1
Песок, вода и рисование: впервые в Зеленограде 31.03.2015 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd.ru — Елена Карабанова, художник и преподаватель зеленоградских Мастерских «Рукодельные праздники». На её занятиях дети и взрослые учатся сочинять и рисовать сказки на песке, изображать картины на поверхности воды в технике Эбру, которая пришла к нам из древней Турции, строить замки и страны из песка и кирпичей. А еще — не бояться слушать и выражать себя: искусство, необходимое не только чтобы стать художником, но и чтобы просто быть счастливым человеком.

— «Рукодельные праздники» и их мастерские — это про что? Как вы появились в Зеленограде?

— Наша студия Мастерские «Рукодельных праздников» — отдельный проект команды «Рукодельных праздников», которая работает в Зеленограде и не только. Она появилась лет пять назад: в компании моих друзей у всех были маленькие дети, всем интересно было что-то мастерить, рукодельничать, а еще мы любили праздники. Сначала мы показывали детям маленькие спектакли, сделанные своими руками, организовали домашний детский садик, и как-то это все вылилось в «Рукодельные праздники» — творческое объединение рукоделия, спектаклей, детских эколого-приключенческих игр и квестов. Живая сказка это самое прекрасное местечко, где может очутиться малыш!

Теперь у нас есть уже полноценные цветные теневые спектакли с музыкальным сопровождением, большинство из них мы придумываем сами, как и праздники, дни рожденья с индивидуальным сценарием и спектаклем. У нас много увлекательнейших проектов. Спектакли мы дополняем маленькими мастерскими, мастерим браслетики, амулеты и другие интересные вещи. Так и появились Мастерские «Рукодельных праздников» с рисованием сказок песком, с рисованием на воде, это мое детище и мой проект. Таких занятий в Зеленограде еще не было, и я рада познакомить с этим зеленоградцев, больших и маленьких.

— Почему рисование на песке и на воде — такие необычные материалы и техники?

— Я художница, рисование — это моя страсть, жизнь и мечта. Я рисую практически всем, даже вырезание фигур для теневого театр это тоже рисование ножом по бумаге. Но особенно меня завораживает рисование песком и рисование на воде. Эти материалы интересны своей необычностью, они очень пластичны, близки человеку и природе. У меня есть определенный взгляд на воспитание детей, и природа занимает в нём большое место. Пастелью рисовать мы умеем, акварелью умеем, а вот рисовать на воде — это совершенно другой мир, это воодушевляет и открывает новые возможности. Каждая капля, которая попадает на поверхность воды, растекается в круг, это тоже очень природный символ. И вода при этом не совсем обычная — она загущена специальным порошком из колючки, мха, у него очень интересный состав.

— Похоже на алхимию, волшебство — то, что нужно для детей?

— Да, детям это всё очень интересно, поэтому они раскрываются и не боятся творить. Гиперактивным детям вообще полезно рисовать на воде или песком, это успокаивает. Есть много исследований, которые доказывают, что час игры с песком снимает у ребенка стресс за целый день. К тому же, песком не обязательно рисовать «правильно», как в настоящей песочной анимации — с ним можно просто играть. А мы пошли чуть дальше и стали сочинять и показывать с детьми песочные сказки, учить их делать это.

Песочные сказки: «Просто побыть в детстве»

— Рисование песком отличается тем, что нет угрозы ошибки? Наверное, это успокаивает не только детей — даже взрослые иногда попросту боятся рисовать…

— Конечно, я всегда говорю ребятам: это всего лишь песок! Я их не ругаю, хвалю за каждое удачное начертание какой-то фигуры, за новую идею, все выдумки и фантазию, ценю инициативу самого ребенка. Сначала ребенок приходит и боится сделать даже лишнее движение. А потом… даже трехлетний карапуз, когда у него что-то не получается, повторяет «Это просто песок!» и продолжает рисовать. Всё можно подправить легким движением руки или просто сделать, как будто так и надо. Рисование на песке вышло из наших теневых спектаклей, это то же самое — игра тени и света.

