Контактная импровизация и BabyContact в Зеленограде 21.10.2015 ZELENOGRAD.RU
О том, что такое контактная импровизация и бэбиконтакт, что дают эти занятия и как они влияют на развитие взрослых и детей, Zelenograd.ru рассказала педагог, руководитель этих направлений в Зеленограде Татьяна Безроднова.


— Существует несколько определений понятия «контактная импровизация» — от танца до психологии. Какое определение дали бы вы?

— Контактная импровизация (КИ) — это свободный импровизационный танец, сочетающий в себе различные телесные практики — от современного танца, прародительницей которого явилась Айседора Дункан, до боевых искусств. В технике контактной импровизации есть элементы и понятия, знакомые из айкидо, цигуна, йоги, — работа с энергией, инерцией, центром и периферией.

Для меня КИ — прежде всего танец, то есть, в моем понимании — способ самовыражения, самораскрытия через движение. Здесь можно исследовать возможности своего тела во взаимодействии (контакте) с другими, опираясь друг на друга, взлетая по инерции, перемещая точку контакта; находить друг в друге поддержку, договариваться без слов и экспериментировать вместе. А уж если добавить эмоционально-лирический уровень (а без него на самом деле никуда), то получается вообще поэзия. В каждом танце своя история, своё настроение, у каждого танца свой образ.

КИ — это и танец, и игра, и полет, и драйв, и откровенный разговор, и медитация, и психотерапия. И намного больше. Это как жизнь — жизнь в зеркале танца.

— Требуют ли занятия контактной импровизацией каких-то танцевальных навыков?

— Нет, не требуют. Важно то, что вы хотите двигаться, танцевать, чувствовать свободу в теле и получать радость от движения.

Вообще, все люди по природе своей умеют танцевать, но некоторые почему-то в какой-то момент жизни забыли об этом. Вспомните, как танцуют маленькие дети. Они настолько свободны и естественны в своих движениях, что их не нужно ничему учить, а даже наоборот — можно у них учиться.

Когда человек приходит на контактную импровизацию и говорит: «Знаете, я никогда не танцевал, что мне делать? Наверное, у меня ничего не получится…», единственный ответ может быть: «Просто будь естественным, слушай музыку, слушай импульсы, которые рождаются в теле, двигайся так, как подсказывает тебе тело».

И самое интересное: когда люди позволяют себе расслабиться, отбросить стереотипы и танцевать в свое удовольствие, их движения становятся очень красивыми, гармоничными. И сразу становится заметным, как изменилось выражение лица, взгляд. Почему? Потому что в этот момент человек забывает о своей роли— успешного бизнесмена, или уважаемого юриста, или строгой учительницы, — и становится самим собой.

— Рост и вес человека при этом имеют значение?

Для танцующих КИ совершенно не имеют значения ваш рост, ваша комплекция и даже возраст. Потому что одно из правил КИ — заботиться о собственном комфорте, при этом чутко слушая своего партнера, и ничего не делать через силу. Каждый сам определяет свою нагрузку. Здесь нет, как в фитнесе, изматывающих упражнений на отдельные группы мышц. Мы просто танцуем и получаем удовольствие от танца.

Конечно, есть определенные принципы контактной импровизации, которые отличают её от других танцев. Такие как умение взаимодействовать через точку контакта, перекатываться, скользить; умение обмениваться весом; работа с костной структурой тела; ведение-слушание, баланс и другие. Кроме этого, на занятиях по контактной импровизации мы учимся технике безопасности, которая тесно переплетена с этими принципами — как мягко падать с партнёром, как брать партнёра в поддержку, как быть безопасным для себя и партнёра. КИ — не силовая гимнастика, и если я предлагаю партнеру поддержку, то знаю, как распределить опоры в теле, чтобы использовать как можно меньше мышечной силы.

— Само название говорит о том, что это взаимодействие с партнером. Значит ли это, что, как в классическом танце, мужчина должен танцевать с женщиной?

— Совершенно необязательно. В контактной импровизации могут танцевать и только мужчины, и только женщины. Хотя, конечно, когда танцуют мужчина и женщина, танец наполняется особой энергией.



В определенном смысле КИ — партнерский танец. Но не так, как, например, в танго, где есть постоянная роль ведущего у мужчины и ведомой у женщины. Здесь каждый может проявить инициативу, или, наоборот, поддержать инициативу партнёра. На занятиях я часто даю упражнения со сменой ролей — сейчас один ведомый, другой ведущий, а потом роли меняются.

— Под какую музыку танцуете?

— Под самую разную, в зависимости от настроения группы и исходя из того, что это импровизация. Зачастую это медитативная спокойная музыка, легкий джаз, но бывает и веселая, энергичная. Очень люблю включать классику в современной обработке. Иногда контактную импровизацию танцуют без музыки. Музыка ведь всегда диктует какие-то движения, потому что задает ритм, темп, настроение. А когда нужно, чтобы человек более тонко себя услышал, мы просто выключаем музыку, и в тишине получается совершенно удивительный танец.


Есть такой факт: однажды собрались танцоры и музыканты, и решили провести исследование: что останется, если из танца убрать все лишнее? Сначала убрали ритм, при этом танец остался; потом структуру, затем хореографию, затем музыку, но танец при этом остался. Танец возможен без музыки, и он может быть тонким, вдохновенным.

— Люди какого возраста могут прийти к вам на занятия по контактной импровизации?

— Вообще, КИ — практика для взрослых, но на мои занятия ходят семьи с детьми от семи лет.

Сейчас планируется отдельная группа «Танцуем всей семьей», куда могут прийти родители с детьми разного возраста. Организуется пространство, в котором всем интересно и весело, несмотря на то, что у детей разного возраста разный темп, разные запросы. В результате таких занятий между родителями и детьми возникают особые отношения — доверия и принятия .

— А верхняя планка?

— До такого возраста, пока человек хочет танцевать. У нас нет ничего обязательного в плане нагрузки, каждый регулирует свою нагрузку сам. Каждый берет столько, сколько может; каждый позволяет себе не больше, чем позволяет его подготовка. И всегда важно заботиться о том, чтобы мне и моему партнеру было комфортно.

— Люди приходят со своим партнером или выбирают его уже на занятии?

— Партнера выбирают на занятии, и в течение занятия мы много раз меняем партнеров. Когда я даю инструкцию выбрать партнера, я всегда задаю участникам несколько вопросов, чтобы они сами себе ответили на них: Что происходит в моей голове, когда мне сказали выбрать партнера? Я стою и жду, когда меня выберут? Или я беру первого, который рядом? Либо я выбираю того, кто мне нравится, либо я комплексую — а вдруг меня не выберут? Или я смотрю: уже всех хороших выбрали, а что мне достанется? То есть, помимо танца мы прорабатываем важные психологические аспекты, связанные с умением общаться, презентовать себя.


— В какие дни и часы проходят занятия?

— В этом году у нас новый зал (на «Элме») и новая группа. Сейчас мы занимаемся по вечерам во вторник и днём в субботу. Но, возможно, будет и утренняя группа, есть такие пожелания.

— В какой одежде и обуви лучше заниматься?

— Пусть это будет свободная одежда, в которой вам будет удобно двигаться. Мы танцуем босиком или в носках.

«Мы не учим детей танцевать, мы танцуем вместе с ними»

— Ещё одно направление, которое вы ведёте, — занятия «бэбиконтакт», танец с детьми.

Бэбиконтакт — это сочетание игры, танца, стихов, совместного движения и музицирования, где родители и дети учатся понимать и чувствовать друг друга на языке тела. Важный принцип: мы не учим детей танцевать, мы танцуем вместе с ними.

— О детях какого возраста идет речь?

— Вообще, можно танцевать с детьми любого возраста — только родившимися и даже еще не родившимися. И это очень приятно, безопасно, красиво и терапевтично. Но здесь, конечно, каждая мама решает сама. Я приглашаю на занятия мам с детками от трёх месяцев. С ребенком может прийти папа, бабушка, дедушка.

— Казалось бы, мама и так все время находится в телесном контакте с маленьким ребенком.

— Конечно. Женщина, родив ребенка, действительно находится с ним, что называется, 25 часов в сутки и зачастую себе не принадлежит, живет для ребенка, забывая о себе. А ведь еще надо уделить внимание другим членам семьи, приготовить еду, навести порядок в доме, погулять с малышом, да еще самой как-то выглядеть. Мама устает, выматывается.

На занятиях у нас создается такое пространство, в котором мама, не расставаясь с малышом, может хорошо отдохнуть, поиграть, потанцевать, пообщаться с другими мамами, понаблюдать, как растут и развиваются другие детки.

К тому же, это хорошая возможность вернуться в форму после родов, еще лучше почувствовать своего ребенка, получить истинное удовольствие от танца с малышом, развить его музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, а главное-наладить особый-телесный и эмоциональный контакт.

В бэбиконтакт, кроме танца, есть множество музыкальных развивающих моментов. Мы работаем с ритмом, со слухом, с ориентировкой в пространстве, с координацией. Например, есть ритмические массажи по телу, когда мамы поют или произносят прибаутки, ритмично прикасаясь к малышу, изображая то дождик, то ветерок: «Дождик-дождик, лей-лей, чтобы было веселей». Дети слышат ритм, чувствуют прикосновение, они телом впитывают эту музыкальность. Я даю им простые музыкальные инструменты: бубны, маракасы, колокольчики, различные свистульки, дуделки, показываю, как они звучат, и предлагаю подыграть в такт музыке. И в итоге это перерастает в такое всеобщее валяние, кувыркание, где мы стучим, дудим, кувыркаемся, играем с разноцветными лентами, летящими шалями, мячами, игрушками.

— Наверное, лучше заниматься уже с годовалым ребенком, чтобы он понимал, что делать с этим инструментом?

— Ему не обязательно понимать, что делать с этим инструментом. Он его исследует и играет с ним так, как может в своем возрасте. И в этом как раз и происходит развитие. Но чувствовать он уже умеет. И самое главное — он чувствует любящее присутствие и одобрение мамы. Однажды Чехову написали письмо: «Моему ребенку полгода. Когда я могу начать его воспитывать?» Он ответил: «Вы опоздали ровно на полгода». С детьми нужно начинать заниматься как можно раньше.

Дело в том, что мы не ставим задачу научить детей выполнять упражнения, делать то-то и то-то. Вся их жизнь — игра, и они познают ее, играя. Причем в раннем возрасте — через маму. Если мама включена в процесс, то включается и ребенок. Да мамы и сами с большим удовольствием повторяют потешки, прибаутки, звенят в колокольчики и стучат в бубны. Таким образом, для детей создается любящее и безопасное пространство, где они знакомятся со своим телом, учатся двигаться, чувствовать музыку и общаться между собой.

— Что нужно взять с собой на занятия?

— Для занятий вам потребуется свободная одежда: оптимально трикотажные брюки и футболка. Для ребенка возьмите сменную одежду, подгузники, еду, питье, любимую игрушку; для самых маленьких пригодится слинг. Если малыш еще не ползает — можно взять пеленку или одеяльце. В любой момент вы можете напоить, покормить и переодеть малыша. У нас всегда открыта дверь, и в любой момент, когда мама чувствует, что ей нужно побыть наедине с ребенком, уделить ему особое внимание — они могут выйти, никому об этом не докладывая.

— Как влияют такие занятия на детей, каков эффект?

— Самый близкий результат: все мамы говорят, что у детей после первых же занятий повышается аппетит и налаживается сон. Дети начинают общаться между собой — видят друг друга, узнают, тянутся друг к другу, слышат, повторяют друг за другом, обезьянничают; подпевают, раскачиваются в такт музыке, узнают песенки и радостно танцуют под знакомые мелодии. Если смотреть дальше — через музыку, эмоции, тактильные и зрительные ощущения дети развиваются гармонично, становятся более общительными, и впоследствии легко адаптируются в социуме. Это очень хороший момент, такая вот ранняя социализация, — в итоге ребенок вырастает без страхов и комплексов.

— Расскажите немного о себе.

— Я прежде всего музыкант, педагог, психолог. Преподаю музыку, занимаюсь телесными практиками, танцевально-двигательной терапией. Контактная импровизация для меня — это способ общения через тело, когда я умею или учусь договариваться без слов. И это очень помогает во всех областях жизни. То, как я танцую, ясно показывает мне то, как я живу. И если я что-то хочу изменить в своей жизни, я могу просто протанцевать свой запрос, или вопрос, или проблему. И поняв это в танце, мне становится понятно, как действовать в жизни.

8(965)281-99-12

http://contact-zel.livejournal.com/

vkontakte.ru/club25869835

http://vkontakte.ru/babycontact.zelenograd


Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама