инклюзивному образованию? Кто должен за это отвечать? Или всё это - "на откуп" руководителям садов и школ: вот вам задачка со множеством неизвестных, решайте.

Сначала нужно подготовить специалистов, а потом проводить такую реформу. Люди сначала строят новый дом, а затем ломают старый. Ну, по крайней мере, умные люди...
Cunami Cunami
30 марта 2013
Живая Вода -
видимо, исключения подтверждают правило - как знать, насколько его (Эйнштейна) гениальность проявилась бы раньше (например), если б он был на корректирующем обучении
Или Вы предлагаете вообще никого не обучать и не корректировать, ожидая проявления гениальности? Или смысл Вашего поста в том, что, отказавшись от обучения вместе с такими детками, мой ребенок упустит возможность пообщаться с будущим Эйнштейном в детстве?
Анна Неизвестная
30 марта 2013
Никто никому больше помогать не собирается!!! Это стало понятно, когда в сады и школы стали завозить полуготовые обеды и "неизвестно чего"-кто аллергиком не был-тот сразу и стал (а чего отставать?). Вывести организм из равновесия-легко, а вот обратно... Конец света надо не с неба ожидать, а изнутри, когда детей калечат с младенчества.
Анна Неизвестная
30 марта 2013
А если ТАКИЕ "полноценные" дети будут обижать ТАКОГО "неполноценного" ребёнка, то нужно этим малолетним отморозкам объяснять, что, если они ВДРУГ когда-нибудь ослепнут, оглохнут или окажутся в инвалидной коляске, то с ними будут обращаться точно также.
Слушайте, ну это уж слишком! "Отморозки"-это уже оскорбление! дети от природы в меру эгоистичны и плохо понимают чужую боль-поэтому объяснять и воспитывать надо, но, извините, "не ногами же по лицу"!
Cunami Cunami
30 марта 2013
Живая Вода - даже не смешно.
У нас в государстве денег на обеды школьникам не стало, а тут - "индивидуальный подход".
Да наоборот - уравнивание всех под одну гребенку : есть проблемы, нету проблем, всех в кучу, а уж потом дело родителей воевать за виртуально положенных тьюторов, за решение медпроблем и т.д.
Я так вижу (в свете того, что в нашем детсаду вместо бесплатного ранее массажа и терапии будет платный, да и сам сад стал платный, а раньше "туберкулезный" сад был бесплатен)
- просто все, что сверх "присмотра для детей" будет платное.
Ну так обеспечить "индивидуальный подход" за деньги и раньше было без проблем - вон сколько центров вокруг, успевай кошелек открывай только.
Cunami Cunami
30 марта 2013
Я вообще так вижу - то, что бесплатное (или с большими дотациями) - то нужно государству, отсюда явно видно, что государство хочет: хочет ли видеть своих граждан здоровыми, воспитанными, грамотными, специалистами и т.д. или ему в этом нет интереса (и уж меньше всего государству нужны Эйнштейны - с ними проблем много, вопросы задают ненужные и понимают то, чего не надо)
Ирина Иванова
30 марта 2013
Забалтывать можно сколько угодно , - вывод один - дети с проблемами здоровья не будут получать полноценной помощи специалистов. Ничего лучшего специализированных детских садов пока реализовано не было. Тут ведь важно время не упустить , успеть провести коррекционную работу с ребёнком до школы. А после детского сада эти дети идут в массовую школу , никакого деления нет.
Соглашусь на все 100%. Специализированные сады и создавались именно для того, чтобы вовремя и с наименьшими трудозатратами для всех помочь ребенку улучшить состояние здоровья и адаптироваться в обществе. Теперь кому-то надо разрушить эту систему. Всё остальное "инклюзивное бла-бла-бла..." - это пустая болтовня , бред.
Никто, кроме родителей заниматься проблемами детей в простом саду НЕ БУДЕТ!!!
А представить себе ребенка со сложными проблемами (ДЦП, например, плохо ходящего), в группе из 30 человек я просто не могу. Это не адаптация в обществе, это издевательство над ребенком и над воспитателем!!! Ежу понятно, что такому ребеку надо помогать на каждом шагу. И кто это будет делать??


Отредактировано: 30-03-2013, 16:27

Отредактировано: 30-03-2013, 16:30
Cunami Cunami
30 марта 2013
Живая Вода - так Вы повнимательнее читайте, что люди пишут (и причем здесь Москва - там люди по 3 года в очереди в детсад стоят, у нас для моквичей такого нет). Разбираем ситуации конкретные и в конкретном месте, а не абстрактно в Москве. Про гемофиликов и прочие случаи - вообще непонятно зачем написали, это и раньше было, а сейчас меняется все каждый год, может сейчас и по-другому, не эта тема разбирается.

Мой ребенок тоже с плохим зрением ходит в школу (теперь она уже обычная) и ходил ранее в сад - и только благодаря своему статусу, и сад, и школа имели медкабинеты, оснащенные приборами, а мой ребенок занимался по 15 минут в день в течение 3-х месяцев подряд на этих приборах, под руководством ортоптистки (каждые полгода). И это делали примерно 110 детей в школе. Вы что хотите своим постом сказать - лучше, если все 100 человек будут в поликлинику каждый день ходить, типа ничего страшного - вся Москва ходит??? Смысл какой в ваших высказываниях? Слишком жирно жили - поживите как все?
Про что и разговор - про оказание медпомощи. И раньше, пусть у отдельного "города в городе" была возможность своим детям создать благоприятные условия для лечения, а теперь - нет. И все под маркой "совместного воспитания здоровых и не очень" - да при чем тут это. Не за это душа у родителей болит.
А
Cunami Cunami
30 марта 2013
То есть вместо того, чтобы перенять удачный опыт Зеленограда - школы здоровья, порушили всю систему, причем, наверняка, и в Москве были такие очаги, удачные в смысле профилактики и оказания ранней помощи , а теперь - все в одной куче.
И, где-то тут промелькнуло в интервью - вроде бы это все возникло из-за того, что теперь Самофинансирование, которое вылилось в то, что денег выделяется одинаково что на содержание больного ребенка в детсаду, что на содержание проблемного. И детсадам/школам просто невозможно существовать, если они держат маленькие группы из проблемных детей с увеличенным штатом спецперсонала, вот и открыли свои двери для всех , объединяя всех подряд...
Человек с Земли
30 марта 2013
Слава богу что мой сын пойдет осенью в школу!!! ОГРОМНОЕ СПАСИБО воспитателям и специалистам-логопедам сада 1126 в третьем районе за такую нужную помощь в развитии речи!!! И жаль детей ,которые скорее всего остануться без такой нужной им помощи в следующем учебном году. Очень не хочу говорить плохое,но почему те люди ,что принимают такие идиотские законы никогда не сталкивались с такими проблемами?
Ольга Каплина
30 марта 2013
Интересно, а как работающие мамы должны водить детей в поликлинику на те же аппараты к окулисту, если не будет специалистов в д/с? Нас направили в глазной садик с астигматизмом, без блата, прошли комиссию. Без очков и косоглазия. в 3 года проверили зрение по табличке, оказывается у ребенка зрение 0,5. Очки не носим, т.к. астигматизм какой-то особенный, что можно назначить очки только после проверки зрения по табличке. На первый взгляд нормальный ребенок и чего только делает в глазном садике, как здесь уже писали, что в глазном садике много нормальных детей.
Cunami Cunami
30 марта 2013
Ольга Каплина - я задавала те же вопросы, еще и спросив - а готовы наши поликлиники, что дети, не получив помощь в детсадах, ринутся за медпомощью к ним (тем более и Рачкова сказала, что поликлиники закупили новейшее оборудование, чем вы недовольны), да еще и преимущественно в вечернее время (днем же большинство родителей работает) - для нашей школы это 100 человек, из них около 40 те, кому это необходимо жизненно.
Ну вот оставили пока медсестру, заодно написав, что и в детсаду пока лечение есть...

Михаил - а в нашем саду (выпускная группа) , на слух - половина детей с дефектами речи, зато в интервью Рачковой: у нас слишком много логопедов, прямо засилье, прямо можно подумать, весь город косноязычен...

Вообще плохо, что такие важные вещи, реогранизации и проч. преподносятся абсолютно без цифр - сколько каких детей и где, сколько в чем нуждаются и проч.
Прямо "одна бабка сказала", извиняюсь за мой французский... ведь не с потолка (я надеюсь) взяты расчеты, что городу хватит средств на тьюторов (скольких и где? ) , на прочие новшества
Анна Неизвестная
31 марта 2013
А если какой-нибудь отморозок причинит ЛИЧНО вам и вашей семье вред (моральный, материальный или физический
Во-первых от этого никто не застрахован. Но дело не в этом. Судя по всему вы делите детей на "особенных" (с какими-нибудь болезнями), а все остальные -отморозки, которые могут, теоретически, над ними смеяться? Я вам так отвечу: если человек (ребенок) личность, даже если он "особенный",даже если без руки-ноги-над ним смяться не будут. Из своего детства-вывод. Так что воспитывать надо и особенных и самых обыкновенных. Это факт.
Ну, в таком случае, нужно отменить все уголовные наказания для малолетних преступников... и воспитывать, воспитывать, воспитывать...
Да, лучше так:засмеялся над кем-то-в тюрьму! И лучше пожизненно!
нейман ольга
31 марта 2013
Вода всегда дырочку найдет
Привет, Посетитель) смешно, что ты опять про ту дырочку вспомнил, из которой должно что-то потечь :)

