При тогдашних неспешных средствах передвижения. "Летит кибитка удалая:"
Так и летала. С кочки на кочку. А куда она из колеи денется?
Великий был путешественник.
А сколько раз ездил он из Петербурга в Москву и обратно? Сам со счету сбился.
И, конечно, не мог миновать на пути Черную Грязь...
Питерский тракт. Деревня Черная Грязь. Первая пересадочная станция на пути из Москвы в Петербург.Последняя - из Петербурга в Москву. Памятное место.
Вот Радищев из Петербурга в Москву съездил-таки. Чуть не угодил под высшую меру социальной защиты. Но молчим, молчим: Кто в начале просвещенного девятнадцатого века отважится в России вслухпроизнести имя Радищева, бунтовщика хуже Пугачева?
Подъезжая к постоялому двору, камер-юнкер Пушкин заранее горячился. Опять предстояла война залошадей. То фельдъегеря с царскими указами про всякие ненужные глупости начисто опустошат конюшни перекладных, то заезжий генерал, гремя орденами и поставив во фрунт смотрителя, требует тотчас запрягать себе последнюю тройку. На него, Пушкина, с его капитанским чином - ноль внимания. Подумаешь, писателишка опальный, бумагомарака: Ничего, в крайнем случае, можно плюнуть на все, да опять в Михайловское. Вон, повести Белкина давно уже просятся на бумагу.
"Находился я в мелком чине, ехал на перекладных и платил прогоны за две лошади. Вследствие чего смотрители со мной не церемонились, и часто бирал я с бою то, что, во мнении моем, следовало мне по праву. Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, что разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей:"
Ленинградское шоссе. Деревня Черная Грязь. Первый после выезда из Москвы пост ГИБДД. Поневолеприходится снижать скорость.
Заезжаю на новую бензоколонку, отстроенную в последнем российском стиле - много красного кирпича, мало эстетики и почему-то кажется, что не хватает только решеток на окнах.
На своем потрепанном "Жигуленке" я на особое внимание бензиновых мальчиков не рассчитываю. Не та машина, с которой сыпятся им в карман щедрые чаевые. Шустрый мальчуган лет сорока пяти ковыряет бензобак скорее по обязанности. Мой вопрос о Пушкине застает его явно врасплох.
- Пушкин? Какой Пушкин? Ах, Пушкин: Ну, кто не знает? Так я не понял, вам сколько литров? Не надо? Ну, извините:
И тут же уносится к новенькой иномарке, в окне которой уже маячит купюра.
Отъезжаю. Перекресток, конечно, оживленный. Киоски, палатки, магазины и магазинчики. Быстро снуют машины, бойко идет торговля.
Да, Александр Сергеевич, многое изменилось с ваших времен. А изменилось ли?
Питерский тракт. Деревня Черная Грязь. Камер-юнкер Пушкин подъезжал к станции. Думал. А что ещеделать в дороге, покачиваясь на ухабах и созерцая монотонно болтающийся впереди лошадиный зад.
"В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила "чин чина почитай" ввелось в употребление другое, например, "ум ума почитай"? Какие возникли бы споры!
День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию первая забота была поскорее переодеться, вторая - спросить себе чаю..."
Ленинградское шоссе. Деревня Черная Грязь. С утра солнце палило вовсю, но в дороге небо нахмурилось. Стало накрапывать.
Вход на бывшую почтовую станцию нам с фотографом удалось найти не сразу. С первой попытки попали в магазин "Сад и огород", со второй - в какие-то хозяйственные принадлежности и только с третьей, обогнув по грязи торговые точки, мы, наконец, увидели здание бывшей почтовой станции, здание в казенном стиле прошлого века. Добротное, основательное и какое-то по-петербургски строгое.
Во дворе было тихо, пусто, и даже машинный гул трассы долетал словно издали. Казалось, сейчас откроется дверь и во двор выйдет сам Пушкин. И ведь было же! Здесь кутили, здесь прощались с провожающими друзьями, здесь, собственно, и начиналась дорога. Великосветские красавицы, гвардейские офицеры, важные чиновники. Титулы, гербы, бриллианты, кареты: Как помнится из школьного курса литературы, народишко победнее все больше хаживал до парадного подъезда очередного барина. Неспешно - туда, и гораздо шибче обратно, получая ускорение от известного движения "взашей":
Дверь открылась. Пахнуло густым запахом дезинфекции и подгоревшей пищей. Вышел мужчина в синей больничной пижаме с помойным ведром. Да, теперь здесь районная больница. Не ожидали, Александр Сергеевич?
Ленинградское шоссе. Районная больница "Черная Грязь". Если что-то и напоминает здесь пушкинскуюэпоху, то только снаружи. Внутри - больница как больница. Что про нее рассказывать? Все там будем...
Больная Надежда Ивановна живет на Сходне. Здесь бывает частенько. Годы. Сердце пошаливает:
- Пушкин? Ну кто ж его не знает? Какие стихи? "У Лукоморья", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Руслани Людмила": Я последние годы все больше внучке читаю. Ей нравится.
Мужчина, коренной местный житель, как он представился, разукрашенный причудливыми татуировками, полученными явно в тех местах, где годы длинные, а проволока колючая, на вопрос, знает ли он Пушкина, глубоко обиделся.
- Вы что, меня за дурака принимаете? Все знают! Читаю ли? Нет, правду сказать, не читаю. Разве что похабные. Нет, цитировать не хочу:
Игорю Федоровичу, бывшему учителю географии, пенсионеру, мы задали вопрос неожиданный. Сначала он даже растерялся.
- На чем бы ездил Пушкин сейчас? Это на какой машине, вы хотите сказать? Ну, не знаю: на "Мерседесе", наверное. Хотя нет. Поэт. Откуда у него деньги. Он и тогда нуждался. Значит, на "Жигулях". На "девятке". Он же любил быструю езду, правильно?
Правильно, Игорь Федорович. Откуда у поэтов деньги? Хотя, если бы написал Александр Сергеевич стихи про баньку свою, у которой он тазик или, например, про крошку, без которой он смертельно скучает, глядишь, и подсобрал бы на приличный "Фольксваген". Но не верится в это:
И, дремля, едем до ночлега.
А время гонит лошадей.
Так, Александр Сергеевич?
Н.БАХРОШИНР.S. Администрация Московской области рассмотрела и поддержала совместную инициативу учителей России и общественности Солнечногорского района об отводе земельного участка (из земель Искровского сельского округа в д.Черная Грязь) в местах бывшей 1-й Почтово-ямской станции по дороге из Москвы в С.-Петербург под организацию общенародного историко-литературного музейного комплекса "Дорожный быт России:" с опорой на петровско-пушкинскую эпоху, тем самым внося очередной весомый вклад в дело сохранения культурного наследия России.
Решение принято 27 мая сего года на совместном заседании Комиссии по градостроительному регулированию и организации территории в районах центральной части Московской области и Главного управления архитектуры и градостроительства г. Москвы.