Первоклассники, каникулы, учёба: что обсуждали на встрече с руководством московского образования, о которой почти никто не знал 22.04.2016 ZELENOGRAD.RU
Когда откроют дополнительные списки для записи первоклассников, могут ли школы отложить каникулы, как они вводят второй иностранный язык и электронные учебники, что делать с неуспевающими учениками, для которых раньше работали коррекционные классы, какие новые школьные здания появятся в Зеленограде и где пройдёт ремонт — эти и другие вопросы прозвучали на встрече зеленоградцев с руководством столичного департамента образования, которая прошла 20 апреля в школе 1150.

На встречу ждали главу департамента, Исаака Калину, но приехал его первый заместитель Михаил Тихонов.

Где будем учиться

Главная новость — под учебный процесс передают здания бывших окружных управлений образования, которые год назад были реорганизованы. «Чиновничьи здания сегодня переходят к детям», — описал ситуацию Тихонов.

В Зеленограде это два здания детсадов в 4 микрорайоне — 411А и 430А. Их передают, правда, негосударственным образовательным организациям.

Такой же процесс идёт по всей Москве, всего с 2011 года за счет сокращения «надшкольных чиновников» были высвобождены площади в 68 тысяч кв.метров.

Цифры: За последние пять лет в Зеленограде отремонтировали 12 школьных зданий и построили несколько новых школ и детских садов — детский сад в 9 микрорайоне (2011 год), школу и детский сад в 23 микрорайоне (2014 год).

Уже начато строительство школы и детского сада в 17 микрорайоне — это будет инвестиционный проект, вместе с новым микрорайоном должна появиться и его социальная инфраструктуры.

С начала нынешнего учебного года закончен ремонт 842 школы в 1 микрорайоне, самой первой школы Зеленограда. Включены в план 2016 года по ремонту здание школы 854 — здание бывшего детского санатория, переданного из системы здравоохранения, — а также здание 1692 в 10 микрорайоне.

«Надеемся с сентября начать, наконец, ремонт Дворца творчества, чтобы с 1 сентября 2018 года обновлённый дворец принял детей», — сказал Тихонов. Ранее начала ремонта ожидали весной этого года, как рассказывала в интервью Zelenograd.ru Наталья Свиридова, директор Дворца творчества.

Кто про запись, а кто про каникулы

— Почему не открывают дополнительные списки будущих первоклассников?

— Организация приёма детей устроена так: в первую очередь директор подписывает приказ о зачислении в школу всех детей своего микрорайона. Эта запись давно идёт, я называл цифру — более 70% таких детей уже записались в школы. Все школы Москвы закреплены за микрорайонами города. Если родители выбирают школу на другой территории, нужно подождать 1 июля и попытаться записаться туда на свободные места. Таков общий порядок в Москве, он соответствует нормативным документам Минобрнауки России.

Цифры: С начала электронной записи первоклассников на будущий учебный год по Зеленограду уже зачислены в школы 1600 детей, 70% - переводом из дошкольной группы в школу внутри образовательного комплекса. В целом по Москве 4 из 5 семей выбрали для детей школу в районе проживания, чуть меньше — перевели детей из детского сада в ту же школу.

— Могут ли школы сократить сроки каникул, перенести дату окончания учебного года на более поздний срок, если в период учебного процесса деятельность школы приостанавливалась на карантин?

— Конечно, могут, только вряд ли они это сделают. Я со стороны школ такой инициативы никогда не наблюдал, вот почему: во-первых, даже если введён карантин, сегодня есть формы дистанционного обучения и возможности взаимодействия с учениками, которые можно использовать для проверочных мероприятий; во-вторых, в учебной программе всегда заложены резерв, который можно использовать.

Нововведения: второй иностранный и электронные учебники

— Идёт внедрение электронных учебников. Кто может или должен выбирать, по каким учебникам — электронным или бумажным — будут обучаться дети?

— Давайте будем говорить о некоторых формах эл.учебников, о том, что сегодня электронный учебник является частным случаем более удобным. В электронной части можно играть во всякие игры, разгадывать кроссворды, увлекательно проверять знания. Но сегодня ещё не стоит вопрос альтернативы, ребёнок не выбирает, что ему приятнее электронный учебник или обычный. Я могу предложить такой, может быть, спорны тезис: не торопитесь разлучать ребёнка с классической книгой. (аплодисменты в зале)

— Каким образом в столичных школах планируется введение второго иностранного языка?

— Он может быть введён по инициативе и по запросу родителей, при создании необходимых условий в школе. Второй иностранный будет вводиться для тех учащихся, чьи родители обратились с соответствующим запросом в администрацию школы, и решение о создании условий будет приниматься в Управляющем совете школы. То есть, сегодня это возможно.

Но мне рассказала Наталья Николаевна Федотова, директор этой школы: когда она ввела второй иностранный язык, и родители увидели увеличившуюся нагрузку на детей, они попытались дать задний ход. В итоге школа сделала такой режим — один иностранный язык обязательный, второй факультативный, вне учебной сетки. Это даёт большую свободу для манёвров.

Экзамены: ЕГЭ для учителей и ЕГЭ по базовой математике

— Могут ли родители проверить свои знания и сдать ЕГЭ в центре независимой диагностики?

— В марте в Зеленограде открылся Центр независимой диагностики, летом там еще будет ремонт, но зеленоградцы — 9- и 11-классники — уже получили возможность, не выезжая из города, проверить готовность к ЕГЭ и ОГЭ. Думаю, что с будущего учебного года ребёнок любого другого класса тоже сможет проверить там свои знания.

Тестирование там уже прошли тестирование около сотни зеленоградских выпускников, а также около 700 зеленоградских учителей («Молодцы!» — комментарий из зала). 700 педагогов решили для себя пройти процедуру ЕГЭ, чтобы, войдя в свои классы, сказать своим ученикам: «Делай как я!». Это очень ценная возможность, теперь можно заняться повышением квалификации учителей. Учителя, которые сделали такой выбор и достойно прошли тестирования, сегодня вправе смотреть в глаза детям и учить их, в том числе и на собственном опыте, готовя к сдаче ЕГЭ. Да, впрямую это не связано с аттестацией учителей, это такой инструмент подтверждения достоинства учителя.

— Правда ли, что в 11 классе выпускники сдают только базовый курс экзамена по математике? А в престижные вузы с базовым экзаменом по математике не берут.

— Математику поделили на базовый и профильный уровень по одной причине: есть вузы, у которых математика не относится к числу предметов для вступительных испытаний. Если относится — то нужно сдавать ЕГЭ по математике профильного уровня. До 1 февраля все дети и семьи должны были опеределиться, какие ЕГЭ они будут сдавать. Кто в силу каких-то причин опоздал или «проспал», вправе написать заявление, но надежда на положительное решение по этому заявлению будет только в том случае, если к нему будет приложено документальное подтверждение, почему ребёнок не заявился на этот экзамен в положенный срок. Тогда председатель городской госкомиссии вправе принять решение о включении его дополнительно в списки.

В этом году впервые на базовый ЕГЭ по математике в городе записалось более 10 тысяч 10-классников, в том числе зеленоградцев — это способ попробовать и подстраховать себя, по словам Тихонова. Сдача базового ЕГЭ по математике не препятствует получению аттестата, но не даёт возможности поступать в тот вуз, где математика есть в числе экзаменов. Это эксперимент, который пока не вызвал никакой отрицательной реакции — все считают его вполне разумным.

Профильное образование

— Не планируется ли открытие колледжей, в которых дети смогут учиться будущим специальностям после 8 класса?

— Нет, не планируем, а зачем? Я вижу в этом вопросе намек, не пора ли вернуться к реальным училищам, которые дают профессию, не давая серьёзного образования. Думаю, в ближайшее время ничего подобного не будет.