— Песок подсвечивается снизу?

— Да, для рисования на песке у нас световые столы, на которых очень хорошо видно, как фигуры оживают, особенно если выключить свет. Даже зайчик, нарисованный трехлетним малышом, кажется живым и настоящим, пусть даже у него три уха и десять лап — он вот-вот сейчас прыгнет! Это тоже своего рода волшебство.

— А как вы рисуете песочные сказки? Это какие-то сценки, шаг за шагом прорисовывается сюжет?

— Сказки — это моя идея, плод бессонных ночей. Мы начинаем рисовать с того, что учимся каким-то определенным приемам, которые помогут в рисовании песком. И постепенно переходим сначала к маленьким сказочкам, самым простым: например, цветок открывается, потом закрывается, появляются звезды, они плавно переходят в солнышко. С ребятами постарше, которые занимаются дольше, мы начинаем рисовать настоящие сказки. Наш «хит» это «Пузырь, соломинка и лапоть». Кстати, оказалось, что многие дети не знают обычных русских народных сказок, в том числе и эту прекрасную сказку с глубоким смыслом, поэтому им очень нравится не только процесс рисования. Некоторые моменты рисования я упрощаю…

— Под возможности художников, которые пришли на занятие?

— Да, каждую сказку я вначале прорисовываю, продумываю сама и делаю это достаточно долго и кропотливо, чтобы потом для детей что-то упростить. Наверное, все видели песочную анимацию, которую показывают под прекрасную музыку — такие песочные сказки есть у «Рукодельных праздников». Но детям так рисовать очень сложно. Даже от взрослого это требует не один месяц работы и огромное сосредоточение. Для детей у нас всё проще: пузырь рисуется, например, кулачком, соломинка пальчиком, лапоть — ладошкой ковшиком. И когда всё продумано, у детей получается плавно и спокойно рисовать, одна сюжетная линия перетекает в другую и складывается сказка. А заканчивается она обычно каким-то интересным событием: например, пузыри мы лопаем, это очень всем нравится, или спасаем кого-то. Мы и сами придумываем сказки — не все сказки, которые я рисую с детьми, взяты из книг. Немножко юмора, немножко философии…

— Вы просто сочиняете сказки на песке?

— Это может быть просто одна длинная история, которую рисуют и рассказывают практически сами дети. Особенно это любят те, кто уже позанимался у нас — они знают, как сделать определенную форму или предлагают свой вариант рисования, это тоже здорово. Когда я вижу, что у детей сегодня нет настроения для сказкотворчества, мы можем просто играть с песком: строить домики, брать игрушки, цветные камешки и рисовать красивые картинки. У нас есть настоящие полудрагоценные камешки, целая россыпь — агат, опал, лунный камень, тигровый глаз. Есть стеклянные шарики, обычные камешки разных форм. Иногда кто-то хочет рисовать слона, кто-то кошку, кто-то единорога, и я помогаю каждому воплотить его идею. Дети общаются друг с другом, у нас свободная атмосфера, звучит красивая фоновая музыка, которую я специально подбираю практически к каждому занятию.

Есть и большие цели, к которым мы потихоньку готовимся. В конце года у нас будет открытый урок — мы будем рисовать и показывать, как растёт дерево, от маленького зернышка и ростка до большого ветвистого дуба или яблони, через все четыре сезона. Для этого тоже подобрана музыка, рассчитано время, чтобы ребенок успел нарисовать картинку, и весна плавно переходила в лето, лето в осень и так далее. У нас были уже маленькие открытые уроки для родителей, дети рисовали сказки, через камеру и проектор всё отображалось на экране, а взрослые садились в кресло и становились зрителями.

— Когда дети уходят с занятий, им, наверное, хочется забрать песок домой и там продолжить рисовать?

