Бизнес-омбудсмен: «Я могу лишь вашу боль донести до мэра» 22.04.2014 ZELENOGRAD.RU
Несмотря на раннее время, несколько десятков зеленоградских предпринимателей пришли на встречу с московским уполномоченным по защите их прав Михаилом Вышегородцевым. После обсуждения с предпринимателями актуальных проблем о возможностях и ограничениях на новом посту бизнес-омбудсмен рассказал корреспонденту Zelenograd.ru.

— Сейчас на встрече с предпринимателями вы несколько раз подчёркивали, что занимаетесь в первую очередь нарушениями их прав. Но большинство прозвучавших жалоб не о нарушениях — чаще звучали эпитеты «маразм» и «абсурд». С этим вы можете бороться?

— Самое большее количество жалоб всё-таки — на сегодняшнюю политику, за которую я не могу отвечать. В Москве есть департамент, который отвечает за политики в отношении предпринимателей. Есть те, кто отвечает за ЖКХ, за строительство, за имущественно-земельный комплекс.

Вот посмотрите: ко мне прошлом году, когда я еще не был назначен уполномоченным, пришли предприниматели, которые показали, что из-за того, что они банкроты потому что город изменил условия работы на рынке ЖКХ, создавая государственные эксплуатирующие организации ГБУ «Жилищник». Они говорят: «Мы начали работать, готов были участвовать в конкурсах на уборку, взяли в лизинг уборочную технику и вдруг город изменил правила игры». С одной стороны, я их понимаю — им кранты, они банкроты, они никогда не отдадут, потому что у них нет заказов, эти деньги лизинговые. С другой стороны — никаких законов, постановлений не нарушено.

Я им говорю: «Ребята, я могу лишь эту боль, эти проблемы донести до мэра». Точно так же, когда я попытался донести проблемы хлынувших ко мне предпринимателей нестационарной торговли. С момента моего назначения уполномоченным, у меня, наверно, было десятка два обращений как от ассоциаций предпринимателей нестационарной подуличной торговли (в подземных переходах), так и владельцев отдельных объектов. Они говорили «ну все, у нас бизнес завершен с учетом принятых решений».

А Сергей Семёнович мне расписал новую политику в их отношении: что вот в 2012 году город выделял в виде субсидий на содержание пешеходных переходов 300 миллионов рублей. В 2013 году — 250 миллионов рублей, а в 2015 году — ноль. Я говорю: «Почему?». А потому, что мы дали возможность «Гормосту», который эксплуатирует переходы, самим строить торговые павильоны и самим их сдавать конечным продавцам. Таким образом, доход «Гормоста» выше 300 миллионов. То есть, по сути дела мы из бюджета теперь 300 миллионов «Гормосту» не выделяем, он эти деньги зарабатывает сам.

С точки зрения хозяйственника, я мэра в этом поддержу. С точки зрения предпринимателя, я, конечно, не согласен с такой политикой. При этом нарушения прав конечного торговца нет. Может быть, даже цена аренды сохранится, потому что я не уверен, что сегодняшние арендодатели не выжимают последние соки из этого конечного торговца. Поживем-посмотрим.

Я это говорю к тому, что есть разные жалобы. По одним я могу очень активно в работу вступиться — проконсультировать, дать своего юриста, подать иски в суд от имени предпринимателей. А по другим — ну вот так изменилась политика, изменились приоритеты. Подать иск и оспорить это практически невозможно.

Встреча с зеленоградскими предпринимателями

— Вы говорили, что одна из ваших задач — выступать медиатором между бизнесом и властью. У вас сейчас есть возможность обратиться напрямую к мэру. А он прислушивается или говорит новая политика ему нравится?

— Безусловно у меня сейчас есть возможность доносить проблемы бизнеса напрямую, минуя всех, до мэра. Мы договорились, что у нас будут регулярные встречи, и они уже проходят. Первая встреча была не так давно, на ней мы обсуждали проблемы нестационарной торговли. Но мы договорились с мэром, что я не буду ему носить локальные проблемы конкретных предпринимателей, а буду ходить с обобщенными проблемами.

В частности, почему на сегодняшней встрече я ухватился за проблему торговли квотами на привлечение мигрантов. Потому что уже не первое такое обращение ко мне идет, когда отказывают под надуманным предлогом (ну вот как я привёл пример, что отказали в привлечении в тайский ресторан повара из Таиланда потому что его можно найти на территории РФ). То есть сначала город отказывает, но после оплаты по известным из интернета тарифам тут же приносят на блюдечке с голубой каемочкой это разрешение, оформленное тем же городом. Это значит, просто-напросто есть коррупционная составляющая, где каждый получает откат. И об этом нужно мэру доносить — он очень активно реагирует на коррупционные дела.

— А по земельным отношениям удаётся обобщить проблемы?

- Не проходит недели, чтобы я с [руководителем департамента имущества Владимиром] Ефимовым не проговаривал те или иные проблемы. При этом часть предложений он категорически не воспринимает, мотивируя тем, что «мы встречаемся с зеленоградскими предпринимателями и после разъяснения они свои претензии снимают». Ну надо значит эти претензии обобщать, разъясняя, что чудес не бывает — бизнес уйдет и город потеряет свои доходы.

Проблема в чем заключается? Вот если бы господин Ефимов отвечал за то, что он половину московской земли еще не включил в кадастровый оборот, и у него заработная плата зависела бы от этого, то он только и делал, что этой работой занимался. Ни у одного чиновника не возникает ответственность, что городское помещение год может стоять не сданное в аренду. Ни у кого.

Сопредседатель координационного совета предпринимателей Зеленограда Артур Алексанян

— Как раз это здесь называли маразмом и абсурдом. Вот с этим вы что можете сделать?

— Если не воспринимает это Ефимов или, условно, [руководитель департамента торговли Алексей] Немерюк, то у меня есть возможность доказать маразматичность какого-то решения заместителю мэра Наталье Сергуниной. Если не Сергуниной, то самому мэру. Ещё существует доклад федерального уполномоченного президенту.

— Вы сейчас вскользь упомянули, что Ефимов — наш земляк, да и вы сами тоже наш земляк. Вы прекрасно понимаете, что Зеленоград лишь административно Москва, но экономически — нет. Можно ли рассчитывать на дифференцированный подход к разным районам Москвы, учитывая их расположение?

— Я считаю, не только можно, но и нужно, потому что помимо Зеленограда есть Новая Москва. Вообще — есть разная Москва. Есть центр, а есть Бирюлево или Бутово. Есть совершенно убитые территории, но там тоже есть жители, которые хотят покупать рядом с домом продукты. Когда там разыгрывается, к примеру, земельный участок под строительство какого-то объекта за немеряные суммы — это дикость.

— Есть ли какие-то специфические зеленоградские проблемы, которых нет в Москве?

— Я сегодня как раз выезжал от Андреевки к «Ашану» — тут же вдоль дороги стоят палаточки. А на стороне Зеленограда ничего нет. Житель перешёл на другую сторону дороги и купил там. Это значит, что бюджет Московской области получает деньги, которые мог бы получать наш бюджет. Тому же Ефимову, который сам из Андреевки, я говорил: «Слушай Володя, но ведь специфика Зеленограда такова, что если мы сейчас здесь пережмем, они перейдут в Московскую область». Это проблема не только Зеленограда, а всех удаленных территорий.

Вслед за торговлей будут уходить и производства. Мне сообщили инсайдерскую информацию из администрации Московской области, что губернатор Воробьев, надо отдать ему должное, приказал своим чиновникам ни на рубль не повышать земельных платежей. Потому что, как он сказал, мы таким образом получим сейчас из Москвы всех, а потом будем работать. Молодцы, что могу сказать.

— Кроме должности бизнес-омбудсмена вы также возглавляете московское отделение партии «Гражданская платформа». В сентябре в Москве изберут новую городскую думу. Если предположить, что ваша партия набирает большинство в Мосгордуме, то какие будут её первые действия по развитию и поддержки бизнеса?

М.Н. — Наверное, больших законов я бы не стал принимать, а принял бы долгосрочную — минимум 10-летнюю — программу поддержки малого бизнеса. Важно, что такую программу должно принимать не правительство Москвы, а Мосгордума. Такую программу сложнее менять. Потому что приняв ее и привязав к деньгам с перспективой на 10 лет, Дума должна выделять финансирование в бюджете на эту программу, должна отвечать за ее реализацию и выполнение целевых показателей.

Если бы Мосгордума занималась этой долгосрочной программой, у нее была бы больше ответственность, она больше была бы вовлечена в эту работу. Поэтому возможным депутатам от «Гражданской платформы» я бы порекомендовал выйти с инициативой уйти от краткосрочной программы поддержки малого бизнеса, которая реализуется так — в начале года заявляется о том, что она будет, допустим, два миллиарда рублей, но по итогам года реализуется процентов 60.

— То есть важно, чтобы Дума взяла на себя больше ответственности за судьбу малого бизнеса?

— Именно. Потому что сегодня в Москве в малом бизнесе работают два миллиона человек. Если считать с семейным коэффициентом — папа, мама и ребенок — шесть миллионов, половина Москвы. А малый бизнес — это вообще-то социальное явление. Половина из них — это люди, которые занимаются собственным бизнесом, вместо того, чтобы идти на биржу труда и просить пособие по безработице.

Благодарим сопредседателя координационного совета предпринимателей Зеленограда Артура Алексаняна за помощь в организации интервью.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран