Как начиналась в Зеленограде ГАИ...

Правительственное решение о строительстве города-спутника Москвы было принято в 1958 г. Причем то место, где сейчас стоит Зеленоград, выбирал лично Хрущев... И после его беспрекословного "ободрямс" в различных районах будущего центра советской электроники раскинулись стройки. Ежедневный поток автотранспорта оставлял возле котлованов панели, кирпич, железо, стекло, рамы, цемент.

Естественно, что порядок движения грузовых автомобилей и сохранность имущества обеспечивала милиция. Уже существовали наружная служба, дежурная часть, уголовный розыск. Но вот парадокс: в структуре Зеленоградского УВД отсутствовала ГАИ. А без автоинспекции работа милиции выглядит как-то неполноценно.

И вот в 1960 г. в Зеленограде наконец-то появились первые гаишники: ст. лейтенанты Евгений КАЛТЫГИН и Михаил САМАРИН. Оба - участники ВОВ. После ее окончания они служили в милиции. Отличная аттестация с места службы привлекла начальника УВД Емельяна ГУЧАНОВА. Ребята буквально через несколько дней получили новые квартиры.

И завертелось-закрутилось. Они вдвоем (!) обеспечивали нормальное движение грузопотоков, личного автотранспорта, согласовывали с инстанциями строительство дорог, занимались рациональной установкой первых знаков. Работы хватало: город-то рос...

Третьим будешь?
А в это время в столице, напротив гостиницы "Москва", уже третий год нес постовую службу лейтенант Валентин ЗИМИЛОВ. На днях он принимал участие в одном из совещаний, на котором узнал от Егора ПАНОВА, который в это время работал дежурным ГАИ по Москве, о перспективных возможностях работы в Зеленограде. Некоторые сомнения перевешивал тот факт, что до получения жилья в Москве ему нужно было ждать еще лет 10. И мысль о том, что эти годы его семья - жена и двое маленьких сыновей - будет по-прежнему проводить в полуподвальном помещении, была, конечно, крайне неприятной. К тому же совсем недавно он закончил ШРМ, и с аттестатом он чувствовал себя увереннее.

А что? В конце концов Зеленоград - новый город, там наверняка имеется перспектива роста по службе. Посоветовался с женой, съездил, посмотрел - и согласился. А сколько было радости, когда уже через 2 месяца семья переехала в новую квартиру!

Так Валентин Николаевич стал третьим работником ГАИ Зеленограда. Оклады у них были 105-120 руб. И никаких надбавок ни за звание, ни за выслугу лет. Позже, когда генсеком стал Брежнев, одним из первых указов, подписанных им, стали именно эти надбавки...

Из воспоминаний подполковника в отставке
- У гаишников вначале не было никакого помещения. Затем начальник отдела ВД Зеленограда подполковник А.ШОЛОХОВ выделил нам комнатку площадью 7 м2. Там мы поставили пару столов, стулья, появилась возможность разобраться с архивом. Потом стал ко мне приходить народ - частные автовладельцы. Мы ж ГАИ. Кому необходимо пройти техосмотр, кому встать на учет, кому снять с учета машину. А для этого люди были вынуждены обращаться в ГАИ Ленинградского района столицы. Съездил я к коллегам, получил всю местную картотеку. По ней в Зеленограде тогда числилось 362 транспортные единицы.

Город быстро рос, в нем проживало уже 20 тысяч человек. Работы было по горло! И кое-кто из автовладельцев, естественно, нарушал правопорядок. Мы завели журнал учета регистраций, журнал ДТП, журнал административных протоколов.

- А что, до вас этих документов не было?

- Увы, вот так несколько лет до меня коллеги только лишь грозили штрафами. А потом картина резко изменилась: вывез груз или мусор на асфальт - протокол! А это - официальная бумага. Нарушил - плати.

- Город рос, а штаты ГАИ оставались такими же малыми?

- Мы тоже росли. Потихоньку. Помню, как к нам пришел служить Иван РОГОВ. Познакомились с анкетой - и ахнули! У него ж колоссальный опыт работы за плечами: возил нашего посла во Франции, затем в Монголии был начальником транспортной колонны. К тому же за плечами - Великая Отечественная. У нас он стал инспектором дорожного надзора. И мы увидели, что он тот, кто нам нужен: честный, порядочный, деликатный человек. И в то же время - требовательный. Именно требовательностью он и прославился - спуску никому не давал: если виноват - плати штраф без никаких! Да и прозвище у него было уважительное среди нарушителей - Иван Грозный!..

- А какое было в то время на вашу пятерку техническое оснащение?

- Мотоцикл "Урал" и "Москвич-412". Кстати, в 1972 г. нам добавили еще 6 штатных единиц. И главное - теперь мы уже сами выбирали себе пополнение. Причем не из Москвы. У нас уже был хороший костяк. К нему добавились молодые ребята, после службы в армии, с хорошими характеристиками. Это В.СОЛОВОВ, А.НАЗЫРОВ, А.БЕЛОУСОВ, В.КАРПОВ, И.ЧИСТЯКОВ, А.УСТЮЖАНИН.

- А что интересного или необычного запомнилось из тех лет?

- Конечно, мы обеспечивали дорожную безопасность на праздники - 1 Мая, День Победы, 7 ноября. Организовывали сопровождение негабаритных грузов. В то время часто в Зеленоград на платформах завозились огромные строительные краны. Потом вывозились. Это сложно и небезопасно. Поэтому всегда впереди и сзади такого груза ехали наши ребята. И все было в порядке, никаких ЧП.

- А тот факт, что Зеленоград был закрытым городом, сказывался на службе?

- Ну еще бы! Бывало не раз, задерживали автомашины с дипломатическими номерами. Как положено, составляли по форме протокол о появлении этих транспортных средств в черте города. Выявляли маршрут передвижения. Иностранцы, в основном американцы, обычно отговаривались, что они по ошибке заехали к нам. Мы их выпровождали на "Ленинградку" аккуратно, а протоколы направляли в КГБ...

- А насколько вырастала ответственность и нервозность, когда приезжали высокие гости?

- У нас все было расписано - время, маршрут. К тому же и уровень гостей был различным. Никогда не было проблем, когда к нашему знаменитому строителю Злобину приезжал Травкин перенимать опыт. Министр А.Шокин бывал постоянно. Конечно, визит Фиделя Кастро - это уже правительственный уровень. Тут подключались комитетчики (КГБ - Ред.). Мы подстраховывали друг друга.

- Осечки бывали?

- Как-то Чурбанов должен был пожаловать. Предварительно у нас побывали ребята из "десятки" - это группа сопровождения по линии госбезопасности. Мы совместно составили план. Отрепетировали, по какому маршруту он поедет, что посетит, где остановится. Осмотрели дорожное покрытие по маршруту.

И вот пришел тот ответственный день. С самого начала - непредвиденные изменения: по сценарию машина замминистра МВД СССР должна была остановиться на 37-м км Ленинградского шоссе. Там планировалась короткая встреча Чурбанова с первым секретарем горкома КПСС, председателем исполкома, директором "Научного центра". По рации получаем сообщение, что ЗИЛ-117 проследовал 35-й км. Через две минуты подъедет к встречающим. Я только успел подумать, что министр Щелоков ездит на обычной "Чайке", а его зам - на лучшей отечественной модели. Правительственной. ЗИЛ-117 не остановился возле отцов города - промчался в Зеленоград один на приличной скорости.

Представляете, зять Брежнева - и без охраны! Одна наша машина бросилась вдогонку. Но вдруг ее неожиданно занесло, и она врезалась в дерево. Я объявляю по рации: всем оставаться на постах! А самого, так же как и остальных, одна мысль сверлила: видел ли нашу оплошность Чурбанов? Позже поняли, что нет... На следующий день был разбор полетов. Такой случай только раз произошел в моей службе.

Вообще, в те времена работать было легче - существовала настоящая дисциплина. И редко какой водитель не останавливался на жест милицейского жезла. Сейчас чуть ли не анархия. Многие автолюбители к сотрудникам ГИБДД относятся пренебрежительно. А богатенькие - те и вовсе ведут себя по-хамски.

Раньше советские и партийные органы оказывали ГАИ большую поддержку. Первый секретарь горкома КПСС Ю.КЕЛАРЕВ обедал с простым народом в кафе "Березка". Он живо отзывался на наши просьбы. Поступает к нам новый сотрудник на работу - через две недели у него уже новоселье. При Л.ЛИВИНЦЕВЕ, секретаре горкома, мы переехали на Школьную улицу. Там, в здании старой школы, после ремонта у нас уже появились отдельные кабинеты, комната для развода. В штат добавили наконец-то паспортистку.

- Сегодня сотрудники ГИБДД - постоянная тема для анекдотов и шуток. А что, на ваш взгляд, повлияло на создание такого имиджа?

- Дело в том, что и раньше о нашей милиции судили в первую очередь по работе сотрудников ГАИ. Почему? Так они же всегда на виду у народа! И если наши сотрудники четко несут службу, ясно излагают свои претензии, отлично знают инструкции и поступают законно - то такие культурные действия всегда вызывают уважение. Не зря в наше время существовал принцип: в ГАИ берем только лучших.

- Но отсев тоже неизбежен.

- Конечно. И в мою бытность приходилось увольнять из рядов ГАИ случайных или недобросовестных сотрудников. Ведь люди бывают слабыми и в офицерских погонах. И не каждый может удержаться в рамках закона, имея даже маленькую власть...

- Какими премиями награждались лучшие гаишники?

- Сначала бытовала уравниловка: всем по пятерке или по десятке. А потом сами почувствовали несправедливость: один задержал, допустим, за месяц 10 автонарушителей, а другой - двоих. Стали учитывать такие показатели. Помню случай, когда УСТЮЖАНИН задержал грузовик, водитель которого украл со стройки целую тонну кровельного железа. Наш коллега был награжден 50 рублями.

- Какой-нибудь казусный, анекдотический случай из практики не припомните?

- Это было связано с секретарем компартии Вьетнама. Он прибыл в Зеленоград с дружеским визитом - и неожиданно исчез из поля зрения кагэбистов. А минут через 20 выяснилось, что гость, покинув автомашину, решил пешочком прогуляться по Солнечной аллее до "Ангстрема". Наши ребята были в шоке, а ему - хоть бы хны! Они же привыкли там у себя в джунглях без охраны передвигаться: чтобы не привлекать внимание...

- Как вы можете охарактеризовать преемственность поколений в те годы?

- Крепкий, здоровый, глубоко профессиональный, небольшой коллектив ГАИ 70-х годов оказал огромное воспитательное значение на пришедших новых молодых сотрудников. Многие из них стали руководителями служб и подразделений милиции. Так, П.КРАВЧЕНКО - замначальника ОУВД, полковник милиции, В.СКОРОБУЛАТОВ начальник МРЭО; И.ЭНЧЕВАТОВ, замначальника МРЭО.

Сложились и династии. По стопам отцов пошли дети в ГАИ. Теперь здесь работает сын И.РОГОВА - Сергей Иванович. Сын Л.СИМОНОВА Николай Львович занял должность ушедшего на заслуженный отдых отца.

- А в чем, на ваш взгляд, главное различие между прошлым и настоящим временем?

- Раньше люди были честнее.

Валентин КУРЯЧИЙ

Р.S. Валентин Николаевич ЗИМИЛОВ служил в зелено-градской ГАИ с 1967 по 1984 гг. За это время прошел путь от лейтенанта до подполковника, закончил техникум и Высшую школу МВД СССР. Имеет ряд правительственных наград.