— Конечно, они часто просят подарить им немножко песка или какой-нибудь красивый камешек — я им насыпаю в пакетик. Но самое главное, что им хочется вернуться! Такое рисование даёт им возможность раскрываться и немного поиграть. Есть занятия, где им нужно трудиться и работать — в спорте, на уроках английского языка, некоторые ходят на логику лет с трех. А у нас они могут просто побыть в детстве, поиграть, порассказывать сказки.

— На детей какого возраста рассчитано песочное рисование?

— У нас ходят ребята с трех лет, есть даже младше. Мы придумали такое деление: «карапузы» 2-4 лет — с ними мы больше играем, у нас есть песочница с цветным песком и игрушками, там можно сделать озеро, насыпать горку. Есть «сказочники», примерно от 4 до 6 лет, а 6-7 лет и старше это «маленькие волшебники». Есть и занятия для взрослых. Для каждой возрастной группы своё рисование — и песком, и на воде, свой подход к группе.

Рисование на воде: таинственное турецкое Эбру

— Рисование на воде уже не связано со сказками?

— Да, но это волшебство своего рода, потому что всем известно, что на воде рисовать невозможно — а оказывается, можно приручить краски и воду и создавать прекрасные картины всего лишь тоненькой палочкой. Это древнее восточное искусство с тысячелетней историей. Считается, что оно пришло с Востока и прошло Шелковый путь, примерно как шелк распространялся по миру, так же распространилось и искусство Эбру. Европейцы впервые познакомились с ним в Турции, поэтому считается, что Эбру — турецкое искусство. Оно достаточно «канонизировано», есть стили и техники рисования, книги по Эбру, правда, на русский язык ни одна не переведена, поэтому приходиться читать их на английском. Процесс подготовки раствора и красок строго регламентирован: чего, сколько и как размешивать — сам по себе интересный процесс. Это целая наука — древняя, загадочная и даже немного непостижимая, как и все восточное.

— В Эбру специальная вода или специальные краски?

— И специальная вода, и специальные краски, специальным образом разведенные — просто так взять краски и воду и порисовать не получится. Краски это минералы, травы, растения, глины. Составы для воды и красок держатся в секрете, всё это приходится покупать, поэтому искусство Эбру — не дешевое, материалы довольно дорогие. При этом я стараюсь, чтобы рисование на воде было доступно для зеленоградцев. Есть еще специальные палочки-шила, бумага…

— Которую обмакивают потом в рисунок на воде?

— Да, причем можно окунать не только бумагу — переносить рисунок с поверхности воды можно на ткань, на шелк, на деревянные поверхности, что мы и используем в работе. Можно украсить сумочку или шейный платок, футболку или деревянную шкатулку…

— Песочная анимация уже как-то известна, а про Эбру я впервые услышала от вас.

— В Москве есть центр рисования Эбру, где я проходила обучение пару лет назад, и сейчас иногда приезжаю туда на интересные мастер-классы по разным техникам или когда их проводит какой-то именитый художник из Турции. Я совершенствую свое искусство, хотя вроде все так просто: взять воду, взять краски, набрызгать и получается шедевр. На самом деле это только кажется. Сначала ваша капля краски на воде превращается в кружок, потом вы можете создать из нее бабочку или цветок, нарисовать дельфина или медузу, прекрасный подводный мир…

Цветочное Эбру, традиционное турецкое направление, очень сложное. Чтобы научиться рисовать один цветок, его нужно нарисовать раз 50 или 100, чтобы получилось то, что должно получиться. Столько нюансов и столько неожиданностей, все зависит от мельчайших вещей: правильно ли приготовлена вода, насколько она загущена, как размешаны краски, как они хранились, какое вообще настроение этих красок сегодня или как дрогнула рука. Взял случайно лишнюю капельку краски — можно начинать всё заново.