Цифра: 90% школ Зеленограда предлагают три и более профилей обучения в старших классах.

В 2015 году московские школы совместно с 14 техническими вузами и предприятиями города запустили инженерные классы — в Зеленограде это сделали лицей 1557 и школа 853. А также вместе с Первым Медуниверситетом и организациями здравоохранения в школах начали открывать медицинские классы. Тех и других по Москве уже более 50. Более 7000 школьников учатся в кадетских классах, которые провели уже второй набор — в Зеленограде они есть в пяти школах. В мае кадеты снова поучаствуют в параде на Поклонной горе.

В школах завершено общее переоснащение новым оборудованием, теперь его будут поставлять под конкретные образовательные программы — для инженерных или медицинских классов, «школам новых технологий» (первой из таких школ в Зеленограде стала школа 1353), для семинаров Курчатовского проекта.

«В Зеленограде профильные классы на базе вуза, как это делалось в Москве, не открывали, но почти все школы активно взаимодействуют с МИЭТом», — уточнил Тихонов. Кстати, по рейтингу Московского института открытого образования зеленоградский вуз занял одно из лидирующих мест в Москве с точки зрения полезности для учителей и повышения их квалицикации.

Школы для особых детей

— Как должны организовать режим дня ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в первом классе, на основании СанПиНов или школа самостоятельно решает, как будет работать продлёнка и будет ли дневной сон?

— Есть управляющий совет школы, он полномочен рассмотреть и решить этот вопрос. Самостоятельность школы сегодня — не пустые слова, закончилось то время, когда департамент образования своим приказом регулировал в мелочах деятельность школ. Сегодня даже положение об оплате труда каждая школа утверждает у себя самостоятельно, в рамках общих правил, которые вырабатывает департамент. Если речь идёт о ребёнке с особыми потребностями, с ограниченными возможностями здоровья, то выполнение СанПИНа необходимо, и это не может быть не услышано в управляющем совете школы.

Цифры: 591 школьник и 139 дошкольников в Зеленограде имеют инвалидность.

Для них актуально инклюзивное образование, которое, как заявляет департамент образования, активно развивается в столичных школах — и в виде нужной инфраструктуры для особых категорий детей, и в виде разнообразия образовательных программ. В московских школах инклюзивно учатся более 10 тысяч детей-инвалидов — около половины от всех таких детей, десятки тысяч педагогов подготовлены к работе с ними.

«Дети с особыми образовательными потребностями и дети-инвалиды могут учиться вместе со сверстниками, а не в специализированном образовательном учреждении. В прошлом году в число призёров финала Всероссийской олимпиады впервые в Москве вошли пятеро детей-инвалидов», — сообщил Тихонов.

— Будут ли возрождать в Зеленограде коррекционные школы? Известно, что после закрытия этих школ некоторые дети в обычных классах «не тянут» школьную программу…

— Я не знаю, что в Зеленограде закрылось из коррекционных школ. Вы имеете в виду интернат в 5 микрорайоне? Если говорить о состоянии здоровья детей, то мне кажется, что в полном объёме решает задачу школа в Малино. (Пояснения из зала: «Эта школа только для инвалидов, в неё ещё надо попасть, а есть дети, которым диагноз не поставили, но они на грани нормы…»). Хорошо, этот вопрос мы проговорим на Межрайонном совете директоров. Не должно быть утраты этой функции.

Цифры: В 2015 году в Зеленограде 137 подростков были привлечены к административной ответственности за разные правонарушения. Это почти в два раза меньше, чем в 2010 году. Сократилось с 300 до 200 число детей, стоящих на учёте в органах внутренних дел.

Это тоже «особые дети», для которых раньше в Зеленограде работала коррекционная школа 1710, а также спецшкола №8 для детей с девиантным поведением — они делили одно здание в 4 микрорайоне. Как малокомплектные и не универсальные, эти школы в 2011 году прекратили своё существование.


Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран