Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Интересное16 марта 2016 12:00

Максим Ликсутов: Скоро слово «маршрутка» канет в Лету

Заммэра Москвы — о новых автобусах, расширении зоны платной парковки, оплате билетов метро банковскими картами и судьбе монорельса [аудио, видео]
Заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Фото: Евгения ГУСЕВА

Антонов:

- Друзья, мы в прямом эфире на Радио «Комсомольская правда». Итак, заранее приехал заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

Ликсутов:

- Доброе утро.

Антонов:

- Екатерина Шевцова и Светлана Олифирова здесь. Вопросов огромное количество накопилось. Поэтому Максим Станиславович сегодня будет оперативно, тезисно отвечать.

Шевцова:

- Если не успеем ответить на все вопросы, мы их соберем, Максиму Станиславовичу передадим.

Ликсутов:

- А мы на сайте transport.mos.ru опубликуем все ответы на вопросы, которые соберем.

Шевцова:

- Начнем разговор с общественного транспорта. Насколько я знаю, маршрутки переходят на новую систему работы. И теперь они будут ходить по городскому расписанию, с оплатой проезда по обычным билетам, с льготами, что, кстати, тоже очень важно. Первые три маршрута уже открылись. В каких районах Москвы обновленные маршруты появятся? Какие планы и насколько все это будет быстро?

Ликсутов:

- Появятся обновленные автобусы практически во всех районах городах. Скажем так, в 95 процентах. Хочу сказать, что само слово «маршрутка», надеюсь, потеряет тот смысл, который мы все в него закладываем. Будет обычный городской автобус, по примеру тех автобусов, которые были у городского перевозчика «Мосгортранса», где работают все без исключения городские билеты, и только они. И все те граждане, жители города Москвы и не только, которые имеют право на льготный проезд, смогут воспользоваться своим правом на всех без исключения маршрутах города. Автобусы будут стандартного нашего синего цвета. Любой автобус, который придет, не надо будет выбирать, как раньше, вот здесь льготы работают, здесь не работают, здесь городские тарифы, здесь не городские тарифы. Вот такого больше не будет.

Шевцова:

- То есть будет единый тариф.

Ликсутов:

- Примерно с мая по сентябрь не будет единый тариф, будет то меню городское, которое работает во всех автобусах сегодняшних «Мосгортранса». Если у вас есть билет на 60 поездок либо безлимитный билет, единый билет, вы сможете им воспользоваться на всех без ограничения автобусах.

Антонов:

- На что вы предлагаете поменять слово «маршрутка»? Оно так вошло в лексикон.

Ликсутов:

- Я предлагаю это слово «маршрутки», которое у большинства людей все-таки ассоциируется с таким неказистым небольшим автобусом, обклеенным рекламой, я думаю, надо поменять его на слово «городской автобус».

Антонов:

- «Это не шутки, мы встретились в городском автобусе…»

Олифирова:

- Ой, ну невозможно! Давайте будем называть «шаттл».

Ликсутов:

- Нет, вообще это обычно такой автобус, который ходил между точками, например, городской автовокзал – аэропорт, или что-то такое. Это городской автобус. Обычный городской автобус, который… Автобусы большие, которые с «гармошкой», вы же не назовете их маршруткой, и никогда не называли. Городской автобус – я думаю, что надо уже привыкать к тому, что это будет нормальный городской автобус.

Олифирова:

- Может быть, конкурс объявить? Как карту «Тройка» называли.

Ликсутов:

- Если предложения будут, будем рассматривать, конечно.

Шевцова:

- Те люди, которые сидят за рулем маршруток, они изменятся? У них будут другие критерии отбора? Гражданство проверять будут ли, права, дополнительные экзамены? Сейчас есть вопросы к некоторым.

Ликсутов:

- Я тогда скажу два слова об основных принципах, которые легли в основу. Первое. Мы провели конкурс и заключили государственные контракты на 5 лет со всеми перевозчиками, которые победили. У нас выиграло 8 перевозчиков. У нас сейчас 30 % - это перевозки осуществляют частные компании, 70 % - наш городской перевозчик. Вот это соотношение такое же примерно и осталось. Второе. Коллеги – частные перевозчики – должны будут купить 2 тысячи новых автобусов. Соответственно, москвичи получат новый обновленный подвижной состав. Поэтому я и предлагаю слово «маршрутка» забывать, потому что это будут качественные хорошие автобусы. И вложат частные перевозчики почти 10 млрд. рублей в то, чтобы обновить автобусный парк. Далее. С учетом того, что автобусы будут использоваться большей вместимости, чем эти маленькие автобусы, которые работают сейчас, или маршрутки, как вы их называете, - то количество пассажирских мест будет почти на 30 % больше. То есть на ряде маршрутов, где есть дефицит пассажирских мест, москвичи увидят, что можно вполне спокойно сесть. Все они будут оборудованы кондиционером. И будут работать только городские билеты. Никаких «передайте деньги водителю», еще какие-то нюансы – вот этого больше не будет. Будет обычный валидатор, как на городских автобусах. И будут работать только городские билеты. И все проездные, какие есть.

Олифирова:

- А вот это будет: «Остановите у того столба!»?

Ликсутов:

- Нет. Есть остановки. Мы лучше подумаем вместе с органами ГИБДД дополнительную остановку поставить, но выходить там, где придется, к сожалению, нельзя, это запрещено и сейчас. Многие пренебрегают этими правилами. Лучше попробуем установить дополнительную остановку, если это нужно, чем просто высадить человека на проезжую часть.

Шевцова:

- Очень часто у маршруток свой маршрут. Они едут туда, куда не едут автобусы, где нет общественного транспорта. Как там быть с остановками?

Ликсутов:

- Минутку, маршруты, которые были востребованы, они не поменяются. Привычный маршрут, если вы привыкли ездить на таком частном автобусе, маршрутке, этот маршрут останется, мы его не убираем, никуда не отдаем. Автобусы останутся. Но автобусы будут новые, с кондиционером. И работать там будут только городские билеты.

Олифирова:

- А как будет дальше обновляться городской транспорт? Автобусы, троллейбусы, метро…

Ликсутов:

- Будут обновляться активно. С 2010 по 2015 год мы купили почти 5700 единиц транспортных средств – автобусы, троллейбусы и трамваи. Вложили почти 47 млрд. рублей бюджетных средств. Такого обновления не было никогда в Москве.

Антонов:

- На Чистых прудах ходила «Аннушка». Нет желания взять старый «Икарус», «ЛиАЗ» и сделать ретро-маршрут?

Ликсутов:

- У нас проводятся ежегодные парады трамваев, автобусов, троллейбусов. И тогда мы катаем всех без исключения на старых раритетных автобусах.

Антонов:

- Одного раза в год достаточно.

Ликсутов:

- Привычнее и качественнее ездить на современном транспорте.

Антонов:

- По вотсапу приходят вопросы. «В интернете прошла информация о закрытии в Москве троллейбусных маршрутов. Так ли это?», - спрашивает Елена.

Ликсутов:

- Нет. Троллейбусные маршруты на Садовом кольце, из-за которых было большое обсуждение в средствах массовой информации, никто не собирается убирать, троллейбусы останутся. На время реконструкции Садового кольца, а у нас большой план по реконструкции части Садового кольца, временно будут троллейбусы эти сняты, но потом их обязательно восстановят.

Антонов:

- «Я работаю курьером на авто. Можно ли на платных парковках сделать минут десять-пятнадцать бесплатно. Александр из Москвы».

Ликсутов:

- У нас в законодательстве с самого начала так и сделано, что у вас есть время в течение пятнадцати минут либо уехать, когда вы поставили машину на платную парковку, либо в течение пятнадцати минут, соответственно, оплатить парковку. Но у вас пятнадцать минут есть бесплатно для принятия решения, что вам делать дальше. Это сделано с самого начала.

Шевцова:

- Плавно переходим к теме парковок. Это вопросы, которые многие наверняка хотели задать: будет ли зона платных парковок расширяться в сторону окраин города? Сейчас у нас центр весь уже живет по абсолютно нужному, мне кажется, графику. И вот то, что касается других районов?

Ликсутов:

- У нас конкретных планов по расширению нет. И такую задачу о том, чтобы распространить платные парковки либо что-то еще, у нас никогда и не было. Поэтому мы анализируем ситуацию: проблемные точки, торговые центры, остановки общественного транспорта, станции метро, вблизи которых, действительно, есть дефицит парковочных мест, у нас есть несколько вариантов наших действий.

Первый вариант – мы стараемся создать перехватывающие парковки для автомобилистов, которые дальше пользуются метрополитеном, а у нас уже семь с половиной тысяч создано таких мест в городе. И мы будем продолжать это делать.

Второе. Если остановка общественного транспорта или торговый центр, который создает огромные проблемы для тысяч людей, которые проживают вокруг этих центров, офисных зданий, то наш опыт говорит о том, что точечное введение платных парковок решает проблемы для местных жителей. Потому что местные жители получают резидентное разрешение, имеют приоритет, то есть, они ставят свою машину практически бесплатно. Соответственно, конкретного списка адресного, куда придет платная парковка, у нас нет. Поэтому мы открыты для любых предложений жителей, экспертов, слушателей вашего радио для того, чтобы свои мысли, предложения по этому поводу получить.

Шевцова:

- А каким образом мне обратиться? Я вот живу, например…

Ликсутов:

- У нас огромное количество каналов связи. Можно просто банально написать письмо в мой адрес в Департамент транспорта города Москвы. Можно воспользоваться нашим сервисных центром «Московский транспорт» на улице Старая Басманная. Можно отправить письмо по электронной почте, можно на портале transport.mos.ru написать письмо. Каналов масса. Любой из них, у нас есть единая платформа, любое обращение, которое поступило по любому из перечисленных каналов, попадет к нам, зарегистрируется в нашей системе. И обязательно на каждый будет ответ, если предполагает, что должен быть ответ.

Заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Фото: Евгения ГУСЕВА

Олифирова:

- Давайте в метро спустимся. Я хочу про метро спросить.

Ликсутов:

- Давайте.

Олифирова:

- Максим Станиславович, автоматы по продаже билетов, они стоят во многих местах, но не везде они работают, скажем честно. В чем там причина? Будет как-то меняться вот эта ситуация, чтобы не стояли люди в очереди в кассу?

Ликсутов:

- Конечно, это не порядок, когда автомат по продаже билетов не работает. И те службы, которые у нас занимаются продажей билетов, обслуживанием пассажиров, должны отвечать за работоспособность. Могу вам сказать, что мы проводили анализ. Делаем это еженедельно. Количество неработающих автоматов у нас не более 5-7 процентов, что, в общем-то допустимо. Но все равно бывает, что на какой-то станции не работает из пяти три. Это, конечно, непорядок. Мы будем заставлять организацию, которая занимается сервисным обслуживанием, более четко и грамотно работать, чтобы никаких проблем не было. Автоматы у нас достаточно надежные. Проблем с ними в текущем режиме нет.

Могу сказать, что у нас в этом году стоит задача все без исключения кассы, если мы говорим про продажу билетов, кассы метрополитена и автоматы по продаже билетов, оборудовать возможностью оплатить поездку банковской картой. До конца года во всех без исключения кассах метро и автоматах по продаже билетов появится такая возможность.

Олифирова:

- Любой банковской картой?

Ликсутов:

- Любой. Мы недавно провели конкурс. Выиграла группа ВТБ «Банк Москвы». Там снижение комиссии очень большое было. Мы сэкономим порядка 30 миллионов рублей для метрополитена. Поэтому задача, которую мы поставили до конца года, чтобы появились на всех без исключения кассах, повторюсь, и автоматах возможность оплатить банковской картой.

Шевцова:

- Планирует ли ваше ведомство каким-то образом изменить график работы метро, потому что удобно, когда все-таки, можно ночью воспользоваться метро. Особенно в выходные.

Антонов:

- Ближайшее продление, видимо, работы метрополитена будет на Пасху. А дальше?

Ликсутов:

- Когда есть потребность ночной поездки или продление работы, как в новый год, в пасхальные праздники, мы это делаем. До двух часов ночи или до часу тридцати. В зависимости от необходимости. Но для этого мы запустили специально с 13-го года ночные маршруты автобусов, троллейбусов, которые ездят по городу. У нас одиннадцать таких маршрутов. Интервал движения, например, троллейбуса «Б» по Садовому кольцу от 15 до 30 минут. И в ночное время тоже. Он работает круглосуточно.

Антонов:

- У меня по Ленинградке ходит в Шереметьево.

Ликсутов:

- Да. Действительно. Такое количество автобусов по необходимости мы готовы увеличить. Метрополитен ночью – это единственная возможность отремонтировать, привести в порядок некоторые системы. Те же самые автоматы по продаже билетов – их тоже привести в порядок. Это единственная возможность для нас провести большой объем работ в метрополитене. И у нас всего в метро четыре часа для того, чтобы это качественно сделать.

Метро у нас достаточно не новое. Требуется огромный объем работ постоянных. По замене рельс, шпал, кабельного хозяйства. Масса вещей, что называется, связанных с безопасностью перевозки пассажиров. Поэтому ночные часы нам крайне нужны. Вы знаете, мы даже периодически закрываем часть участков метрополитена, чтобы в субботу провести большущий объем работ: поменять рельсы, шпалы, когда физически требуется больше времени.

Антонов:

- Так что, товарищи ночные гуляки, круглосуточного метрополитена не будет. Пользуйтесь наземным транспортом.

Ликсутов:

- Мы установили единый график открытия всех станций метро. Сейчас он 5.30. Раньше он был 5.25, 6.00, 5.45. Теперь все без исключения станции метро открывается в одно время.

Шевцова:

- И вот спускаешься ты утром в метро. И видишь: играет человек на скрипке. Я сейчас хочу перейти к проекту «Музыка в метро». Этот проект вызвал очень большой интерес у наших слушателей. Задавали огромное количество вопросов: как будут отбирать музыкантов, где они будут играть, могут ли люди заплатить деньги за их игру?

Ликсутов:

- К нам обращалось исторически большое количество музыкантов с тем, чтобы легализовать возможность выступить в метрополитене. Мэр города дал нам такое поручение – посмотреть, что можно сделать в этом плане, чтобы это носило какой-то системный и качественный характер. Во-вторых, выступление не создавало проблем для пассажиров, которым нужно быстро доехать из одной точки в другую. И, наверное, этому пассажиру не приоритет послушать какого-то музыканта.

Мы совместно с экспертами служб безопасности метрополитена отобрали ряд площадок в метро, которые не мешают движению пассажиров. Но при этом, конечно, мы не можем разрешить музыкантам играть в час пик. По понятным причинам, потому что таких мест в метрополитене, где свободно, их очень мало. Практически нет.

Мы создали такую комиссию, которая будет отбирать музыкантов. Это не представители Департамента транспорта, не представители Московского метрополитена. Это разные музыканты, финалисты шоу «Голос», музыканты Парка Горького.

Антонов:

- Алексей Белов, как раз…

Ликсутов:

- И продюсеры музыкальные. Для нас важно, чтобы эта музыка приветствовалась большинством граждан, была им понятна. И специальных каких-то выступлений мы там не планируем.

Первая очередь – это комфорт пассажиров, которые просто переезжают в метрополитене. Безопасность – это два. И третье – не создавать проблем для других. Вот такие приоритеты.

Шевцова:

- Кого бы лично вы хотели послушать? Вот спускаетесь в метро, услышали, например, Лепса. Остановились. И все. Замерли.

Ликсутов:

- Как раз вот Лепс не так давно выступал в метрополитене. В переходе станции «Боровицкая». Открыл, так сказать, некий сезон выступления музыкантов. Поэтому очень благодарны, что музыкант, который крайне популярен и в Москве, и в России, поэтому если будут выступать подобного уровня артисты, это придаст серьезность данному намерению.

Олифирова:

- А еще какие сервисы будут? Вайфай есть, что еще появится?

Ликсутов:

- Что хотят пассажиры, то мы и будем делать. Хотят пассажиры еще дополнительные сервисы? Скажите, мы будем думать над этим. И постараемся реализовать его.

Шевцова:

- А туалеты, извините?

Антонов:

- Один был открыт, но мы это обсудим.

Ликсутов:

- По туалетам. Там тема важная. Мы, действительно, попробовали. Нам дали замечание пассажиры.

Антонов:

- И объявление станций на иностранных языках.

Шевцова:

- Мы говорили о туалетах в метро. Выяснилось, что и перекусить в метро хочется.

Ликсутов:

- Я думаю, в метро по возможности должно быть все то, что действительно нужно пассажирам. Тогда метро будет более комфортным, дружелюбным. В части туалетов на самом деле мы проводили эксперимент. Поставили один туалет, который в итоге какое-то время поработал. Мы собрали все предложения и замечания и пассажиров, и службы, кто эксплуатирует эту конструкцию, посмотрели, что можно сделать и улучшить. Коллеги нам обещали, это частная компания, вернуться с этим и сделать более удобный, более надежный туалет. Если такое произойдет, то мы еще раз рассмотрим возможность на части станций, где это возможно, все-таки такие туалеты поставить. Это первое.

В части торговли. В ближайшие десять дней мы объявим конкурсы, аукционы на выбор компаний, которые будут в ряде мест метрополитена осуществлять торговлю. Хочу сразу сказать, что места, которые были раньше, их уже в том объеме не будет. Потому что зачастую торговля просто противоречила здравому смыслу и отбирала так нужное для пассажиров место в метрополитене, в переходе. Конечно, мы этого допустить не можем из соображений безопасности и комфорта для миллионов людей, которые пользуются метро. А это в день около 8,5 млн. человек. Поэтому мы посмотрели и внимательно проанализировали места, где эта торговля может быть. Соответственно, такие аукционы начнем проводить в ближайшие десять дней.

Олифирова:

- А чем торговать будут?

Ликсутов:

- Торговать можно ровно тем, что разрешено продавать в подуличных пространствах. Если это продукты питания, то они должны быть упакованы. И в основном те товары, которые действительно нужны москвичам. Это какие-то изделия из кожи, телефоны мобильные, какие-то сервисные услуги. Есть интересное предложение от одной частной организации оказывать небольшие сервисные услуги по ремонту одежды, обуви, когда это делается при вас и очень быстро.

Олифирова:

- Служба быта.

Ликсутов:

- Да. Такие услуги тоже предполагается, что будут. Также рассматриваем вопрос – специально выделить помещение для аптек. Пока у нас конкретных предложений от организаций, кто этим профессионально занимается, нет. Потому что там есть строгие требования по типу помещения. На каждое помещение оформляется специальное разрешение, чтобы там была возможность разместить аптеку. Но мы смотрим не на то, что даже хотят иногда товарищи продавать, а то, что действительно нужно пассажирам. Мы делали большой социологический опрос по этому поводу. Будем стараться разместить то, что действительно нужно пассажирам метрополитена.

Шевцова:

- Газету «Комсомольская правда» можно будет купить и другие издания?

Ликсутов:

- Конечно, мы всячески заинтересованы в этом. Причем заинтересованы и продавать через автоматическую торговлю, она неплохо себя зарекомендовала во многих городах мира. Но и также вы знаете, что продажа газет, журналов, печатных средств массовой информации – одна из немногих разрешенных для продажи позиций в близости к станциям метрополитена. Мэр города нам такое поручение дал. Этот же принцип будет сохранен и при дальнейшем развитии московского метро.

Олифирова:

- А кафешки в метро будут?

Ликсутов:

- Кафешки в метро не всегда есть возможность технически разместить. Но вблизи метрополитена, уверен, будет достаточное количество различных кафе, возможностей перекусить. Не обязательно это делать в метро. Когда вы купите какой-нибудь бутерброд, который, не дай бог, испачкает вашего соседа по вагону метро. Наверное, это не очень хорошо.

Заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Фото: Евгения ГУСЕВА

Шевцова:

- Следующий достаточно важный вопрос в жизни москвичей – открытие МКЖД. Это нас ждет в сентябре. Я лично очень жду. Потому что я думаю, что город разгрузится. Высокая степень готовности. Строители работают круглосуточно. Уже вовсю логистика выстроена, как люди будут пересаживаться. Хотелось бы об этом поговорить более подробно.

Ликсутов:

- Это было решение мэра города о том, что пересадка между линиями метрополитена и второй кольцевой линией метро, как мы ее называем, это МКЖД, будет бесплатной. Если у вас есть билет на метро, вы пересаживаетесь на второе кольцо так же, как на кольцевую линию метрополитена. Поэтому мы и назвали его «второе кольцо», чтобы у людей была четкая ассоциация, что это инфраструктура метрополитена.

Антонов:

- Переход со станции на станцию, примерно так?

Ликсутов:

- Переход с линии на линию, с ветки на ветку, с кольца на кольцо будет бесплатный. Если у вас есть билет в метро, вы это делаете без всяких проблем. Это первое. Второе. У нас уже начали поступать вагоны, которые будут обслуживать второе кольцо. Это самый новый, самый современный в России подвижной состав. Это такой же поезд, как «Ласточка», который сейчас ходит между Зеленоградом и Москвой. Там отличные характеристики с точки зрения ускорения, торможения, очень безопасный. Самый современный поезд, который только есть. И с учетом лучших аналогов, которые только в мире сейчас есть в пригородном сообщении. Все поезда оборудованы климат-контролем. Там будет большое количество сидячих мест. Уверен, что у нас по плану в следующем году почти 75 млн. человек воспользуются новым кольцом. Провозная способность – более 350 млн. человек. Введение кольца очень серьезно разгрузит в первую очередь Кольцевую линию Московского метро. Примерно на 15 %. И ряд проблемных мест на подъезде к Кольцевой линии метрополитена тоже.

Антонов:

- И тогда про монорельс тоже спросим. На мой взгляд, мне было удобно. Потому что с «Тимирязевской» до ВДНХ добраться, если общественным транспортом или метрополитеном, это довольно длительно и муторно. Сел на монорельс, доехал достаточно быстро, за 10-12 минут ты уже на месте. Что будет дальше?

Ликсутов:

- Сейчас монорельс работает. Никто его не останавливает. В этом году уверен, что откроется станция «Фонвизинская». Проблема, связанная с тем, чтобы переехать с «Академика Королева» через железнодорожные пути будет решена открытием станции метро. Второе. Мы рассматриваем разные варианты использования той инфраструктуры, которая есть на монорельсе. Сегодня там проезжает от 10 до 13 тысяч человек в сутки. Это тоже достаточно большой объем пассажиров. Плюс у нас монорельс дублируется в большей части трамваем. Мы думаем об интеграции монорельса с трамваем. Совместно с Институтом теплотехники, который разрабатывал всю эту инфраструктуру, мы думаем над оптимальным решением, связанным с еще более сильной интеграцией монорельса в транспортную инфраструктуру. И по итогам, надеемся, в этом году уже будут приняты все решения по этому поводу. Могу сказать, что инфраструктура для пассажиров, не важно, будет это монорельс, трамвай или что-то другое, она все равно останется. И возможность переехать с «Академика Королева» через железнодорожные пути все равно останется. Но мы уверены, что найдем самый современный способ, самый интересный и комфортный для пассажиров.

Антонов:

- Как в фильме «Печки-лавочки»: на воздушной подушке перелетает поезд…

Олифирова:

- А турникеты будут убирать в автобусах и троллейбусах?

Ликсутов:

- Мы делали эксперимент на 17-м маршруте трамвая – убирали турникет. Как только убрали турникет, на 30 % стало меньше платных пассажиров, к большому сожалению. Те люди, которые оплачивают свой проезд, вынуждены будут оплачивать свой проезд и за тех других, которые этот проезд не оплачивают. Не думаю, что это всем нам понравится. Поэтому постепенный переход на безлимитные билеты, постепенный переход к тому, что все-таки мы и другие пассажиры будут оплачивать свой проезд, приведут к тому, что потихоньку турникеты, наверное, будут уходить в прошлое. Но пока они все-таки позволяют не повышать нам тарифы и многих дисциплинируют на то, чтобы оплачивать свой проезд.

Владимир, звонок:

- Максим, большое спасибо за создание самой системы, которая сейчас в Москве существует. Действительно, стало легче добираться. Вопрос касается маршрутных такси. Многие из тех обклеены рекламой с внешней стороны. Пассажир, находясь внутри, практически не видит, на какой остановке ему выходить. И много народу набивается в саму машину, несмотря на указанную вместимость. Машины часто заносят. Происходят опасные перекосы. Вся масса народа переваливается на одну сторону, что грозит реальными авариями. Кто-то контролирует маршрутные такси?

Ликсутов:

- Я думаю, что с учетом того, что достаточно подробно вы рассказали про те проблемы, которые и нам видны, конечно, мы в прошлом году начали, в этом уже до конца доведем реформу наземного транспорта. Об этом я уже говорил. Эти проблемы плюс еще крайне старые автобусы, небезопасные. Слабый контроль за соблюдением водителем минимальных правил дорожного движения, даже со стороны владельцев этих маршруток. Это привело к тому, что мы уже проводим реформу, где слово «маршрутка» канет в Лету, уверен в этом. И на смену вот этим автобусам, заклеенным рекламой с большим количеством людей, которые не могут сесть и вынуждены в три погибели стоять в этом автобусе, это дело прекратится. С мая по сентябрь у нас будет массовая замена этого парка на новых перевозчиков, с новыми автобусами – средней и большой вместимости. Уверен, что эта проблема уйдет. А с точки зрения контроля, если вы сейчас видите, что такие проблемы есть где-то, то вы к нам обращайтесь, и в органы ГИБДД, и в органы Ространснадзора, это федеральная структура, которая также имеет полномочия по контролю за перевозкой. В первую очередь, конечно, сотрудники ГИБДД могут быстро вмешаться в этот вопрос.

В наших новых госконтрактах предусмотрено четко рекламное место, которое может быть занято под рекламой. Конечно же, оно не будет никаким образом мешать пассажирам и создавать проблемы с безопасностью движения. В требованиях к перевозчикам у нас закреплена их твердая обязанность – обязательный медицинский предрейсовый контроль водителей. Когда мы с ними заключаем контракты на 5 лет, они теперь уже, понимая, что в случае того, что они будут выполнять все наши требования, есть гарантированный доход, они могут нанять нормальных водителей. Я уверен, что они это будут делать. И вынуждены будут это делать. И вот это – сегодня работает один человек, завтра другой, и вот эта маршрутка без остановки действует, технически они неисправна, конечно, это уйдет в прошлое. Мы будем их контролировать так же, как контролируем нашего городского перевозчика «Мосгортранс». У них таких проблем нет, мы же как-то умеем это делать. Соответственно, сможем контролировать и этих товарищей, которые выйдут на линию.

Шевцова:

- Вопрос об обычных такси. В Москве сейчас достаточно плотно работают различные агрегаторы такси, с которыми непросто привычным городским таксистам работать. Некоторые люди работают без лицензии. Порядок в этом деле сейчас наведен?

Ликсутов:

- Если говорить про интернет-агрегаторов заказов, компания Uber долго с нами вела переговоры, с конца прошлого года, по поводу того, что их место на рынке таксомоторных перевозок города Москвы, точнее, на рынке заказов, потому что сами они не перевозчики. Мы настаивали на двух основных позициях: компания должна работать только с легальными таксистами, которые имеют разрешение от правительств Москвы и Московской области, в силу подписанного нами соглашения. Мало того, мы проводили некоторые контрольные закупки. Когда по вызову приезжала вместо машины, которая должна иметь лицензию, разрешение, приезжал просто обычный водитель, у которого такого разрешения не было. Это нарушение всех действующих законов Российской Федерации. Поэтому мы поставили коллегам достаточно жесткий ультиматум: либо они занимаются внутренним контролем, и само по себе это уходит, либо мы будем обращаться в судебные и правоохранительные органы для того, чтобы запретить работу этого агрегатора заказов. Недавно было подписано соглашение, где компания взяла обязательства работать только с легальными таксистами. В прессе было некое непонимание. Мы дали 90 дней на то, чтобы Uber начал передавать нам ГЛОНАСС-треки, обезличенные, по передвижению своих автомобилей, заказы которых проходят через них. Некоторые это восприняли как то, что мы им дали 90 дней на то, чтобы они перешли от того, чтобы не работать с нелегальными перевозчиками. Нет, конечно. Таких у нас мыслей никогда не было. Они обязаны работать только с легальными таксистами. А 90 дней мы им дали на то, чтобы они организовали технические регламенты по передаче нам ГЛОНАСС-треков – 90 дней на техническую реализацию этого сервиса. Треки нам нужны для нашей интеллектуальной транспортной системы, чтобы видеть скорость передвижения по дорогам, чтобы наполнять эту интеллектуальную систему, которая в том числе влияет и на работу светофорных объектов, на передвижение автотранспорта в городе. Это добавляет нам информации и делает эту систему более корректной в части отображения информации.

Олифирова:

- Такси по выделенкам ездит?

Ликсутов:

- Да, такси у нас имеют право ездить по выделенкам, все для этого сделано.

Олифирова:

- А будут ли выделенку отбойником каким-то отделять, чтобы туда другие просто не заезжали?

Ликсутов:

- В условиях достаточно стесненного города, где есть задачи и с нашими погодными условиями, когда необходимо за короткий период времени в период обильных осадков быстро убрать улично-дорожную сеть, отбойник здесь создаст огромное количество дополнительных проблем. Нет, отбойниками выделять полосу внутри города практически невозможно. Достаточное количество камер фотовидеофиксации. Плюс мы объявили конкурс, установим еще порядка 600 новых камер. В первую очередь они будут контролировать выделенную полосу. На ряде автобусов мы установили комплексы фотовидеофиксации, которые также контролируют выезд на выделенную полосу. Сейчас около 100 автобусов оборудованы такой системой. В этом году их количество, наверное, увеличится раза в три-четыре. Никому не советую, кто не имеет права выезжать на выделенную полосу, делать это. Штраф – дело неприятное. Выделенные полосы - для общественного транспорта, для тех миллионов людей, которые каждый день переезжают, используя наземный транспорт.

Могу сказать про объемы перевозок. Если у нас метрополитен в рабочий день совершается около 8,5 миллионов поездок, то на наземном транспорте, с учетом такси, автобусов, трамваев, троллейбусов, уже цифра подходит к 7 млн. человек в сутки. Наземный транспорт последние несколько лет догоняет метрополитен с точки зрения объемов перевозок пассажиров. Это серьезная система. Мы обязаны давать приоритет именно общественному транспорту в городе.

Шевцова:

- Общественный транспорт сейчас стал значительно удобнее. Есть информационные табло, человек может понять, через какое время какой маршрут прибудет. Дополнительные сервисы планируют вводить в ближайшее время?

Ликсутов:

- В этом году, я уверен, появится приложение для мобильных телефонов, которое сделают «Мосгортранс» и Московский метрополитен. Это в дополнение к уже привычным сервисам, которые есть в городе. Это и компания Яндекс. Мы нисколько не хотим конкурировать, мы хотим дать выбор москвичам для того, чтобы они выбрали, какая платформа им нужна, какая интереснее. Потому что в городе вдруг частная компания решит не поддерживать больше какое-нибудь приложение, а в городе оно все равно должно быть, поэтому мы относимся именно так, что мы должны предоставить пассажирам набор сервисов. Плюс важная вещь – перевод расписания движения наземного транспорта в так называемое тактовое расписание движения. Постепенно, это невозможно сделать одновременно, если вы пользуетесь какими-то маршрутами, которые проходят по радиальным направлениям в городе, вы должны знать, что в период часа пик с 7.30 до 10.30 автобус ходит каждые 5-7 минут. И вы больше не должны запоминать расписание, вы знаете, что, если ушел автобус, вы видели, что двери закрылись, в течение 7 минут придет новый автобус, и вы спокойно уедете.

Антонов:

- Приходите к нам еще!

Ликсутов:

- Спасибо за приглашение.