Большинство мастеров рисует не классическое турецкое Эбру, а фантазийное Эбру — оно проще, интереснее, дает еще больше возможностей для творчества. Начиная рисовать, понимаешь, что это безграничный художественный мир и еще огромный мир опыта. Можно попробовать так и эдак, и каждый раз получается что-то прекрасное и неповторимое. Рисование на воде — это ваша фантазия, безграничное поле для творчества. Это как калейдоскоп.

— Повернул чуть-чуть — и уже другая картинка?

— У нас есть на занятиях калейдоскоп с полудрагоценными камнями, причем открытый — дети могут выложить камешки, какие хотят, и мы специально вдохновляемся, рассматриваем, крутим калейдоскоп. Эбру похоже на процесс образования драгоценных камней. Срез агата, наверное, отчасти передает красоту Эбру, это невозможно красиво…

— Для детей и для взрослых ваши занятия Эбру различаются?

— Да, детей я разделила примерно так же: «карапузы», «сказочники» и «юные волшебники», по сложности рисования. Рисовать на воде может одновременно 4-6 ребят или взрослых. Эбру мы рисуем в лотках разного объёма. Малышам и новичкам прекрасно подходит формат А4, размер обычного альбомного листа. Те, кто хочет заниматься более серьезно, рисуют в лотке формата А3 тоже для переноса рисунка на бумагу. Для детей это развитие фантазии и воображения, мелкой моторики и внимательности. Увлечение любым искусством — это гармоничное развитие ребёнка.

Для тех, кто хочет совсем погрузиться в мир Эбру, есть световые лотки — они подсвечиваются, как и песочные, и вот тут рисование на воде превращается в самую настоящую медитацию. На них нужно рисовать час, два, три часа, потому что это самый большой формат, чтобы заполнить всё поле требуется терпение. Эбру — это еще и искусство терпения, сосредоточенности, погружения в себя, это небыстрый процесс. Все нужно делать плавно, аккуратно, спокойно, и думать. Рисование на воде переворачивает у многих представление о рисовании вообще, а большинство и вовсе не слышали о том, что такое есть. От одной двух картин можно очень устать, но всегда хочется еще раз попробовать. Входишь во вкус, появляется ощущение азарта.

— А собственную картину Эбру можно принести домой, сохранить? Картину на песке с собой не заберешь, разве что сфотографируешь…

— Конечно, можно забрать с собой работу или даже потом её дорисовать. У нас есть занятия, на которых мы доделываем рисунки. Так же после Эбру получается много эскизных черновых работ, которые мы потом используем на других «мастерилках» — делаем из этой бумаги красивые открытки, альбомчики, получается такой мини-скрапбукинг. Можно делать из неё фигурки оригами, красивые закладки с шелковыми хвостиками. У нас ничего не пропадает, даже черновики:)

Уроки песка и воды

— Где проходят ваши занятия?

— До сих пор мы проводили их в «Читай-Болтай», семейном книжном клубе-магазине, несколько раз в неделю. Теперь нашей площадкой станет также Мастерская «Урок труда», которая только что открылась в Зеленограде. А еще нас зовут на разные интересные площадки, мы такие «летучие» мастерские.

— И желанные гости на любом фестивале — я видела вас на фестивале науки в Менделеево, вокруг вашего стола была плотная толпа, все стояли и рисовали.

— Потому что это интересно. Песочные столы или Эбру всегда привлекают внимание детей и взрослых. Поэтому мы не ограничиваемся каким-то одним местом, а можем приехать к кому-то, как с теневым спектаклем, так и с мастерской или со всем вместе. Мы изначально были очень мобильны и сейчас ничего не изменилось. И песок, и вода очень вписываются в наши «рукодельные праздники», в живые сказки, в наше представление о том, каким должен быть праздник для ребенка и каким должно быть развитие ребенка.

— В Зеленограде ваши занятия уже востребованы?

