Профессия - менеджер,
Профессия - экономист-международник

Абитуриенты, их родители и многие другие задают вопросы: "Каких специалистов готовит институт?", "Какие дипломы, знания получают выпускники, где работают?"

С большим удовольствием продолжаем знакомить вас с Московским институтом делового администрирования, каким он видится мне и моим коллегам - сотрудникам института и студентам, связанным делом, душой, любовью и жизнью с огромным миром - миром образования.

Московский институт делового администрирования (МИДА) - Государственное высшее учебное заведение, учрежденное правительством Москвы. Это молодой вуз, но уже сегодня он занимает достойное место среди вузов России.

Начало большого пути. Авантюрный роман, или Звездная встреча

В начале 90-х годов, в период трудных лет перестройки, на очередной из коллегий в управлении образования Зеленограда формировались первые планы становления столичного образования, впервые осуществлялись процессыпроектирования образовательного пространства Москвы и Зеленограда как особого социокультурного института.

Группа разработчиков-профессионалов под руководством Татьяны Николаевны ЗАБЕЛИНОЙ - начальника управления учебного округа Зеленограда - впервые проектировала для нашего города образование будущего. Наши проекты шли с опережением (на 5 лет) юридической, нормативной базы в сфере обучения.

И вот первая пятилетка позади! Каковы же ее итоги?

  • Создана первая гимназия в Зеленограде (лучшая в столичном образовании!), получившая сейчас уникальный статус школы-лаборатории! (директор Тамара Макаровна СЛЕСАРЕВА).
  • Работает специализированная школа надомного обучения - проект поддержки социально незащищенных слоев населения (авторская модель Татьяны Николаевны ЗАБЕЛИНОЙ).
  • Московский институт делового администрирования впервые в Москве зарегистрирован как вуз нового поколения, который создал и внедрил систему многоуровневого профессионального образования (премия мэрии Москвы в области образования) и многие, многие другие проекты.

    Прошедшие 5 лет - период сложной и очень интересной работы, которая для сторонних наблюдателей казалась просто авантюрой. А ведь это был звездный час зеленоградского образования! Эти годы - время мощной инновационной деятельности учебного округа. Приятно, что этот процесс продолжается.

    Ничего гениального, только должное

    Сегодня мы опять говорим о кризисе экономики, политики, культуры в России. При этом слово "кризис" употребляется как синоним безысходности, тупика, остановки в развитии. МИДА вступил во вторую пятилетку, итоги которой мы будем подводить уже в XXI веке. А первокурсники, которые сегодня прошли посвящение в студенты, станут специалистами XXI века.

    А что же молодежь? Как она себя чувствует? Кто она?

    Результаты социологического исследования по программе "Молодежь и будущее", проведенного совместного сМГУ им.Ломоносова среди школьников старших классов Москвы и Московской области, позволяют говорить о рождении новой культуры - культуры "достоинства".

    Это прежде всего:

  • ориентация молодежи на реальную действительность;
  • ориентация на большую степень свободы, динамику развития;
  • терпимость к противоположной точке зрения;
  • высокая степень значимости образования при значительной потребности в гуманитарных знаниях.

    И все это реализуется на фоне высокой тревожности, неопределенности и незащищенности!

    Тенденция формирования культуры "достоинства" у молодежи дает возможность говорить об обществе XXI века, о важности гуманизации высшего образования уже сейчас, уже сегодня!

    Моделируя образовательную среду МИДА как целостное образовательное пространство (сквозные учебные программы, учебные планы, технологии обучения, внеаудиторные меро-приятия, культуру организации в целом) мы видели в качестве ключевого момента деятельности развитие личности профессионала. А также создание условий, в которых формируется и зреют личная заинтересованность и ответственность, добровольное исполнениенорм нравственности; создание условий, при которых в поступках личности проявляется красота и гармония души, единство интеллекта и совести, единство потребностей "для себя" и "для других".

    Именно в этих условиях появляются ростки зрелого сознания, сознания профессионала - лидера.

    Молодежные инициативы: идеалисты в белых воротничках

    Интересен тот факт, что чаще всего многие инновационные студенческие проекты в институте ориентированы на объединение, обучение маленьких школьников Зеленограда. Беседуя с директорами будущих проектов, студентами, видишь глубокое сопереживание, обеспокоенность тревожной статистикой растущей наркомании, отсутствием занятости подростков во внеурочное время и т.д. и т.п.

    Первый студенческий инновационный проект - "Школа юного менеджера" (ШЮМ) - был открыт группой студентов 1 сентября 1994 года в рамках института. За четыре года около 250 ребят 12-15 лет из 14 зеленоградских школ прошли обучение по программам "Основы менеджмента и предпринимательства", "Иностранные языки", "Психология поведения", "Бизнес-План" (мечты и реальность). Некоторые из них продолжили учебу в МИДА, где впервые познакомились с профессией менеджера! Родители благодарны за то, что у детей улучшилась успеваемость, нет замечаний по поведению.

    Преподавателями школы являются только студенты-старшекурсники, которые с удовольствием передаютребятам свои знания, используя игровые технологии обучения в области экономики. Научное руководство обеспечивает опытный, талантливый преподаватель Светлана Николаевна МИЩЕНКО.

    В 1998 году ШЮМ открыла филиал в клубе "Торнадо" и по итогам года получила благодарность от главы МР "Крюково" Ангелины Петровны ГАСТЕВОЙ. В этом году будет открыт еще один филиал!

    Представляем директора первого проекта молодежных инициатив.

    Денис Анатольевич ГОРБЕНКО - выпускник МИДА 1998 года по специальности "Менеджмент" (специализация "Финансовый менеджмент"), автор проекта, по окончании института - заместитель управляющего "ЗелАК-Банка". Денис ГОРБЕНКО - золотой медалист I ступени (спецшколы) МИДА, победитель I Московской олимпиады по экономике и предпринимательству в 1993 году (1-е место), параллельно с обучением в институте прошел обучение в Международной высшей банковской школе, экономической школе при МГУ им.Ломоносова.

    Несколько лет назад привел учиться в наш институт своего младшего брата, и сейчас Алексей ГОРБЕНКО - заместитель директора ШЮМ. Рождается династия.

    Девиз ШЮМ: "Мы хотим, чтобы новое поколение было экономически грамотным".

    Все основоположники проекта закончили институт. Работают в банках Зеленограда, а также в финансово-кредитных институтах Зеленограда и Москвы. Попросту говоря - "белые воротнички".

    В настоящее время в МИДА уже активно работает Школа молодого международника-лингвиста. Молодежный проект рожден в рамках специальности "Мировая экономика". Директор ШММЛ - студент-старшекурсникМаксим СОЛОМИН. Здесь обучаются более 70 человек из школ Зеленограда. Научный руководитель проекта - заведующий кафедрой, талантливый организатор, ученый Борис Иванович СЕДУНОВ.

    Задуман новый проект "Молодежный центр компьютерного моделирования экономики и бизнеса". Его авторы - студенты, занявшие 2-е место в финальных всемирных играх в США "Глобальное моделирование бизнеса", Иван КОСТИН и Илья РЯХИН. Научный руководитель - С.МИЩЕНКО.

    Таким образом оттачивается профессиональное мастерство будущих менеджеров, формируется творческаяи духовная культура личности.

    Рождение научной школы Многолетняя, кропотливая работа команды ученых-профессионалов института соединила воедино науку и практику, создала базу для развития научной школы, одно из направлений которой - гуманизация бизнес-образования.

    Научная школа формируется вокруг ее лидера - доктора философских наук, профессора, академика Юрия Леонидовича ЕГОРОВА. В ее работе принимают участие ученые-философы России. Ю.ЕГОРОВ - душа коллектива, руководитель и консультант научных исследований молодых ученых, работающих в этой области.

    Малый вуз больших новаций. Качество и комплексность услуг

    Сегодня МИДА - государственный вуз многоуровневого профессионального образования, учебно-деловой центр экономико-гуманитарного профиля, основным критерием деятельности которого является качество образования и комплексность услуг. Здесь наш опыт анализируют и изучают лаборатории управления качеством образования и развития личности, существующие при нашем институте.

    В условиях ежегодно меняющихся российских стандартов, из-за отсутствия синхронизации работы уровнейобразования разрыв между школой и вузом, школой и средним профессиональным образованием огромен! Нам удалось совместить в течение нескольких лет работы стандарты и требования европейского, западного образованияс российскими государственными стандартами.

    Поэтому наши студенты из года в год плавно наращивают потенциал фундаментальных, профессиональныхзнаний без повторов информации, без адаптационных периодов, так называемых "мертвых зон", как это бывает при переходе из одного вида учебного заведения в другой, из одного коллектива - в другой, из системы одних, ужеставших привычными, требований в систему других.

    Такая структура обучения в режиме непрерывного многоуровневого профессионального образования бесспорно благотворно воздействует на психику человека, дает ему возможность более эффективно, спокойно и продуктивно учиться.

    Ступени обучения

    I ступень - программа специализированной школы (10-11-й классы) с экономическим и лингвистическим уклоном, и расширенной областью технологий. Лицензирование, аттестация и аккредитация осуществлены в 1992 и 1997 годах выдержаны стандарты ЮНЕСКО (билингвистическое образование), стандарты США (бизнес-технологии в образовании, информационные технологии - Internet-технологии).

    Результаты - налицо. Победы наших студентов по широкому спектру направлений таковы.

    1. Программа основ экономики:

    - 1993-1998 гг. - 1, 2, 3-е места на ежегодных олимпиадах в Москве по экономике;

    - призеры конкурсов "Бизнес-План" в Москве;

    - в 1998 г. - 2-е место в США на финальных всемирных играх по "Моделированию глобального бизнеса".

    2. Лингвистическая программа:

    - 1993-1998 гг. 1, 2, 3-е места на ежегодных олимпиадах в Зеленограде и Москве по английскому, немецкому и французскому языкам;

    - в 1997, 1998 г. - призеры конкурса посольства Японии "Японский язык".

    3. Программа общей математики (автор сквозной программы

    "Математическое образование в экономической области" - профессор Аладдин Мамедович АЛЛАВЕРДИЕВ):

    - 1993-1998 гг. - 1, 2, 3-е места на олимпиадах в Зеленограде и Москве;

    - научно-практические конференции по математике получили высокую оценку Государственного комитета по науке и технике РФ.

    4. Программа "Технология":

    - секретарское дело и документационное обеспечение управления. Победитель конкурса "Лучший по профессии в Москве" (1998 г.). Преподаватель Лариса Александровна КУЛАГИНА.

    5. Программа непрерывного экологического образования:

    - победитель Всероссийского конкурса "Лучший экологический проект в образовании" (1998 г.). Авторы и разработчики - преподаватели Павел Иванович МУНИН, Елена Геннадьевна УВАРОВА.

    6. Программа "Физическое воспитание и спорт":

    - практически во всех направлениях спортивных соревнований в Зеленограде и Москве - почетные грамоты икубки за 1, 2 и 3-е места.

    Кафедра "Физического воспитания и спорта" института (завкафедрой - Михаил Николаевич МИТИН) стала "кубковой" кафедрой!

    Научные труды к.п.н., доцента Николая Васильевича РЕШЕТНИКОВА легли в основу Государственного стандарта России по физическому воспитанию.

    I ступень образования в МИДА стала в 1997-1998 году лауреатом Всероссийского конкурса "Школа года".

    Приятно отметить, что совмещение зарубежных стандартов с российскими дало возможность нашим студентам легко вписаться в систему образования США, Германии, Швеции, Израиля, Японии и обучаться в течение года и нескольких лет в учебных заведениях этих стран. Таким образом, мы постарались приблизиться к технологии "Образование без границ".

    И конечно же, медальные работы! Ежегодно золотые и серебряные медалисты радуют нас своими успехами.Государственные аттестаты зрелости вручаются студентам I ступени вместе с дипломами первой профессии - "Секретарь, делопроизводитель со знанием иностранного языка и компьютерных технологий".

    Профессорско-преподавательский коллектив, работающий на I ступени, - это специалисты-педагоги высокой квалификации, из года в год повышающие свой профессионализм. Это великие труженики, добрые и веселые люди! Всегда при любой возможности хочется сказать им огромное спасибо!

    II ступень - это плавный переход всех программ I ступени в программы базового высшего профессионального образования. Наличие расширенной профессиональной подготовки по курсу "Технология" (I ступень) дает уникальную возможность ее развития по российскому стандарту среднего профессионального образования повышенного уровня, завершения II ступени образования по специальности "Экономика. Бухгалтерский учет по отраслям" и приобретения новой профессии и государственного диплома с квалификацией "экономист-бухгалтер". Повышенный уровень знаний обеспечивается в области финансового менеджмента.

    Лицензирование, аттестация и аккредитация II ступени проведена в 1995 году. Удивителен тот факт, чтоэтот государственный диплом в России был внедрен только в 1998 году. Помните "опережение проекта по нормативной базе на 5 лет?"

    Сегодня, как и несколько лет назад, студенты II ступени с удовольствием пробуют себя в конкретной работе, закрепляясь на фирмах в период практики. Фирмы делают исключения, предоставляя возможность ребятам учиться. Ведь для них молодой профессионал интересен тем, что владеет двумя языками, компьютерными технологиями, включая бухгалтерские программы, имеет хорошую подготовку по экономике, математике.

    Можно и дальше подробно описывать программы и призовые места, занятые студентами в конкурсах и олимпиадах среди колледжей Москвы и России, но мы их опускаем, хотя деятельность в рамках II ступени не менее продуктивна и очень успешна.

    Кафедры института, которые обеспечивают базовое фундаментальное образование и прикладную, профессиональную подготовку, имеют мощный научный и творческий потенциал профессорско-преподавательского состава, прошедшего переподготовку в России и за рубежом по фундаментальным наукам и технологиям бизнес-образования.

    Традиционным стало проведение учебных занятий в форме деловых и ролевых игр, кейс-стади, аудио- и видеокейсов, компьютерных программ по моделированию ситуаций. Успешно прошло и внедрение новой современной технологии бизнес-образования "Ситуационное обучение", которое является международным стандартом образования XXI века.

    Конечно же, институту еще предстоит найти средства для частичного переоснащения материальной базы,поскольку новая технология обучения требует внедрения новых компьютерных программ. Именно в этот периоднекоторые наши студенты, изучающие японский язык, уезжают на 4-летнее обучение в Японию, в Международный гуманитарный университет. Первые его выпускники уже получили интересные предложения и возможность работать в Японии. Все студенты в период зимних Олимпийских игр были аккредитованы Международным Олимпийским Комитетом в качестве менеджеров Олимпиады.

    Итак, завершилось обучение на второй ступени института, студенты закончили общеэкономический факультет. Прошли государственные экзамены по фундаментальным наукам: менеджменту, экономике, финансам, математике, иностранным языкам, информационным технологиям. Сдан государственный квалификационный экзамен по специальности. Прошел экзамен по физкультуре - танцшоу (как элемент менеджмент-подготовки). Дальше предстоит выбор специальности полного высшего образования, выбор факультета.

    О том, какие специальности есть в институте и какие дополнительные возможности в приобретении второго высшего образования мы предлагаем и многое другое вы, уважаемые читатели, узнаете в следующем выпуске полосы "Мои университеты".

    Т.КОСТИНА