Знаешь, без баррикад, я чё думаю. Про совок, про выборы...
Нас ведь приучали к весьма двуличному слогану "Советская наука (образование, медицина, балет, женщина, природа ит.д ) - лучшие в мире".
Сейчас границы открыты, люди поездили, посмотрели. Оказалось, наука-балет и.тд. универсальны. Добро и ум (если они добро и ум) прекрасно востребованы на всех континентах.
Вселенной по большому счёту всё-равно где кто прописан. Она смотрит в глаза каждому человеку и спрашивает: "Готов ты или не готов созидать и любить?!"
Лихо я сформулировала за Вселенную... )
Анна Viktoria
1 апреля 2013
Возмущению,конечно,нет предела. Они сами то понимают,что такое ребенок с физическими отклонениями? Все идет к тому,что они вынуждены будут обучаться дома и лечиться в поликлиниках, а мамам уходить с работы и заниматься с детём, потому что какая должна быть психика у матери,зная,что ребенок сам с трудом себя обслужит,как оденется на прогулку,как покушает,потому что,когда у воспитателя их 30, то он по пятам за ним ходить не будет.
Нет из Москвы, вернее, если нашу общую деревню можно назвать нынче этим гордым словом. Я просто поражаюсь, что раньше самые думающие и образованные люди были в двух столицах, а теперь они превратились в стадо, которое полагает, что близость к верхушке гарантирует им выживание. Когда принимали закон об образовании, где были вы, московские родители, а теперь жалуетесь, хотели капитализм - вот вам, нужно СОЦИАЛЬНОЕ государство, а не капиталистическое строить. И между прочим в глубинке, не беру промышленные города здоровых детей на порядок больше. И московские дети при потере здоровья и финансовой поддержки от родителей в ближайшие 10-15 лет будут вырождаться, особенно москвичи второго и третьего поколения.
Апполинария Воробьева
1 апреля 2013
Когда принимали закон об образовании, где были вы, московские родители
А где были конкретно Вы? Просто хочется знать на будущее, что надо было сделать в данном случае. Расскажите, как Вы выразили своё несогласие с этим Законом.
Анна Viktoria
1 апреля 2013
Я тоже что то не припомню,чтобы меня спросили,хочу ли я водить ребенка с ДЦП в обычный сад или школу. И я бы с радостью ответила,нет,не хотела бы, по ряду многих причин. Я не многих знаю родителей,кто хотел бы водить ребенка с ограничениями по здоровью с обычными детьми.
Анна Николаевна
1 апреля 2013
Если бы законы принимали мы, а не депутаты, то они были бы другими!!! Эти законы помогали бы одиноким женщинам растить детей, помогали бы пенсионерам благородно жить, молодым строить семьи в своём отдельном жилье, защищали бы нас от бандитов, коррупции итп итд. Но это - мечты. Законы придумываем не мы и принимаем не мы. Но почему мы должны мириться с маразмом в некоторых законах?? Где она-демократия?? Уравнять неполноценных деток с полноценными, это или одних опустить по качеству и уровню образования, или других загнать до нервного срыва или издевательств от сверстников и педагогов, ведь для того, чтобы обучать таких детей, нужно быть особенно подготовленным, а не гнать по плану отработанного материала для здоровых нормально усваивающих объёмы уроков детей, школы должны быть оборудованы итд. Этого нет и не будет, зачем тогда мучить и без того страдающих деток??!! Это садизм против заведомо беспомощных людей на госуровне. А дети из садиков, слитые вместе со здоровыми, могут и не поступить в школу - не пройти по знаниям. Про здоровье вообще молчу. Как воспетка объяснит толпе гавриков, пышущих энергией, что этих вот деток нельзя трогать, т.к. один плохо видит, другой не слышит или нервный?? им не понять, они маленькие... обидят, не заметят, затопчут и всё... это дети. В стране с таким менталитетом нельзя так резко делать таких движений, надо годами потихоньку подготавливать детей, педагогов, врачей итп. Только в нашей стране инвалиду стыдно своей обделённости, так зачем усугублять? Сначала надо вылечить общество от стереотипов и штампов, от жестокости и ущербности к слабым, потом уже делать реформы.
На Болотной и на Демократоре, а вы?
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран