Что год учебный нам готовит?

Этот вопрос каждый раз накануне 1 сентября заботит родителей и учителей. Ответ на него мы попробовали найти у самого компетентного человека в этой области - заместителя префекта Татьяны ЗАБЕЛИНОЙ, курирующей социальную сферу.

- Татьяна Николаевна, насколько готовы, по вашей оценке, зеленоградские школы к началу учебного года?

- Подготовка материально-технической базы объектов образования - основная цель работы окружного управления образования в летний период. Сегодня можно с уверенностью сказать, что вся сеть объектов ОУО готова к началу образовательного процесса. Исключение составляет лишь школа №1050 (11-й мкрн), недоработки в ней - "заслуга" администрации, но принятых мер достаточно, чтобы школа 1 сентября приняла своих учеников. Во всех школах прошло планирование учебного процесса, комплектование учащимися, пристальное внимание при этом уделялось 1 и 10-м классам. Капитально, с отличным качеством и вовремя отремонтированы две школы: №604 (подрядчик ООО "Энергоремонт-2") и №367 ("Эльбрус").

Немного цифр. В этом году проведен большой объем текущего ремонта - воздуховоды, спортивные залы, защитные решетки и др. - на ремонт зеленоградских школ в целом истрачено 1700 тыс. бюджетных рублей, на ремонт школьных кровель выделено 1200 тыс. руб. Кроме того, проведено комплексное благоустройство территорий объектов образования, хотя в бюджете такой строки расходов нет. Тем не менее школа №1923 (МЖК) заняла 2-е место в Москве по благоустройству. В августе мы получили дополнительно 5 млн руб., и сейчас полным ходом идет выборочный ремонт школ, косметический ремонт ДТДиМ, клубов "Следопыт", "Союз", "Каравелла".

- Полностью ли осуществлена комплектация столовых, актовых залов, классов?

- В этом году приобретено технологическое оборудование для школьных столовых взамен изношенного на 730 тыс. руб., школьная мебель на сумму более 5 млн руб.

- По всему получается, что оперативные задачи ваше ведомство решило. Но существуют проблемы долгоиграющие, перманентные, даже в масштабе страны. Например, заметное сокращение рождаемости.

- Связанная с демографией проблема - основная. Если в 1998 г. в Зеленограде было набрано 119 первых классов, то в нынешнем - всего 90. Другая наша головная боль - сменные занятия в школе. Не секрет, что сменность в зеленоградских школах - самая высокая по Москве (за счет, надо признать, новых районов, где плотность учащихся в учреждениях образования крайне велика).

- Значит, демографический кризис в какой-то мере поможет выправить имеющееся положение - не было бы счастья, да несчастье помогло?

- Существующее и прогнозируемое уменьшение рождаемости, конечно, улучшит, пусть немного, ситуацию с двухсменным обучением - большее количество детей смогут посещать школу в 1-ю смену. Кроме того, более эффективно будет решаться вопрос о рационализации школ - сейчас это основная задача ОУО. Появится возможность в помещениях школы оказывать услуги по дополнительному образованию (различные внеклассные мероприятия, художественное и техническое творчество и др.) - сегодня для этого элементарно не хватает помещений.

Есть и другая сторона вопроса. С уменьшением количества учащихся возникает необходимость в переподготовке кадров, после которой учителя младших классов смогут "вести" среднюю школу.

Вообще, если говорить о проблемах, то самой нерешенной остается ситуация вокруг профессионально-технического образования. Наши ПТУ обязаны заключать с предприятиями договоры, согласно которым выпускники училищ получат рабочие места на этих предприятиях. На сегодня нет достаточного числа организаций и предприятий, готовых предоставить рабочие места и заключить договоры с ПТУ, отсюда ограниченный прием учащихся. Так, например, у профессионального лицея (бывшего училища №313) нет промышленной шефской организации, на базе которой учащиеся могли бы проходить практику. Эту глобальную проблему мы должны решить в начинающемся учебном году.

- В связи с этим - переход на 12-летнее образование, с вашей точки зрения, необходимость или очередной эксперимент?

- Сколько помню себя в сфере образования, столько лет идет его реформирование. Очередная реформа направлена на изменение содержание обучения, на то, чтобы давать детям действительно необходимые знания. Все прежние реформы не меняли структуры образования, увеличивая школьные программы. В результате объем информации, которую вынужден усваивать ученик, огромен, перегрузки детей колоссальны. С этой стороны я полностью поддерживаю реформу. Но для воплощения 12-летней программы необходимо многое сделать - увеличить число учителей, их фонд заработной платы, надо пересмотреть Закон о всеобщей воинской обязанности (иначе выпускники будут лишены возможности поступить в вуз) и многое другое. Мне кажется, в данный момент государство не готово принять 12-летнее обучение.

- Что касается учителей, действительно ли в этом году зеленоградские учреждения образования испытывают дефицит педагогических работников?

- К сожалению, да. Администрации в полном составе функционируют во всех школах, а вот педсостав: Существует дополнительная потребность в учителях русского, иностранного языков, географии, истории, физического воспитания. В любом случае, выход из ситуации будет найден.

- В чем причина дефицита именно этих специальностей педагогов?

- Причины тривиальны. Учителя иностранных языков, знающие свой предмет, как правило, в совершенстве, предпочитают работать в коммерческих или иных негосударственных структурах, где их знание будет оплачено на порядок выше, чем в школе.

А учитель, к примеру, русского языка имеет такую колоссальную нагрузку, что просто физически не в состоянии вести большое количество часов, чтобы иметь более-менее нормальный заработок. Учителя физвоспитания - здоровые, крепкие ребята, часто востребованные охранными структурами. В принципе же все упирается в уровень зарплаты.

- В школьных кругах активно муссируется слух о возможном сокращении летних каникул - с 3 месяцев до 2. Есть ли здесь доля истины?

- Нет. Но понятно, откуда берутся такие слухи. Действительно, переведя школьников, на западный манер, с квартальных на 2-месячные каникулы, можно добиться некоторого уменьшения ежедневной нагрузки на ребенка. Но, повторю, реальной почвы под этой идеей пока нет.

- Можно ли соглашаться с тем мнением, что за последние несколько лет снизился уровень преподавания и качества знаний в начальной школе?

- Физиология ученика начальной школы не позволяет ему в 3-летний период овладеть всей программой "1-3". Когда специалисты более пристально рассмотрели этот эксперимент - другого слова не подберу - убедились в его ошибочности. Добавьте сюда ускоренную и усиленную подготовку детей в детских дошкольных учреждениях.

Иной раз родители говорят: ребенок, мол, при поступлении в школу умел писать и читать. Но позвольте, у него не развита рука, не развита моторика, не развита речь. Дефектологи и физиологи четко определили: программа начальной школы может и должна быть усвоена минимум за 4 года. Поэтому с прошлого года все московские школы должны были перейти на 4-летнее начальное образование. Непосредственно, отвечая на вопрос, скажу: я не считаю, что уровень начальной школы снизился.

- В этом учебном году в 4-м мкрн откроется новая негосударственная школа "Глобус". Оправданно ли открытие подобной школы в Зеленограде, учитывая непростое финансово-экономическое положение граждан?

- Развивать в Зеленограде сеть негосударственных образовательных учреждений дело довольно сложное. После того, как предприятия зеленоградской монопромышленности остались без заказов, а рабочие без зарплаты, открывать в тех условиях негосударственную школу считалось крайне бесперспективным. Но тем не менее школа такая открылась, и сейчас существует школа-пансион "Гармония".

Школа "Глобус" в 4-м мкрн - филиал Московской международной школы с одноименным названием - отличается очень грамотным руководством. Школа получила лицензию, прошла аттестацию в МКО, ее открытие состоится 1 октября. "Глобус" - образовательное учреждение полного дня, домашние задания предполагается делать в школе. "Глобус" планирует заключить договоры с бассейном, Ледовым дворцом, конно-спортивным комплексом. Очень внимательно руководство "Глобуса" подходит к подбору кадров, а интерес у зеленоградцев к новой школе есть.

- Татьяна Николаевна, благодарю за содержательный разговор. Позвольте поздравить вас с наступающим новым учебным годом, пожелать дальнейших профессиональных успехов.

- В свою очередь, хочу поздравить с началом учебного года учителей и родителей. Нет, пожалуй, другой сферы деятельности, где бы были задействованы абсолютно все члены общества - от внуков до бабушек, как в сфере образования. Дорогим учителям хочу пожелать, чтобы они были строгими, требовательными, обстоятельными и душевными, но ни в коем случае не нудными. Терпения, счастья, благополучия.

Беседовал А.ЭРНСТ