Специалист XXI века

Люди зрелого возраста прекрасно помнят лозунг "Кадры решают все!". При этом под словом "кадры" подразумевались как исполнители низшего звена, так и руководители среднего и высшего уровней. Разными путями осуществлялся карьерный рост специалиста. Но само понятие "карьера" в общественном сознании оставалось чем-то неприличным. А характеристика "карьерист" чаще всего являлась чуть ли не приговором для человека. Особенно если речь шла об управленцах. Между тем, во всем мире, пожалуй, главное место отводится именно вопросам формирования управленческих кадров.

Уже в начале ХХ века в странах, развивающихся в условиях рыночной экономики, сформировались два основных направления в вопросах кадровой подготовки. Именно тогда возникло осознание управления как профессии, совокупность необходимых для управленца знаний получила название "менеджмент", а специалист, овладевший всем необходимым инструментарием для профессионального осуществления функций управления, стал именоваться "менеджером".

Два направления - рационалистическое (ярко выраженное в концепциях "научного управления" Ф.Тейлора, "идеальной бюрократии" М.Вебера, "науки администрирования" А.Файоля, пропагандирующих жесткость и технократизм в управлении) и поведенческое, опирающееся в основе своей на достижения психологии, социологии и культурной антропологии, развиваясь параллельно, временами конфликтуя между собой, к 80-м годам, отказавшись от крайностей и дополнив друг друга, вылились в единую целостную систему организационной культуры управления.

Начавшиеся в 90-х годах экономические преобразования в нашей стране сразу же выявили недостаточность подготовки управленческих кадров предприятий, организаций практически всех уровней для эффективной деятельности в условиях рынка.

Интенсивное развитие внешнеэкономических отношений, интегрирование научно-производственных, социальных, культурных и финансовых структур в сложившуюся международную систему выявили недостатки и недостаточность руководителей нового типа.

МИДА стал первым вузом, разработавшим и внедрившим в Москве систему многоуровневой подготовки специалистов ХХI века.

Созданная в МИДА система многоуровневой подготовки позволила институту стать полноправным участником мирового образовательного процесса.

По истечении 7 лет выпускники получают государственные дипломы специалистов-менеджеров, экономистов-международников (факультет "Менеджмент", факультет "Мировая экономика").

Непременная на каждом уровне обучения производственная практика в организациях Зеленограда, Москвы и Московской области (банки, учреждения города, управления муниципальных районов, торговые, транспортные, производственные предприятия, инвестиционные и рекламные комиссии, совместные предприятия, предприятия сферы услуг, таможня и т.д.) приводит к тому, что часть студентов уже во время нее получает приглашениена работу. И многие старшекурсники сочетают дальнейшее обучение с работой по уже полученной квалификации.

Факультет "Менеджмент" осуществляет специализацию по двум направлениям: маркетинг, финансовый менеджмент. На факультете "Мировая экономика" - специализация "Внешнеэкономическая деятельность".

Интенсивная переписка института с учебными заведениями многих стран мира по электронной почте обеспечивает постоянное участие МИДА в международных проектах разного профиля.

Для института характерно участие студентов (наряду с преподавателями) в работе международных семинаров, конференций, презентаций, что позволяет ребятам отрабатывать на практике получаемые в процессе ролевых игр навыки делового общения.

Иностранные гости отмечают умение студентов хорошо и правильно одеваться, точно следовать протокольным нормам поведения, непринужденно общаться с иностранцами, проявляя широкую эрудицию и свободное владение иностранными языками.

Маркетинг: практика и еще раз практика...

Сегодня многие государственные и коммерческие вузы обучают маркетингу. Идут споры о форме и методахорганизации учебного процесса менеджеров-маркетологов. У МИДА своя формула обучения: сочетание теоретического обучения с реальной практической деятельностью.

В наши дни услышать что-либо лестное о маркетинге и рекламе - большая редкость даже от тех, кто этим занимается. Хорошо это или плохо? Нормально. Маркетинг открыт для критики. Но конструктивная оценка для него - стимул развития, позволяющий идти в ногу с сегодняшними потребностями и настроениями.

Программа специализации по маркетингу начала развиваться в Московском институте делового администрирования одной из первых. И что особо приятно отметить, направлена она на подготовку специалистов для фирм Зеленограда и Московского региона в целом. Практические навыки в маркетинговых исследованиях студенты получают уже с 1-го курса. Старшекурсники имеют возможность стать аналитиками по маркетингу, участвуя в работеИнформационно-маркетингового центра МИДА в качестве экспертов. В 1997 г. первокурсники участвовали в социологических исследованиях первого муниципального района и ежегодно являются интервьюерами на Дне открытых дверей (первое воскресение апреля).

Важной составляющей маркетинговых программ института стали современные информационные технологии. МИДА активно сотрудничает с Белорусским государственным экономическим университетом по программе имитационного моделирования "ДЕЛЬТА", разработанной под руководством заслуженного деятеля науки Беларусипрофессора Е.ВЕЛЕСЬКО. При организации обучения на старших курсах используются программные продукты фирмы "ИНЭК", работает Интернет.

Наряду с образовательной программой по маркетингу в Московском институте делового администрирования действует Информационно-маркетинговый центр. Центр с 1996 года занимается маркетинговыми, социальными и политическими исследованиями на базе массовых опросов.

При проведении исследований Центр опирается на региональных партнеров через единственный в Россиижурнал по практике маркетинговых исследований "Практический маркетинг". В "полевых" работах принимают участие специально подготовленные студенты-интервьюеры и аналитики.

Заказчиками Центра были не только фирмы Зеленограда, но и известные московские предприятия и организации. Основные результаты исследований опубликованы в журнале "Практический маркетинг" (№2, 3, 4, 5, 7, 11 за 1997 г., №4 за 1998 г.).

В 1998 году МИДА стал инициатором открытия секции "Маркетинг и менеджмент высоких технологий" на Международной конференции "Новые информационные технологии в науке, образовании, бизнесе и телекоммуникациях".

Результаты конференции подтвердили, что главное в обучении менеджеров-маркетологов - это получение глубоких теоретических знаний и развитие практических навыков.

Финансовый менеджмент

Главная задача кафедры - подготовка квалифицированных финансовых менеджеров, соответствующих современным требованиям. Главными функциями финансового менеджера, как известно, являются анализ финансового положения государственных, акционерных и частных фирм; финансовое планирование; подготовка и принятие решений по различным финансовым вопросам. На IV и V курсах студентами изучаются основы управления финансами: "финансы, денежное обращение и кредит", "финансовый менеджмент и экономический анализ", "ценообразование". На VI и VII курсах идет процесс специализации, изучаются курсы "финансы предприятия", "финансовый анализ и управление финансами предприятия", "ценные бумаги", "банковское дело", "финансовый менеджмент в коммерческом банке", "маркетинг в коммерческом банке". С целью ознакомления студентов со спецификой управления финансами во внешнеэкономической деятельности изучается курс "международные валютно-кредитные и финансовые отношения". Целью изучения всех этих курсов является приобретение студентами практических навыков оценки финансового положения предприятия, умения исследовать рынок и конкурентоспособность продукции, ознакомление со стандартами международной отчетности (GAAP, IAS), международной практикой и отечественным опытом управления финансами, умение использовать современные компьютерные программы.

Кафедра финансового менеджмента является выпускающей. Выполняя дипломный проект, студенты имеют уникальную возможность провести самостоятельное исследование финансовой проблемы, дать собственные рекомендации и предложения по совершенствованию управления финансами, показать свое умение прогнозировать финансовые риски и управлять ими, принимать незаурядные решения в сложных экономических ситуациях финансового кризиса и банкротства. Об этом свидетельствует тематика дипломных работ выпускников МИДА. "Анализфинансовой хозяйственной деятельности коммерческого банка на основе баланса и данных счетов второго порядка" (Д.ГОРБЕНКО), "Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности отрасли с целью финансового оздоровления" (Н.БРУК), "Управление финансами предприятия в условиях банкротства" (Е.БАЧКАЛА), "Управление кредитными рисками в коммерческом банке" (О.ГУБАНОВА), "Стимулирование проектного кредитования льготным налогообложением" (А.СТЕПАНОВ) и другие. А самое главное - защита дипломного проекта- это экзамен на зрелость специалиста в области финансового менеджмента.

Ситуация в области финансов меняется очень быстро, в особенности на переломных этапах экономической жизни России. Приобретенные знания мгновенно устаревают. Возникает потребность в повышении квалификации. Кафедра финансового менеджмента планирует обеспечить переподготовку сотрудников и руководителей бухгалтерских, финансовых и экономических служб предприятий. Это - второе высшее образование по специальности "Финансовый менеджмент". Студенты очного отделения МИДА смогут получить второе высшее образование по специальности "Банковское дело".

Учтены потребности в финансовом образовании работающего контингента. Кафедра финансового менеджмента обеспечивает получение высшего образования путем использования технологий дистанционного обучения под руководством и наблюдением квалифицированных тьюторов.

Специальность "Мировая экономика" в Зеленограде

Нынешняя экономическая ситуация в Зеленограде и близлежащих регионах (как и в целом по стране) отличается сложностью и нестабильностью. Одним из возможных способов улучшения экономического положения региона является повышение эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм, производящих высокотехнологичную продукцию.

В свою очередь, развитие внешнеэкономической деятельности невозможно без наличия высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимым объемом знаний в области мировой экономики и внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

С целью выявления потребности региона Зеленограда в данных специалистах студентами выпускного курса Московского института делового администрирования (МИДА) О.КУЗНЕЦОВОЙ, И.ВЛАДИМИРОВОЙ, С.СПИРИНОЙ, О.ЛАРИНОЙ, И.АБАНИНЫМ и др. в 1997-1998 гг. было проведено комплексное маркетинговоеисследование рынка труда в сфере ВЭД.

В результате проведенного исследования было установлено, что потребность в специалистах по мировой экономике в регионе значительная. Сейчас в рейтинге престижности специальностей "Мировая экономика" занимает ведущее место, востребованность специалистов данного профиля со стороны различных организаций и фирм, агентств по трудоустройству очень высокая. Поэтому руководством Московского института делового администрирования было принято решение об открытии данной специальности в вузе.

В сентябре 1998 года приказом министра общего и профессионального образования РФ МИДА лицензирован по специальности "Мировая экономика".

Московский институт делового администрирования поддерживает деловые контакты с Финансовой академией при правительстве РФ, Дипломатической академией при МИДе РФ, МГИМО, МГУ, Российской академиейвнешней торговли и др., в частности, заключен договор с Дипломатической академией МИД РФ о совместнойподготовке дипломированных специалистов в области мировой экономики со специализацией "Международные экономические отношения".

Это сотрудничество позволит осуществлять подготовку специалистов непосредственно в Зеленограде и обеспечивать потребность регионального рынка труда, что имеет колоссальное значение для успешного экономического развития Зеленограда в XXI веке.

Более того, это еще раз подтвердит репутацию Зеленограда как одного из центров интеллектуальной элиты России.

Мы личности славим, которые есть, но трижды - которые будут!

Исходным принципом направления деятельности МИДА изначально был сформулирован принцип гуманного интеллекта во всех формах и элементах образовательного процесса. Чтобы из стен вуза выходил не только высококвалифицированный специалист, но и не менее "квалифицированная" личность.

В феврале 1992 г. в МИДА было открыто отделение разработки методологии и психологии образовательногопроцесса. Сотрудники института исходили из практической необходимости более внимательного изучения традиционных форм педагогической деятельности в связи со спецификой внутренних условий учебно-воспитательного курса.

До сих пор не существует шкалы личностного развития. Но каждый из нас очень хорошо чувствует личность там, где она есть. Педагогика не может опираться на чувство, но она и не отрицает такой опоры. В большой чести в институте кодекс менеджера-лидера, сформулированный Дианой Трейси, президентом крупнейшей американской компании "Трейси коммуникейшнз", поскольку личность, как правило, становится лидером, а лидер, безусловно, обязан быть личностью. Так или иначе, но сформулированные в этом кодексе 17 постулатов являютсятем результатом, на достижение которого направлены усилия лаборатории "Развитие личности", действующейв институте.

В параллель ей работает и лаборатория "Качество обучения", которая периодически, 4 раза в год, по специальной методике отслеживает уровень обученности студентов на всех ступенях образовательного процесса с целью последующей педагогической и психологической помощи студентам и методической помощи преподавателям. Без понимания психологического состояния - как коллектива, так и каждого из участников совместной деятельности -вряд ли возможен умный и внимательный подход к каждому и к коллективу в целом. Психологическая служба института исследует динамику студенческих групп, личностные отношения внутри них, свойства нервной системы итемперамента каждого студента, определяет их личностные качества, анализирует уровень психологической нагрузки студентов в учебном процессе.

Контроль за психологическим состоянием студентов позволяет выделить "тонкие" места в образовательномпроцессе и вовремя найти способ разрешения педагогических и бытовых проблем. Вся эта работа осуществляется на фоне психологического просвещения: в институте проходят научно-практические семинары, конференции, формируется научная школа.

В гимне МИДА есть строчка: "Не надо считать нас потерянным поколением!". Прекрасно, что в этом убеждены и студенты, и их педагоги!

Подготовила Н.СЕДОВА