— Да, в Зеленограде очень умные, образованные и очень любознательные люди. Это маленький городок с большими возможностями:) Нас приглашают, когда хотят устроить ребенку не банальный день рождения, а что-нибудь необычное, интересное, где детей бы не просто развлекали, а они сами принимали активное участие в сказке. Или были безумно рады и счастливы от встречи с любимым персонажем.

У нас есть свои любимые образы и персонажи, например, котёнок Финдус из книг Свена Нурдквиста. Мы даже проводим «Приключенческие беговелогонки с Финдусом» каждый год весной и осенью, у которых всё больше поклонников — в этом году мы их еще даже не объявляли, а желающих уже на две команды. Приходится придумывать новые препятствия, новые интересные проделки Финдуса, чтобы детям, которые уже участвовали, было бы так же интересно, как в первый раз.

Кроме песочного рисования и рисования на воде у меня есть «кирпичные игровые» и живые чтения книг. Мы играем с кинетическим песком, с кирпичиками, причем каждое занятие тематическое. Например, мы читаем книжку про трёх поросят, строим домик для поросят, на который будет дуть волк. Или, например, живое чтение проходит с настольными играми. Игра это мое второе сильное увлечение после рисования.

— С кем интереснее работать — с детьми или с взрослыми? Нет ли у Мастерских «Рукодельных праздников» планов открыть взрослую студию по рисованию на воде или песочной анимации, с длительными и серьёзными проектами?

— К нам приходят взрослые на песочное рисование и Эбру. Есть родители, которые пришли компанией, есть просто люди, которые хотят попробовать. Некоторые рисуют с осени. Одна моя ученица готовиться в мае на своей свадьба показать песочную анимацию, которую мы продумываем вот уже четыре месяца. Это будет подарок мужу и гостям — нарисованная на песке история их знакомства и любви. Сюжет у нас готов, осталось только работать и работать, потому что тут нужна именно мышечная память рук — чтобы рисовать практически на автоматизме, и рисовать много.

— Это будет живая песочная анимация, не в записи?

— Да, живое исполнение, а это еще сложнее. С другой стороны — песок успокаивает. Когда начинаешь рисовать, первую минуту-две еще сложно, еще дрожь в руках и песок прилипает, а потом всё отходит на второй план, остаешься ты, песок, свет, и даже глаза уже не поднимаются от стола. Каждое движение должно быть четким, нужно полное сосредоточение.

— У вас на логотипе две черепашки — почему?

— Это вышло совершенно случайно :) Но всем деткам эти забавные черепашки очень понравились. Мы решили назвать водяную черепашку — Эбру, а сухопутную — Сэнд, и сделать их нашими постоянными друзьями. И даже придумали про них сказку…

Мастерские «Рукодельных праздников» Вконтакте и в facebook - расписание ближайших занятий:

  • 1 апреля (среда), 16:00 и 17:00, Мастерская «Урок Труда» - «Рисуем на воде. Эбру» (возраст 7+)
  • 2 апреля( четверг), 16:00, 17:00 и 18:00, книжный магазин-клуб «Читай-болтай» - «Песочные сказки»
  • 3 апреля (пятница), книжный магазин-клуб «Читай-болтай» — 16:30 Кирпичная игровая, 18:00 «Живое чтение». Продолжаем читать «Коралину» Нила Геймана (глава 6-8) и будем мастерить «Ловец снов».
  • 5 апреля (воскресенье), 11:00—16:30 «Рисование на воде. Классическое и современное Эбру» и Мастерилки на Весенней Благотворительной Ярмарке изделий ручной работы в РЦДИ «Ремёсла» (Зеленоград, корпус 1124).
  • 5 апреля (воскресенье), 17:00 и 18:00, Мастерская «Урок Труда» — «Рисование на воде. Эбру» (возраст 7+ и 10+)
  • 6 апреля (понедельник), 16:00, Мастерская «Урок Труда» — «Песочные сказки»

Запись на занятия — по телефону +7(916)755-3883.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Зеленоград Зеленый
1 апреля 2015
Все хорошо, но дороговато ...
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран