13
Архитектор Феликс Новиков: «Перед „Флейтой“ ничего стоять не должно» 24.12.2010 ZELENOGRAD.RU

Zelenograd.ru начинает публикации об истории и нынешнем состоянии дома «Флейта» — корпуса 360. Это уникальный в своём роде жилой дом, построенный в Зеленограде в 1970 году по индивидуальному проекту. Мы побеседовали с главным архитектором этого здания, народным архитектором СССР Феликсом Новиковым. В конце 60-х Феликс Аронович проектировал «Флейту», работая вместе с тогдашним главным архитектором Зеленограда Игорем Покровским. С 1993 года архитектор живёт в США. В телефонном интервью Феликс Новиков рассказал о работе над проектом «Флейты» и особенностях этого здания.

— Феликс Аронович, когда началась ваша работа над проектом жилого дома «Флейта?

— Работа началась в 1965 году. Но прежде надо было определиться с композицией главной городской площади, на которой дом расположен. Здесь было много вариантов, и окончательный — тот, который осуществлен, — сложился четыре года спустя, в 1969-м. Но положение «Флейты» и ее протяженность установились сразу. Смысл этого решения состоял в том, что здание прикрыло собой торцы уже построенных за ним жилых домов и одновременно послужило фоном для расположенных перед ним сооружений — Дворца культуры, высотного бизнес центра, в котором первоначально проектировалась гостиница, и здания городской власти. С тем, чтобы связать квартал с площадью, дом поставили «на ноги» и на первых этажах разместили четыре магазина, эксплуатация которых не потревожила бы обитателей дома. Такова была логика этого решения.

— Почему было решено построить именно такой дом, по индивидуальному проекту, большой протяженности, с галерейной планировкой?

— Надо сказать, что в те годы разрешение на индивидуальное проектирования жилых домов давалось в редких случаях. В Зеленограде «Флейта» была единственным исключением, все остальное жилье строилось по типовым проектам. И даже тот факт, что здание расположено на главной площади города, не был бы достаточным основанием. Убедительной была другая аргументация. В Зеленограде остро ощущалась потребность в двухкомнатных квартирах для молодых семей. И тогда мастерская предложила все квартиры индивидуального дома сделать такими. В этом нас поддержали. Ну, а дальше было решено все жилые комнаты обратить на юг, на площадь, будущий парк и пруд, а прихожие и кухни — на север. Устройство галереи обеспечило простоту связи и структуры здания, предопределило ритм широко расставленных лестничных стволов-башен, напоминающих клапаны музыкального инструмента — отсюда и название. К слову, это теперь стало модным давать зданиям собственные имена — «Эдельвейс», «Патриарх» и так далее, а тогда «Флейта» была единственным домом с собственным именем — моя выдумка.

— Были ли ограничения в процессе работы? Вносились ли какие-либо изменения в первоначальный проект?

— Площади квартир соответствовали действующим тогда нормативам. А в остальном мы руководствовались собственными соображениями. Проект был утвержден без замечаний. Главный архитектор Москвы Михаил Васильевич Посохин, взглянув на наши подрамники, сказал: «Почему бы и нет?» И тем самым «благословил». Для нас самой сложной проблемой был главный фасад, поиски рисунка ограждений лоджий — глухих и сквозных, создающих «лицо» здания. Шахматное расположение было бы слишком простым. А когда нашелся четкий и одновременно достаточно сложный рисунок, все окончательно определилось. Здание построено в точном соответствии с замыслом авторов. Это архитекторы Игорь Покровский, Григорий Саевич, я был главным архитектором этого проекта, а главным конструктором был Юрий Ионов. Строительство шло без особых проблем, и завершилось в 1970 году.

— Ориентировались ли вы на какие-либо архитектурные образцы, уже существующие здания? Были ли у «Флейты» архитектурно-идеологические «предшественники» — иногда таковыми считают Дом Наркомфина на Новинском бульваре в Москве архитектора Моисея Гинзбурга или Unite d’Habitation в Марселе Ле Корбюзье?

— Дом Гинзбурга и дом Корбюзье строились по совершенно иным социальным программам. Первый — это дом-коммуна, состоящий из жилого блока, общественного центра со столовой, спортзалом и читальней, служебного корпуса с прачечной и сушилкой, а также здания детсада и яслей (оно не было построено). Сооружение это замечательное, о нем знают архитекторы всего мира. Когда четыре с половиной года назад, а Москве собралось международное сообщество зодчих с тем, чтобы сказать свое слово в защиту памятников архитектуры ХХ века, Юрий Лужков принял делегацию архитекторов и обещал привести это здание в должное состояние. Есть проект, исполненный внуком автора, Алексеем Гинзбургом. Но своего слова Лужков не сдержал.

Дом Наркомфина был построен в 1930 году. А Корбюзье соорудил свой дом в Марселе после войны, в 1952-м. Это очень интересное здание; я видел его в 1964 году. О нем тоже можно много чего рассказать, но это будет долгим отвлечением от нашей темы. Что касается «Флейты», то она не имеет прямых аналогов. Однако дома с галерейной системой строились и строятся по всему свету издавна. Особенно они распространены в южных широтах.

— В каком архитектурном стиле построена «Флейта»? На сайте проекта «советская архитектура» стиль здания никак не обозначен.

— Этот стиль называется модернизм — таково его название во всем мире. Замечу, что стиль начала ХХ века, известный в мире под именем «ар нуво», в России называют «модерном». Но это совсем другое явление. Модернизм возник в Европе еще до Второй мировой войны, его зачинателями были Корбюзье, Гропиус, Мис ван дер Роэ и другие знаменитые мастера прошлого века. К нам он пришел в конце 50-х годов, после того как Хрущев выступил с резкой критикой «излишеств» сталинской архитектуры и призвал архитекторов к индустриализации. С этого момента началось массовое жилищное строительство в СССР. И Зеленоград в те годы был одним из полигонов новой архитектуры, которая теперь, с моей легкой руки именуется «советский модернизм». Первая выставка с таким названием состоялась в Музее архитектуры в 2006 году, а в этом году издательство «Татлин» выпустило книгу-альбом с тем же названием. В ней содержатся фотографии ста избранных произведений, относящихся к этому стилю. Я, как один из двух ее авторов, собрал эту коллекцию и рассказал о том, как все это было. Мой молодой американский коллега, наш соотечественник Владимир Белоголовский, получивший архитектурное образование в США, написал заключительную главу издания, обозначив в ней место советского модернизма в мировом архитектурном наследии ХХ века. В альбоме есть несколько зеленоградских объектов: Научный центр — «голубые дома» («клюшки»), «Флейта», МИЭТ и Дворец культуры.

— Кроме двухкомнатных «коридорных» квартир, во «Флейте» есть и двухэтажные. Предназначались ли они для конкретных людей — высокого начальства, партийного руководства?

— Нет, не предназначались. Этих квартир всего восемь и расположены они попарно. Сделано это исключительно из композиционных соображений. С тем, чтобы наряду с многократно повторяющимися ритмами ограждений лоджий ввести в рисунок фасада широкий шаг более крупных акцентов двухэтажных парных лоджий. А есть еще вдвое более частый ритм козырьков, кроющих лестничные блоки, которые консольно выступают над главным фасадом. Всё это — средства архитектурной выразительности. Что же касается самих квартир, то они предназначались для больших семей. Одну из них получил архитектор Юрий Свердловский, семья которого по своему составу имела на то право.

— Как сейчас вы оцениваете это здание?

— Полагаю, что это был ответ на конкретную задачу в конкретное время и в конкретном месте. Разумеется, подходить к сооружению 60-х годов прошлого века с критериями оценки российского элитного жилья ХХI века по меньшей мере неправомерно.

— Строятся ли подобные жилые дома в Европе, США, Азии? Имеют ли они конкретное социальное назначение, к примеру, «дома для бедных»?

— Я не занимался подобным исследованием. Но думаю, что галерейные дома могут быть жилищем разного класса.

— Предполагалась ли проектом особая эксплуатация «Флейты» — в связи с особенностями коммуникаций, необычными большими окнами?

— В этом проекте нет решений, которые предполагают необходимость специальных средств для эксплуатации сооружения. В процессе проектирования и строительства, также как и в процессе обслуживания дома в советские времена, такие вопросы, насколько мне известно, не возникали.

— Насколько прочны бетонные «ноги», опоры, на которых стоит здание? Периодически возникают слухи, что в случае масштабного строительства вблизи «Флейты» эти опоры могут пойти трещинами.

— Я упомянул главного конструктора «Флейты» Юрия Ионова. А теперь скажу, что специалист он был блестящий. Во все аспектах своей профессии — расчетах, конструировании, надзоре за качеством исполнения своих решений. Дом стоит уже сорок лет. Между прочим, это тот срок, после которого достойное здание обретает право на статус памятника. Не бойтесь, с опорами ничего не случится, — ещё сорок лет простоят, а то и все восемьдесят. Только строить перед «Флейтой» и вблизи неё ничего не следует. И надо бы снести здание, которое там появилось вопреки замыслу авторов.

— Какое здание вы имеете в виду?

— Перед «Флейтой» велось строительство 4-этажного здания.

— Поняла, вы говорите о недостроенном офис-центре, рядом с префектурой.

— В журнале «Архитектурный вестник» (№ 4, 2007 год) были опубликованы статьи против строительства этого здания, в том числе и мое протестное письмо. Насколько мне известно, зеленоградцы тоже протестовали, и строительство было приостановлено. Это здание строится вопреки первоначальному проекту центральной площади. Ничего перед «Флейтой» стоять не должно, вся панорама застройки должна быть открыта.

— А здание бизнес-центра (бывшая «гостиница»), стоявшее в строительных лесах более 20 лет и достроенное несколько лет назад, не загораживает вид на «Флейту»?

— Нет, эта башня построена по проекту. В 1969 году в журнале «Архитектура СССР» (№ 9), были опубликованы проектные материалы по Зеленограду и, в том числе виды главной площади с подобным высотным сооружением. Оно поставлено в качестве вертикального акцента композиции, контрастного горизонтальному строю «Флейты».

— Говоря о том, что строить в непосредственной близости к «Флейте» нельзя, вы имеете в виду и безопасность здания?

— Я имею в виду только градостроительный аспект, архитектурную композицию всего комплекса. Безопасность и прочность здания здесь не при чём.

— Опять-таки из области слухов — якобы здание «Флейты» строилось сначала для размещения в нём госпиталя.

— Такие слухи абсолютно беспочвенные. Это миф. Между прочим, в интернете я наткнулся на еще один миф — будто бы Эрнст Неизвестный «предлагал выполнить внешнее скульптурное оформление зданий МИЭТа». Тоже чепуха. Место для рельефа в вестибюле главного корпуса было определено архитектурным проектом, и только после его утверждения Неизвестный был приглашен выполнить эту работу. Другое дело, что Эрнст — опять-таки в соответствии с замыслом архитекторов, — сделал эскиз композиции «Прометей», которую мы с Покровским хотели установить перед главным Научным центром. Мало того, фундамент под нее сделали. А поставлен был на это место вопреки нашим намерениям, волей министра, никто иной как Ленин. Стоит ли он там еще?

— Нет, в прошлом году памятник был демонтирован.

— Его не жалко. Жаль, что «Прометей» там так и не был поставлен. Он бы устоял.

— Феликс Аронович, когда вы были в последний раз в Зеленограде? Какое впечатление произвел на вас город?

— В 2002 году, когда скончался мой друг Игорь Покровский, с которым меня связывали 20 лет совместного творчества. Мы приехали вместе с Григорием Саевичем, встретились с зеленоградскими архитекторами Маковским, Кувырдиным, Свердловским. Потом в личной мастерской Покровского поминали его добрым словом. В тот вечер в концертном зале Дома культуры театр «Новая опера» давал концерт в память о Покровском, и города я так и не увидел. Потом был в Москве в 2004, 2006, 2007-м, но до Зеленограда не доехал. Надеюсь в следующем году посетить его, и тогда — обещаю — скажу вам о своем впечатлении. Впрочем, одно могу сказать сейчас. Остекление лоджий «Флейту» испортило. Будь моя воля, я бы снес к чертям всю эту самодеятельность. Надо было сломать тому, кто это сделал первым, потом второму — третий бы не посмел. Разве можно так калечить здание, стоящее на главной городской площади? В центре города стоит дом, над которым работали архитекторы, а то, что с ним сделали, — это варварство — каждый может достроить что угодно, покрасить как угодно… В чём тогда смысл творческого труда архитектора?

— Как с этим обстоит дело в США, может ли житель многоквартирного дома, например, самостоятельно застеклить балкон, лоджию?

— Как он может это сделать? Ведь фасад не является собственностью владельца квартиры — он принадлежит городу. Неужели кто-нибудь из жильцов «Флейты» имеет официальное разрешение на застройку лоджии? Очень сомневаюсь. Такое называется «самостроем», это незаконно. Скажу еще, что и реклама тоже дом не украшает.

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Кочержинская Виктория
3 января 2011
Многократно была в квартирах друзей , живущих во "Флейте". У всех одно мнение - "оторвать руки " этому модернисту . Ага ...давайте теперь остекление им посносим. Во всех районах ремонт идет старых домов, а до "лица" города что-то руки не доходят?
Марина Зимняя
16 января 2011
что, все так плохо с планировкой? Хуже панельных хрущевок?
Валерия """
17 января 2011
что, все так плохо с планировкой? Хуже панельных хрущевок?
Представте себе проходную кухню с двумя входами - один - непосредственно на кухню; втрой - из неё - в ванную и туалет, в которой ( кухне) вместо окна - амбразура. выходяшая в вонючий коридор, и где вместо свежего воздуха пахнет сан..ми половыми тряпками, а окна в этих, так называемых, кухнях почти всегда закрыты плотными шторами по причине открытости всем проходящим мимо соседям и их гостям.)
Одна из комнат тоже проходная, ведущая к тем же туалету и ванной и крохотной второй комнате.

Вот теперь и сравните этот кошмар в степени ужОс с хрущевками!

Ко всему прочему, - люди оказались заложниками создателей - "модернистов", т.к. эти квартиры невозможно ни продать, ни поменять...

...Ну и чтобы снивелировать негатив и справедливости ради:

P.S. Сам дом, конечно. очень красив. Только самый ленивый не снимал его в своих фильмах, а панорамные снимки с ним просто великолепны...
МАМА МУМИ
19 января 2011
У самой квартира во "Флейте". И если про планировку уже сказано многое, то про застекление балконов... Пусть архитектор сам попробует пожить над проезжей частью, где шум такой, что телевизор чтоб услышать, надо почти на всю мощность его включать. Не говорю про грязь - не то что белье не повесишь - серое сразу становится, так и окна мыть раз в неделю надо от пылищщи страшной. И благодаря окнам во всю стену, холод нереальный. А что бы стеклопакеты поставить - довольно дорого выходит: нестандарт-с...
Elena Le7
28 июля 2012
Почитала - детство вспомнила.
Когда Флейты ещё не было из окон нашего дома (339б, 12 этаж) хорошо был виден салют над Москвой. Приводили к нам малышей и с более низких этажей, ставили нас на подоконник. И мы смотрели во все глаза на разноцветное зарево.
Позже (уже учась в школе) мы во Флейте играли во многие игры, особенно в казаки-разбойники. Длинные коридоры, на некоторых этажах связывающие подъезды (позже их перекрыли), делали игру много крат интереснее.
А как мы завидовали ребятам, живущим во Флейте - по этим коридорам можно было и на велосипеде покататься.
Многие годы они использовались нами как полигоны для игр в плохую погоду.
Флейта (как дом, возведенный в 1970 году) во многом соответствовал и отвечал потребностям жителей того времени.
Это позже мы стали отдаляться друг от друга.
Стали по-разному (с разным достатком) жить.
А именно, вспоминая 1972-1980гг, могу сказать, что большинство были очень довольны.
А горка от Флейты до самого городского пруда!
Едешь-едешь-едешь. Обратная дорога вверх занимала 7-10 минут. Мы (ребята) были очень расстроены строительством здания горсовета - оно "убило" эту горку(((

Насколько помню в то время на месте перекрестка между 6 и 3 микрорайонами и ДК был огромный котлован. Ходили слухи, что должен был прорыт тоннель от этого перекрестка до Центрального проспекта (параллельно Флейте). Жалко, что об этом в репортаже - ни слова. Потом от него было решено отказаться, и строительство ныне существующего проезда было совершено путем выемки грунта, с последующим укреплением образовавшегося почти вертикального склона. Тогда проектировщики планировали несколько переходов, связывающих "землю перед Флейтой" с крышей строящегося торгового комплекса. Но первый (ближе к 6 м-району) переход вскрыл много проблем. Грунт постоянно "уходил", перед переходом (со стороны Флейты) часто возникали промоины. Потом проблемы как-то были решены, а вот от возведения остальных переходов отказались (законсервированные сваи-столбы под них стояли долго - сейчас не знаю, сохранились ли).
нейман ольга
29 июля 2012
Это позже мы стали отдаляться друг от друга.
Стали по-разному (с разным достатком) жить.
Богатые - это те же бедные, только научившиеся воровать. У кого? Естественно, у бедных, не научившихся воровать (то есть у бывших одноклассников).
Никакого "богатства" не произвели за эти годы, только переложили из одного кармана в другой путём разных видов мошенничеств и наследования после безвременно ушедших родственников ((

