Верхи - реформирующие, низы - сатанеющие: ждем-с...

На вопросы газеты "41" отвечает депутат Государственной Думы от Зеленограда, член комитета Госдумы по бюджету, финансам, налогам и банкам, член коллегии Госналогслужбы России Андрей МАКАРОВ.

Мы встретились с Андреем Михайловичем месяц спустя после выхода "41", целиком посвященного его законотворческой деятельности. Назрела необходимость ответить хотя бы на часть многочисленных вопросов, вызванных животрепещущей тематикой того - октябрьского - выпуска.

Огромный стол в кабинете МАКАРОВА "с горкой" завален документами, телевизор выдает прононсом англоязычного диктора мировые новости. Хозяин кабинета выглядит утомленным, но, как всегда, любезен и конкретен.

- Андрей Михайлович, 21 октября 1998 года Госдумой принят закон "О государственном гарантировании вкладов населения в банках Российской Федерации". Что за этим следует?

- Скоро последуют рассмотрение в Совете Федерации и, в случае утверждения, подпись президента. Но до этого надо еще дожить. Принятию его противится Центральный банк. Против и министр финансов г-н ЗАДОРНОВ. Мотивация: закон инфляционный, потребует слишком больших затрат. Но, простите, разве не ЦБ предложил перевести средства вкладчиков в Сбербанк? Для чего? Для выдачи, полагаю? Что, выдача денегСбербанком - это не эмиссия, а коммерческими банками - эмиссия?

Мы в проекте закона не призываем всех вкладчиков бежать и забирать деньги, а напротив - сохранить их, сберечь деньги и банки, выдавать средства по мере надобности. Это, прежде всего, стабилизирующий закон.

- Но ведь происходят определенные изменения: назначено новое руководство ЦБ, принята программа реструктуризации банковской системы, идет работа над поправками закона "О Центральном банке РФ".

- Судьба вкладчиков зависит, в первую очередь, от ЦБ. К сожалению, в Банке России еще осталось много прежних людей, противодействующих нормальному диалогу с коммерческими банками. Прежде всего, я имею в виду 1-го зама председателя ЦБ г-на КОЗЛОВА. Не будем забывать, что именно он, этот государственный МАВРОДИ, и есть создатель пирамиды ГКО. И сейчас именно он написал программу реструктуризации! Но ведь она полностью противоречит банковскому законодательству. Опять глобальная программа решается неправовым путем.

Создаваемое с подачи г-на КОЗЛОВА агентство по реструктуризации банковской системы - никем не контролируемый орган. Люди, в нем работающие, по своему усмотрению будут решать, какому банку жить, какому умереть. Поле для коррупции - широчайшее.

Бесспорно, реструктурировать банковскую систему необходимо, но не введением новых законов, а изменением действующих, прежде всего закона о Центробанке.

Кстати, в этом проекте предложено наделить Национальный банковский совет, выполняющий декоративные функции, определенными полномочиями с тем, чтобы он, наряду с Советом директоров Банка России, влиялна политику ЦБ и служил связующим звеном между ним и правительством для проведения единой государственной политики.

Среди прочего, мы предлагаем ликвидировать негосударственный пенсионный фонд Центробанка. Конечно, ЦБ имеет право организовать свой фонд, но не за госсчет.

Подготовленный закон встречает ожесточенное сопротивление, поскольку пытается в корне пресечь творимые в ЦБ безобразия. Г-н КОЗЛОВ, мне кажется, сейчас делает все, чтобы уйти от ответственности, заметает следы команды, к которой он имел отношение. Хотелось бы верить, что у В.ГЕРАЩЕНКО достанет сил и мужества убрать г-на КОЗЛОВА из ЦБ.

- Будет ли все-таки введена с 1 января 1999 года 1-я часть Налогового кодекса?

- Скажу одно: идет борьба... Что касается 2-й части Кодекса, над которой идет усиленная работа, коснусь одного из основных его понятий - прожиточного минимума. Правительство недавно обнародовало его величину -642 руб. Считаю введение такой единой величины для страны нелепостью - ведь уровень цен в регионах различен. Нужен закон, разъясняющий, каков состав потребительской корзины, а в регионах сами бы определили ее цену.

- Как долго, на ваш взгляд, продержится правительство ПРИМАКОВА?

- Сам Евгений Максимович, думаю, продержится долго, правительство же будет меняться. "Узким горлышком" нашей власти я считаю, прежде всего, министра финансов г-на ЗАДОРНОВА. Я уже не говорю о том, что он причастен к решениям 17 августа. Он грамотный экономист и не мог не понимать, к чему приведет такое решение. Выбор у него был: не поддержать. Но основной мотивацией его действий оказалось желание сохранить свое кресло.

Что же сейчас? Скоро январь, а у страны нет бюджета. Г-н ЗАДОРНОВ говорит: дайте мне курс доллара, я посчитаю бюджет. Я решительно не понимаю, почему нашу экономику нужно привязывать к чьей-то валюте. Надо рассчитывать только на свои силы, на рубль. Помощи оттуда ждать бессмысленно: Западу могучий конкурент в лице России не нужен. МВФ уже все сделал, чтобы поставить Россию на колени.

- Андрей Михайлович, мы видим судьбу С.ДУБИНИНА, М.ЗАДОРНОВА и др. Что, по-вашему, происходит у нас с людьми, приходящими во власть?

- Власть в России развращает, как никакая другая. Возьмите Америку. Идя на госслужбу, где, кстати, зарплата существенно ниже, чем в бизнесе, чиновник преследует две задачи: честно служить своей стране - слишком много она для него сделала - и заработать себе имя. Ведь, оставив госслужбу, он легко найдет престижную работу.

У нас же, по-моему, уважения к стране уже не осталось, в том числе и у тех, кто идет на госслужбу. Ведь тамдля человека каждый день - последний. Он не уверен в завтрашнем дне - не отберут ли завтра дачу, машину, сотовый телефон? Хапают сегодня, чтобы все это купить. Перевернутый менталитет. Не знаю, сколько должно пройти лет, чтобы изменить этот порядок. Возьмите ЗАДОРНОВА: был блестящим председателем комитета Госдумы по бюджету. Боролся с прежней - дикой - налоговой системой, отстаивал бюджет. Теперь отстаивает те идеи, против которых боролся в Думе. ЗАДОРНОВ, ДУБИНИН, ЧУБАЙС... Безумие какое-то.

- Началась предвыборная кампания. Что понимать под "левым" течением в политике, "правым", "центром"?

- Общество наше, увы, чрезвычайно полярно. Вывести страну из кризиса не смогут ни левые, ни правые. Нужен "центр" - личность, вокруг которой страна могла бы объединиться. Не исключаю, что на каком-то этапе такой фигурой может стать А.ЛЕБЕДЬ, на другом - Г.ЯВЛИНСКИЙ. Но сегодня наиболее яркой объединительной фигурой является Ю.ЛУЖКОВ, сильный государственный и хозяйственный деятель. Он не солидаризировалсебя ни с одной политической силой.

- Многие политики призывают дать возможность президенту доработать 2 года, дабы избежать хаоса в стране...

- Думаю, что порядок в стране может начинаться только с власти. Президент-пенсионер - это все-таки, мнекажется, не для нашей страны.

Подготовил В.РАТМАНСКИЙ