Про Флейту - да. Как в поезде с плацкартными вагонами, кто не боялся, играл в коридорах, завораживающее место...
нейман ольга
29 июля 2012
А внизу она в детстве стояла на "ножках[" (было интересно: как же они выдерживают вес всех этажей вместе с людьми, собаками, мебелью, балконами?).
Можно было идти под зданием между "ножек" на сквозняке, только ближе к 6 микрорайону на "нулевом" этаже располагался Универмаг.
Мы там с ребятами как-то ночь дежурили, чтоб утром к открытию купить первые настоящие джинсы "Levi Strauss".
Дождались открытия, у каждого номерок на руке, тут один старшеклассник из другой очереди прямо в ноги бросился: "Мелкие, зачем вам джинсы, вы же из них через 2 года вырастете, умоляю, возьмите мой размер, я всю жизнь о таких мечтал!" В общем, я ему взяла его размер. А к моменту его очереди, уже ни его размера не оставалось, ни какого другого! Такой облом.
Встречала его потом лет десять, всё в тех джинсах ходил, довольный... ))

А совсем во 2 или 3 классе одна девочка из Флейты обещала показать двухэтажную квартиру. Нас набралось человек пять желающих посмотреть, по пути присоединилось ещё человек десять, пришли на экскурсию, но её мама на пороге сказала: "Нечего смотреть. Здесь не зоопарк". ((

И всегда на дорожке была разметка масляной краской, потому что полкилометра. Мы тысячу раз засекали время и носились туда и обратно, чтоб уложиться в 6 минут. ))
Ирина Янкиеа
29 июля 2012
"О приезде президента США Ричарда Никсона в Москву в мае 1972 года все знали из средств массовой информации. Секретом это не было...

...анекдот местного значения, который ходил в те дни по Зеленограду и, с моей точки зрения, очень тонко и точно передавал то, что происходило тогда в городе: «После посещения Р. Никсоном Зеленограда (якобы, оно состоялось), Л. И. Брежнев задал ему вопрос: «Что на вас произвело самое большое впечатление?» – «Небоскрёб», – ответил тот. Л. И. Брежнев промолчал, так как о таком он ранее не слышал. Потом он позвонил первому секретарю Зеленоградского РК КПСС Л. Н. Ливинцеву и спросил: «Откуда там у тебя небоскрёб появился?» – «А мы «Флейту» на «попа» поставили».

Действительно, масштабы того, что было сделано в городе и на предприятиях, сравнимо с подъёмом «Флейты» на «попа»".
Ю.С. ФЕДОРЕНКО
Иванова Инна
30 июля 2012
"потому что полкилометра"
Как интересно. Во Флейте 500 метров?
Мы приехали в Зеленоград в 1998 году.Казалось знаю город совершенно.
Ирина Янкиеа
30 июля 2012
Во Флейте 500 метров?
""ДУРАКИ И ДОРОГИ"
... Строят подземный коллектор под тротуаром и вдоль придомовой проезжей части. Общая протяженность коллектора 500 метров как раз равная длине дома. Строительство ведется без всякой системы участками по 20 – 50 метров. ..."
19 Февраля 2012 года,"
Юлия Кравченко
30 июля 2012
Точная длина дома - 516 метров http://www.sovarch.ru/catalog/object/665/.
Пользователь Неизвестный
10 декабря 2012
я бы этому архитектору руки бы повыдирала, и тем кто строил этот дом - тоже. Как уже было сказано про заложников того, что квартиру ни продать, ни поменять - мы начали от безысходности делать ремонт. Мы недавно женаты, денег у нас не так много, но в нормальном доме бы хватило, а тут... Начали с окон, вставляли пластиковые окна, вы знаете, что творится под теми окнами, которые здесь были? СТЕКЛОВАТ, уйма стекловата, черного, мерзкого и в слой в 30 см по всему периметру окна. Далее сняли обои - ну то, что надо выравнивать стены, оно и так понятно (так везде), а вот то, что стену придется сносить между маленькой комнатой и ванной мы не расчитывали. Ну соответственно снова потом ее ставить. Пол - это вообще сказка. Видите ли этот мужик решил уменьшить нагрузку на дом, прошу заметить для того, чтобы он не свалился, не заливали полы бетоном. Когда мы сняли этот ужасный паркет, там творилось такое... даже не описать. Дыры в полах, а значит при заливке пола вполне можно залить соседей снизу - зашибись. Пыли столько, что приходится убираться три раза в день. Полы снимают в маленькой комнате-там треск, скрежет, а в это время начинает сыпаться стена в большой комнате. За проводку никто браться не хочет, типо дом такой, что лучше не браться вообще. Это нормальный дом?!!!! Возмущениям нет предела!
ааа... Глаз
11 декабря 2012
дом- общежитие такая атмосфера была в те годы когда его построили.http://www.youtube.com/watch?v=zH7QDfeXI_Q
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран